Курсовая с практикой на тему Роль темперамента в учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения темперамента и
индивидуального стиль деятельности. 6
1.1. Понятие о темпераменте. 6
1.2. Типы темперамента. 10
1.3. Представление темперамента в психологии. 13
1.4. Связь темперамента с наследственностью.. 20
1.5 Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. 22
Глава 2. Эмпирическое исследование связь типов темперамента
с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов. 28
2.1. Организация и методы исследования. 28
2.2. Анализ результатов исследования. 30
Заключение. 37
Список литературы.. 39
Введение:
Каждый человек является
индивидуальностью со дня его рождения, потому что будущий темперамент личности
заложен уже на уровне генотипа. Темперамент считают наиболее устойчивой
характеристикой личности, который почти не меняется в течение жизни,
проявляется во всех сферах жизнедеятельности и характеризует индивида со
стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть, за
показателями темпа, скорости, ритма, интенсивности, энергичности,
эмоциональности.
Каждая деятельность
предъявляет к психике человека и к его динамическим особенностям определенные
требования, поэтому не существует темпераментов, которые были бы идеально
подходящими ко всем видам деятельности. Возможно лишь условно сказать, что
люди-сангвиники более пригодны к деятельности политиков и ораторов, лица
меланхоличного типа темперамента — к творческой деятельности в науке и
искусстве, люди холерического темперамента наиболее подходят для активной
рискованной деятельности, а например, для профессии военного или летчика,
флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности, где необходима полная
сосредоточенность и концентрация на своей работе.
Роль темперамента в
трудовой и учебной деятельности заключается в том, что от него зависит влияние
на деятельность различных психических состояний, вызываемых окружающей
обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От
темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень
нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание
контроля деятельности, ускорение темпа работы ит. п.).
Существует четыре пути
приспособления темперамента к требованиям деятельности: профессиональный отбор,
чтобы не допустить к деятельности людей, которые не имеют важных свойств
темперамента, индивидуальный подход к деятельности; формирование положительного
отношения к деятельности, чтобы преодолеть негативное влияние темперамента и
наиболее
Заключение:
Темперамент – это
индивидуально своеобразные свойства психики, которые определяют динамику
психической деятельности человека. Им свойственно одинаковое проявление в
разнообразных ситуациях и видах деятельности индивида, сохраняются в течение
всей жизни человека, и сочетание его составляющих образует типы темперамента,
которые отличаются большим многообразием.
Типы темперамента
исследуются людьми еще с античных времен. Самым древним и наиболее известным
мыслителем тех времен является Гиппократ, он предложил ввести понятие о
типологии четырех темпераментов и описал 4 их вида. Гиппократу удалось выделить
общие закономерности среди множества индивидуальных вариантов психики. Люди с
резко выраженными чертами определенного темперамента не так часто встречаются,
чаще всего наблюдается смешанный темперамент в различных сочетаниях.
Согласно классификации
Гиппократа, существует четыре типы темперамента человека: холерик, сангвиник,
меланхолик, флегматик. Типы темперамента можно охарактеризовать по особой
реакции человека на случайно возникшее на его пути препятствие. Типы
темперамента заметны во внешнем проявлении, подвергаются наблюдению и анализу
со стороны, существенно проявляются в познавательной деятельности личности,
производственно-трудовой, сфере чувств, эмоций, межличностных отношений,
особенностях речевой и речедвигательной деятельности и т.п.
Темперамент в некоторой
степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав
которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп,
скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы изучения темперамента и индивидуального стиль деятельности 1.1. Понятие о
темпераменте
Темперамент – это
индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику протекания его
психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм,
продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности
эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения
человека — подвижность, активность, быстроту или замедлительность реакций и
т.д. Темперамент характеризует динамичность личности [12].
Следуя трактованию В. В.
Белоуса, темперамент является особенной характеристикой индивидуума с позиций
динамических особенностей его психической активности, а именно темп, скорость,
ритм, насыщенность, яркость. Данные характеристики определяют непосредственно
деятельность психических процессов и состояний [4].
По мнению Н.Д. Левитова,
темперамент – сторона личности, основанная на прирожденном типе высшей нервной
деятельности, выражающаяся эмоциональной возбудимостью (быстротой внушения,
устойчивостью и яркостью эмоций) и связанная с этой возбудимостью темпом
психических процессов» [9.
Я. Стреляу определяет
темперамент как «совокупность формальных и относительно устойчивых
характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во
временных параметрах реакций» [24]. Я. Стреляу пишет о том, что
темперамент отображает динамические стороны поведения. Они носят, как правило,
врожденный характер. Посему возможно констатировать, что темпераментальные
свойства личности очень стабильны, устойчивы, неизменны по сравнению с иными
психологическими особенностями индивидуума. Характерной особенностью
темперамента становится то, что различные свойства темперамента определенного
индивидуума не непроизвольно коррелируют друг с другом, а логично
взаимосвязаны, создавая при этом конкретное образование, структуру, дающую
характеристику типу темперамента [24].
Проблема темперамента
также интересовала Л.С. Выготского, который считал его особой сферой личности
человека, отвечающей за прирожденные и наследственные реакции, конституцию
человека. Темперамент, по мнению ученого, «…обнаруживается в инстинктивных,
эмоциональных и рефлекторных реакциях человека» [8]. На основании этого, Л.С. Выготский
выделил две основные характеристики темперамента: телесную выразительность и
характер (темп) движения.
Б.Г. Ананьев рассматривал
темперамент как особенности организма, индивидуальность которых определяется
деятельность «…двигательных органов, органов чувств и всего нервно-мозгового
аппарата» [3]. Таким образом, ученый дал
определение темперамента как «совокупность физиологических и психических
особенностей человека» [3].
В качестве основных
характеристик темперамента он выделял силу, скорость и устойчивость психических
процессов. Дополнительными показателями темперамента он считал чувствительность
и впечатлительность человека, особенности переживания человеком собственных
поступков и действий.
Современные исследования
проблемы темперамента проводятся преимущественно в школе В.С. Мерлина. Под
темпераментом автор понимает определенную динамическую систему, а также
свойства темперамента им определяются как энергетическая характеристика
психических свойств [15]. К показателям темперамента В.С.
Мерлин относит эмоциональную возбудимость, силу эмоций, возбудимость внимания,
тревожность, пластичность, ригидность, импульсивность, активность волевой
целенаправленной деятельности.
В.М. Русалов выделяет 8
параметров темперамента: