Курсовая с практикой на тему Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы исследования роли педагога в
развитии ребенка
1.1 Профессионально значимые качества личности педагога
1.2 Роль личности педагога в целостном развитии ребенка
2.1 Диагностика профессиональной компетентности педагогов
2.2 Разработка треннингового занятия для учителей
начальных классов
Список использованной литературы
Введение:
Актуальность темы
исследования. С развитием демократических,
гуманистических тенденций в жизни общества, утверждением
личностно-ориентированной парадигмы образования повышается значение личности
педагога как самостоятельной ценности. Центральным фактором успешности профессиональной
деятельности, ее субъектом, и одновременно главным орудием, инструментом
выступает именно личность педагога.
Еще К.Д. Ушинский писал,
что ничто не может заменить личность в деле воспитания. Реформирование
современной системы образования требует не только декларирования, но и
воплощения в жизнь идей гуманизма. В целостном развитии ребенка важную роль
играет способность учителя проникать в духовный мир ребенка. Поэтому в
современных условиях чрезвычайную актуальность приобретает исследование сущности
и содержания качеств личности учителя начальных классов, которые получают
статус профессионально значимых качеств.
Научному решению проблемы
формирования качеств личности педагога способствовали исследования Б. Ананьева,
Ю. Бабанского, И. Беха, В. Богословского, А. Бодалева, Л. Божович, Е.
Зеера, И. Зимней, В. Ильина, Е. Климова, Г. Костюка, Н. Кузьминой, А.
Леонтьева, К. Платонова, В. Семиченко, И. Харламова и др., в которых
указывается, что качества личности выражаются в органическом единстве ее потребностей,
сознания, знаний, эмоционально-волевой сферы и практических действий,
направленных на личностное и профессиональное становление.
Анализ научной литературы
показал, что в понимании комплекса и сущности профессиональных личностных
качеств педагога-воспитателя единой точки зрения на сегодня отсутствует. Так,
качества личности, необходимые для успешного выполнения профессиональной
деятельности, называют профессиональными (А. Гура, В. Ройлян), профессионально
значимыми (Ю. Бабанский, А. Борисюк, В. Гринева, С. Гончаренко, И. Зязюн,
Ю. Кулюткин, А. Маркова), профессионально-личностными (В. Витюк,
Л. Митина), личностными (Е. Климов, А. Пехота, И. Подласый). В нашем
исследовании мы будем оперировать термином профессионально значимые качества
как наиболее полным и широко применяемым.
Итак, актуальность
затронутой проблемы, ее недостаточный уровень теоретической изученности и
практической разработанности обусловили выбор темы работы: «Роль учителя
начальных классов в формировании личности ученика».
Цель исследования состоит
в выявлении роли учителя начальных классов в формировании личности ученика.
Объект исследования
– профессионально-значимые качества личности учителя начальных классов.
Предмет исследования
– роль учителя начальных классов в формировании личности ученика.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть
профессионально значимые качества личности педагога.
2. Дать характеристику
роли личности педагога в целостном развитии ребенка.
3. Провести эмпирическое
исследования с целью выявления роли учителя начальных классов в формировании
личности ученика.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; анкетирование.
Структура курсовой
работы соответствует логике исследования и включает в себя введение,
теоретическую часть (глава 1), практическую часть (глава), заключение, список
литературы.
Заключение:
В результате
теоретического анализа литературных источников, посвященных теме нашей работы
мы пришли к выводу, что профессионально значимыми характеристиками личности
учителя начальных классов являются следующими: высокая гражданская
ответственность и социальная активность; сочетание любви к детям с
профессиональными знаниями и увлеченностью педагогической делом; потребность в
постоянном самообразовании, саморазвитии и жизненном самореализации; владение
методологической культурой мышления, определяет готовность педагога к анализу,
обобщению и преобразования педагогических ситуаций, к принятию решений о
выборе, применение и создание средств педагогического воздействия; повышение
уровня методической компетентности и совершенствования
организационно-содержательных основ преподавания; высокий уровень
профессионализма, педагогического мастерства, наконец, возвеличивание личности
педагога.
Развитие личности –
процесс приобретения личностью качественных и количественных изменений в
собственной структуре. В контексте личностных изменений развитие индивида не
является тождественным понятием становления и формирования.
Признаками развития
личности следует считать: 1) отсутствие жесткого отношения к какому-то заранее
определенному масштабу, критерию, образцу, эталону; 2) преемственность, то есть
обусловленность предыдущими стадиями развития; 3) целостность, когда система
развивается в целом, и это опережает развитие отдельных частей;
4) универсальность развития человеческих потенций, что является самоцелью.
Анализ работ психологов
дал нам возможность определить, что педагогическая концепция целостного
развития личности ребенка младшего школьного возраста базируется на теории
социокультурного восприятия целостного и деятельно-личностного подхода,
реализуемого учителем начальных классов, у которого сформированы
профессионально значимые качества личности. Таким образом, вместе они образуют
педагогическую концепцию целостного развития и воспитания ребенка как субъекта
детской деятельности.
Учитель начальных классов
играет ключевую роль в целостном развитии ребенка, поскольку является для него
примером поведения, воспитателем и учителем.
Требования к
профессиональной деятельности учителя начальных классов является императивной
системой профессиональных качеств, которые и определяют успешность его
педагогической деятельности, успешность развития целостной личности ребенка
младшего школьного возраста. Из вышесказанного понятен тот факт, что
профессионализм педагога заключается в направленности его усилий на создание
условий для гармоничного развития воспитанников, владение инновационными
методами и приемами работы с детьми по конкретным методикам, создание атмосферы
сотрудничества и сотворчества, установка и регулирование взаимоотношений с
детьми, родителями, коллегами и т.п.
Проблема
профессионального развития педагога, роста его профессионально значимых
личностных качеств, способностей, знаний и умений является весьма актуальной в
настоящее время. Ведь от этих показателей педагога зависит адаптация к
профессиональной деятельности, эффективность учебно-воспитательного процесса,
удовлетворенность трудом. Именно постоянное самообразование, профессиональное
развитие учителей начальных классов должно положительно влиять на качество
знаний, умений и навыков младших школьников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования роли педагога в развитии
ребенка
1.1 Профессионально значимые качества личности педагога
В зависимости от научных
позиций и теоретических ракурсов ученые предлагают много интересных конструкций
профессионально значимых качеств, черт и свойств характера педагога. Поэтому
целесообразно обратиться к интегрированным личностным новообразованиям, которые
характеризуют целостное профессиональное лицо педагога и отражаются научными
категориями.
Начиная со второй
половины ХХ века и до настоящего времени качества педагога изучаются в
контексте исследования ряда таких комплексных личностных образований: педагогическое
(профессиональное) мастерство; педагогический профессионализм; педагогические
способности; педагогическая культура; готовность к педагогической деятельности;
педагогическое творчество.
Наиболее признанным
интегрированным личностным качеством среди последних определяются
педагогические способности.
Педагогические
способности – это устойчивые индивидуально-психологические особенности
человека, которые способствуют успешному выполнению педагогической деятельности
и заключаются в специфической отзывчивости к объекту, средствах, условиях
педагогического труда и способности к созданию продуктивных моделей
формирования искомых черт и личности младшего школьника.
Н.Д. Левитов выделяет
пять групп педагогических способностей [Цит. по: 7]: 1) способность к передаче детям
знаний в краткой и интересной форме; 2) способность понимать детей; 3)
самостоятельность и творческий склад мышления; 4) изобретательность, быстрое и
точное ориентирование; 5) организаторские способности.
В состав педагогических
способностей В.А. Крутецкий включает [Цит. по: 14]: 1) дидактические – передача
учебной информации; 2) академические – владение глубинными знаниями;
3) перцептивные – способность проникать во внутренний мир ребенка; 4)
речевые – способность четко и ярко излагать свои мысли; 5) организационные – способность
создавать атмосферу жизнеспособности коллектива; 6) коммуникативные и
авторитарные – умение устанавливать контакт и влиять на детей; 7)
педагогическое воображение и внимание.
Согласно распространенной
концепции педагогических способностей Н.В. Кузьминой, структуру последних
составляют: 1) гностические – исследование объекта, процесса, результатов
собственной деятельности; 2) проектировочные – подбор, распределение
задач; 3) конструктивные – композиционное построение системы работы; 4) коммуникативные
– установление отношений с детьми; 5) организаторские – включение детей в
различные виды деятельности [6].
А.Г. Мороз выделяет такие
социально-психологические черты и свойства характера педагога [9]: