Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Роль трудового воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психологические особенности старших дошкольников 5
1.2. Культурно-трудовая организация поведения дошкольников 8
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Проблема развития самостоятельности ребенка в теории и практике дошкольного образования 18
2.2. Методы и приемы развития самостоятельности дошкольников средствами трудовой деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы познавательного характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности: — готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют познавательными действиями. В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает трудовая деятельность.
Поэтому трудовая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: обоснование возможности использования трудовой деятельности в формировании трудолюбия и взаимопомощи у старших дошкольников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики использования трудовой деятельности в формировании трудолюбия и взаимопомощи у старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике дошкольного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности трудовой деятельности в развитии дошкольника;
3. Выделить методы и приемы использования возможностей трудовой деятельности в дошкольном образовании;
4. Обосновать использование методики познавательного развития дошкольников средствами трудовой деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формировании трудолюбия и взаимопомощи у старших дошкольников в процессе трудовой деятельности и разработке соответствующих методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов и родителей.
Теоретическую основу исследования составляют труды А. А. Ануфриева, А. В. Брушлинского, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского,
Н.-Э. Т. Гринявичене, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъякова, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность дошкольников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Человек превращает мир с помощью труда – физической, интеллектуальной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Работа выполняет практическую (создание материальных, духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека), развивающую (развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс) и воспитательную (формирование общественно и личностно ценных качеств человека, его нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции. Воспитательная функция труда реализуется в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Учебно-воспитательный процесс в детском саду предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему – один из способов формирования у детей трудолюбия, положительного отношения к труду и к труженикам.
В ходе исследования были рассмотрены наиболее актуальные концепции трудового обучения дошкольников – Е. И. Радиной и В. И. Логиновой. На основе проанализированных концепций были сформулированы следующие выводы. В.И. Логинова предлагает путь, основанный на использовании системного подхода к определению знаний о труде взрослых как средстве удовлетворения потребностей людей: знания о структуре трудового процесса (цели, необходимых материалов, последовательность производимых операций, достижение результата, определение его соответствия поставленной цели). Производится поэтапная демонстрация трудового процесса, установление связи между результатами и целью. Е.И. Радина предложила путь, начинающийся с показа действий труженика, демонстрация «чудесных превращений» объекта труда. Выполняются действия по переключению внимания детей с процесса деятельности на красоту, ловкость движений труженика. Данные действия интерпретируются как выражающие отношение к труду (создание образа труженика), оцениваются личные качества труженика. Ряд наблюдений реализован путем показа коллективных действий людей в процессе труда, интерпретации их взаимоотношений.
Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель имеет возможность сообщить им конкретные задачи о труде, сформировать определенные представления о нем и на этой основе воспитать чувство уважения к труду взрослых, научить ценить труд, пробудить у детей интерес и любовь к нему, вызвать стремление к трудовой деятельности, желание работать добросовестно, старательно.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психологические особенности старших дошкольников
По мнению ученых, первые годы жизни — это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития человека, связанный с закладкой первых представлений о самом себе, мире вокруг, становлением самосознания, образованием устойчивых форм межличностного взаимодействия с окружающими, усвоением нравственных и социальных норм .
Анализ современных исследований в области дошкольного детства (Л. Артемова, А. Богуш, С. Борисова, Н. Гавриш, И. Кондрат, А. Кононко, С. Ладывир, В. Оржеховский, С. Плохий, Т. Пониманская, В. Постовой и другие) свидетельствует об интенсивных поисках ученых и практиков по обновлению содержания образования и воспитания детей, реализации личностно ориентированных воспитательных технологий, организационно-педагогических условий функционирования образовательных учреждений различных типов и профилей, психолого-педагогических условий оптимального развития детей в семье и дошкольных учреждениях. Результаты научных исследований в аспекте воспитательного потенциала семьи и дошкольного учреждения в качестве основных институтов социализации на ранних этапах онтогенеза представлены также в работах А. Богинич, В. Котырло, М. Машовец, А. и Б. Никитиных, М. Осорина, Л. Островской, Т. Пироженко, О. Хартман и другие.
Итак, первичный анализ научной литературы показал, что, несмотря на достаточное количество психолого-педагогических исследований по вопросам развития-воспитания-обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста, проблема позитивной адаптации детей к дошкольному учреждению как весомый фактор их социализации остается мало изученной и технологически разработанной. Это объясняет смысл нашего научного поиска: изучить теоретические основы этой проблемы для обоснования технологии содействия положительной адаптации детей к новой социальной ситуации в группе дошкольного учреждения. Сосредоточимся прежде всего на психолого-педагогическом и методическом аспектах названной проблемы .
Как свидетельствуют труды ученых, одной из важнейших задач развития детей на этапе перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту является формирование самосознания – понимание собственного «Я», осознание себя как индивидуальности, а также в качестве участника социальных отношений, который должно подчиняться определенным социальным нормам. Исследуя психологические основы личностного становления дошкольника, Л. А. Пеньевская указывает на важность появления позиции «Я-в-Мире», которая аккумулирует его жизненный опыт, характеризующий степень ориентированности в различных жизненных ситуациях, синтезирует ценностные отношения к предметному и человеческого миру, собственному «Я» . Становление личности ребенка происходит на общем фоне его психофизиологического роста, поэтому особый интерес для нас представляют научные работы и методические наработки, посвященные характеристике периода первичной социализации детей – перехода от раннего к младшему дошкольному возрасту.
Уникальность этого периода по сравнению с последующими возрастными этапами становления личности состоит в том, что он является своеобразным фундаментом для общего развития ребенка. Ведь формируются не только те черты психики, которые вообще характеризуют поведение ребенка, его отношение к окружающей среде, но и такие, которые проектируются на будущее и оказываются в важных психологических новообразованиях. Ученые определяют ряд особенностей указанного периода. Прежде всего, это интенсивный темп как физического, так и нервно-психического развития .
На начало младшего дошкольного возраста малыш должен владеть всеми основным движениями (хождением, бегом, ползанием), речью, он учится взаимодействовать с предметами, приобретает определенную самостоятельность и пытается ее отстаивать. Однако из-за возрастной морфологической и функциональной незрелости организма развитие происходит на неблагоприятном фоне (неравномерность, лабильность развития) .
Однако ребенок остается чрезвычайно уязвимым по отношению к нервной системе, психике, высшей нервной деятельности. Сохраняется неуравновешенность основных нервных процессов, характерная для раннего периода развития: процессы возбуждения преобладают над торможением.
В младшем дошкольном возрасте особенности ребенка, как и прежде, в значительной степени обусловлены состоянием его здоровья. Физически полноценные дети не только меньше болеют, но и лучше развиты психически: при длительном заболевании дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки. Незначительные нарушения состояния здоровья влияют на их эмоциональную сферу (А. Богинич, М. Ефименко, А. Кочерга, И. Макаренко и другие).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы