Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль творческого пересказа в формировании читательских умений младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 3
1. Теоретические основы работы по формированию читательских
умений у младших школьников. 6
1.1. Языковые особенности устно-поэтических произведений. 6
1.2. Состав читательских умений формируемых у младших
школьников при работе над языком устно-поэтических произведений. 7
1.3 Упражнения эффективного формирования читательских умений
при работе над языком устно-поэтических произведений. 10
2. Экспериментальная работа по формированию читательских
умений у младших школьников. 12
2.1 Диагностика уровня сформированности у учащихся экспериментального
класса читательских умений. 12
2.2. Включение приемов работы по формированию читательских
умений при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки
литературного чтения. 18
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы по проверке эффективности приемов формирования читательских умений у
младших школьников  24
Заключение. 28
Список литературы. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 36

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В младшем школьном возрасте
закладываются главные читательские умения и навыки, разрешается вопрос, будет
ли интерес ребенка к книге деятельным или инертным. Читательская мотивация во
многом обусловливает становление ребенка как личности, потому процесс ее
формирования является не только педагогической, психологической, методической,
но и социальной проблемой. Кроме того, чтение играет важную роль в моральном,
нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения, а также содействует
формированию речемыслительных умений, смыслового восприятия, интереса, памяти,
воображения ребенка. Читательская мотивация является фактором формирования
познавательной активности и, следовательно, имеет важное значение в воспитании
грамотного учащегося. Серьезность данной проблемы и необходимость поиска путей
ее решения нашла отражение и в положениях ФГОС НОО. В начальной школе на уроках
литературного чтения главной целью обучения является овладение учащимися
навыком осознанного, правильного и беглого чтения. Для достижения этой цели
необходимо прививать ребенку интерес и любовь к чтению как источнику знаний и
духовного наполнения, как средству формирования в человеке человека. Различным
аспектам изучения читательских умений детей посвящены труды Ананьевой Д.С.,
Репиной А.И., Багичевой Н.В., Чёрной Т.И., Бородиной В.А., Бородина С.М.,
Джежелей О.В., Львова М.Р., Степчевой Т.В. и др. Сущностные характеристики
процесса становления читательской мотивации рассматривали исследовали Гусакова
О.Я., Зобнина М.Я., Калина Г.Д., Красильникова О.А. и др.

Цель исследования – теоретически обосновать, выявить,
апробировать и проверить эффективность системы работы по формированию
читательских умений младших школьников средствами литературного чтения.

Объект исследования – процесс формирования читательской
мотивации младших школьников.

Предмет исследования – система работы по формированию
читательской мотивации младших школьников средствами литературного чтения и
внеурочной литературной деятельности.

Для
достижения цели и доказательства гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:

1.
Изучить языковые особенности устно-поэтических произведений

2.
Проанализировать состав читательских умений формируемых у младших школьников
при работе над языком устно-поэтических произведений

3.
Изучить упражнения эффективного формирования читательских умений при работе над
языком устно-поэтических произведений .

4.
Провести диагностику уровня сформированности у учащихся экспериментального
класса читательских умений

5.
Провести работу по включению приемов работы по формированию читательских умений
при работе над языком устно-поэтических произведений в уроки литературного
чтения

6.
Провести анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы по
проверке эффективности приемов формирования читательских умений у младших
школьников

Методологическое
положение исследования. В теории и практике проблемы в
формировании читательских умений младших школьников разрабатывались Бушниной Е.И., Бунеевым Р.Н.,
Красильниковой О.А., Лищенко В.Т., Ильиным Е.П., Казариновой С.В. и др.

Методы
исследования:

− теоретические – анализ
психолого-педагогической, искусствоведческой и методической литературы по проблеме
исследования;

− эмпирические – целенаправленное
педагогическое наблюдение, диагностирование, беседа, эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

− математические – количественный и
качественный анализ результатов исследования.

Гипотеза: эффективность
системы работы по формированию читательских умений младших школьников
средствами литературного чтения будет происходить путем применения различных
приемов.

Практическая значимость:
результаты
проведенного исследования

могут
быть использованы педагогами при работе с младшими школьниками

над
формированием читательских умений посредством творческого  пересказа, а также студентами при изучении
темы исследования.

База
исследования: МБОУ СОШ №18 г. Муром, Владимирской
области, 30 детей – учащихся 3 класса.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1)
Мотивация – это один из главнейших элементов обучения, база для реализации
внутреннего развития личности. Другими словами, мотивация представляет собой
важную составляющую всего учебного-воспитательного процесса.

Понятие
«мотивация», рассматривая его в сфере читательской деятельности, может
использоваться в процессе исследования причин и механизмов для определения
ориентиров человека к общению с произведением.

2)
Читательская потребность – ключевая из области духовных потребностей личности.
Читательская потребность позволяет определить культурное развитие человека.

Потребность
в чтении предполагает собой аспект мотивационной области, которые помогает
формировать нравственную базу человека, определяет его цели, рассматривать
смысл жизни и восприятие окружающего его мира. Благодаря чтению протекает
процесс духовного и нравственного совершенствования личности.

3)
Мотивацией к чтению является направленность ученика на активное чтение.
Например, если деятельность учащегося направлена на работу с предметом, который
изучается (лингвистические, математические, биологические и т.д.), то можно
говорить о когнитивных мотивах (собственное развитие в процессе обучения;
действие вместе с другими и для других, изучение нового, неизвестного).

Если
деятельность ученика во время его чтения направлена на отношения с другими
людьми, то это обычно вопрос разных социальных мотивов.

Другими
словами, одни ученики больше мотивированы процессом познания во время чтения, а
другие – мотивированы отношениями с другими людьми.

4)
Показателями высокого уровня читательской мотивации у учеников начальных
классов являются: положительное отношение к самой деятельности читателя («я
люблю читать»);

интерес
к конкретным книгам («Я хочу читать эти книги»); страсть к самому процессу
чтения («я не могу оторваться от книги»); желание поделиться с другими радостью
общения с книгой («Я хочу, чтобы другие узнали об этой книге»).

5) Уроки литературного чтения и внеурочная литературная
деятельность играют огромную роль в формировании развития читательской
мотивации детей. В результате правильной организации, а также непосредственно
проведения такого рода заданий можно комплексно оказать влияние на развитие
сенсорных способностей учащихся.

Кроме
того, такого типа уроки способствуют расширению как самостоятельности, так и
коллективной творческой деятельности детей, формируя при этом комфортные
условия для всего процесса учения и общения. Развивая читательскую мотивацию
ребенка, не стоит забывать о точной организации учебной деятельности,
ориентированной на обучение чтению, понимаю текста произведений и умения
работать с ним.

 Таким образом, приемами повышения мотивации к
чтению могут быть: инсценирование, чтение по ролям, игры-драматизации,
пантомиму, создание определённой предметно-пространственной среды и др.

Таким
образом, в первой главе мы рассмотрели роль мотивации в читательской
деятельности и пришли к выводу, что мотивация к читательской деятельности
состоит из определенных мотивов, но в понимании соотношений между мотивом и
мотивацией нет единства взглядов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы работы по формированию читательских
умений у младших школьников

1.1. Языковые особенности устно-поэтических произведений Поэтический язык, художественная
речь,- язык поэтических (стихотворных) и прозаических литературных
произведений, система средств художественного мышления и эстетического освоения
действительности.

В отличие от обычного (практического)
языка, у которого основной является коммуникативная функция, в
поэтическом языке доминирует эстетическая (поэтическая) функция, реализация
которой сосредоточивает большее внимание на самих языковых представлениях (фонических, ритмических,
структурных, образно-семантических и др.), так что они становятся самоценными
средствами выражения. Общая образность и художественная неповторимость
литературного произведения воспринимаются через призму поэтического языка.

Особенность поэтического языка
состоит в том, что в нем могут наделяться смыслом любые языковые структуры
(фонетические, словообразовательные, грамматические, ритмические), становящиеся
тем самым своего рода материалом для построения новых эстетически значимых
языковых объектов. Поэтому, в отличие от естественного языка, поэтический язык
представляет собой «вторичную моделирующую систему» (в понимании Ю.М.Лотмана),
в которой знак сам моделирует свое содержание. Поэтический язык как бы
выставляет напоказ свою форму, предлагая адресату поэтического сообщения
осознать либо интуитивно ощутить причины и следствия выбора именно такого
(порой необычного или хотя бы неожиданного), а не какого-либо иного способа
выражения; более того, и внешняя обыденность поэтического языка, которая иногда
имеет место, сама воспринимается на фоне ожиданий необычности формы как особый
эстетический прием.

Поэтический язык в отличие от
практического языка как средства обычной коммуникации имеет значение и «сам по
себе»: он характеризуется звуковой организацией, образностью (тропы, фигуры),
композиционной конструктивностью. Его важной отличительной особенностью
является большое количество выразительных средств. Другой важной чертой этого
стиля является то, что в нем могут использоваться любые средства языка, если
это нужно для создания художественного образа, для достижения той
художественной цели, которую ставит перед собой автор.

Главное для художественной речи это
понятие «выразительность», то есть способность художественного произведения
оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие
образы людей, поэтические картины природы и тому подобное. Выразительность речи
может достигаться разными способами и средствами: фонетическими,
морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. Чтобы
сделать изображение персонажа, характера, явления, предмета более
выразительным, показать авторское отношение к изображаемому, вызвать у читателя
эмоциональный отклик, сформировать у него определенную оценку того, что
изображено, автор использует специальные средства, которые обобщенно можно
назвать стилистическими приемами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы