Курсовая с практикой на тему Роль СМИ в формировании толерантности( на основе любого издания)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты значения СМИ при формировании толерантных отношений в обществе. 5
1.1. Понятие толерантности,
ее роль в обществе. 5
1.2. Возможности влияния
СМИ на формирование толерантности в отношении общества к определенным
социальным группам. 7
Глава 2. Механизмы
формировании толерантности на примере издания «Комсомольская правда». 16
2.1. Формирование
толерантности по отношению к мигрантам. 16
2.2. Методы формирования
толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. 19
2.3. Создание условий для
толерантного отношения к секс-меньшинствам. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Актуальность темы
исследования. Средства массовой информации как важный социальный институт
призваны создавать благоприятные условия для формирования зрелого, социально
ответственного общества, одним из признаков которого является высокий уровень
толерантности жителей к различным социальным группам. Во всех развитых
государствах мира СМИ пропагандируют равенство граждан по расовым,
национальным, половым и другим признакам, их деятельность направлена на
создание благоприятного образа различных социальных групп в общественном
сознании.
Для России вопросы формирования толерантности в обществе
чрезвычайно важны. Это связано с негативными проявлениями, которые свойственны
российскому социуму: негативное отношение к мигрантам, представителям
сексуальных меньшинств, иногда даже к людям с ограниченными возможностями,
больным СПИДом и другим социальным группам.
С учетом наличия такой проблемы, перед современными СМИ
стоит задача эффективного влияния на общественное сознание с целью формирования
более толерантного отношения к представителям различных групп общества. Но при
этом в научной литературе отсутствуют однозначные рекомендации и сформированные
принципы таких целенаправленных действий СМИ. Это делает актуальной тему данной
курсовой работы: «Роль СМИ в формировании толерантности».
Целью исследования в работе стало изучение механизмов
формирования толерантности с помощью СМИ.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены
следующие задачи исследования:
— изучить понятие толерантности, ее роль в
обществе;
— определить возможности влияния СМИ на
формирование толерантности в отношении общества к определенным социальным
группам;
— изучить особенности формирования толерантности
по отношению к мигрантам на
страницах издания «Комсомольская правда»;
— охарактеризовать методы формирования
толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
— рассмотреть создание условий для толерантного
отношения к секс-меньшинствам.
Объектом исследования в данной работе выступает механизм
формирования толерантности к разным социальным группам в российском обществе с
помощью СМИ.
Предметом исследования является направленная деятельность
издания «Комсомольская правда» по формированию толерантности в российском
обществе.
Хронологические рамки источников охватывают 2020-2021 годы
(до 16 июня). Такой выбор обоснован желанием изучить особенности формирования
толерантности с помощью СМИ именно на современном этапе. Кроме того, период
2020-2021 годов – это период пандемии и карантинных ограничений, которые во
многом повлияли на различные социальные процессы, в т.ч. и на толерантность к
отдельным слоям населения. Это также повлияло на выбор периода исследования
источников. Методология
исследования. В ходе выполнения данной курсовой работы были использованы, как
общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), так и
специальные методы исследования, в частности описательный метод, метод
сравнения, обобщения, систематизации.
Практическое значение курсовой работы
состоит в разработке рекомендаций для СМИ, направленных на оптимизацию условий
формирования толерантности в российском обществе.
Структура работы
включает введение, две главы, заключение, список литературы. Первая глава
работы посвящена теоретическим аспектам темы. Во второй главе проведено
практическое исследование журналистских материалов в издании «Комсомольская
правда».
Заключение:
Проведенный анализ научной литературы позволил сделать
вывод о том, что в основе толерантности
лежит целый комплекс понятий и свойств, которые включают уважение к разным
культурам, нациям, проявлениям индивидуальности, их понимание, добродушное
отношение к разным социальным группам, обеспечение их прав и свобод.
Значительную роль в формировании толерантности играют как
нормативные акты государств и международных организаций, так и средства
массовой информации. При этом СМИ используют разные механизмы влияния на
общественное мнение с целью формирования толерантности: внушение; заражение;
подражание; убеждение.
В отношении разных социальных групп созданию положительного
отношения граждан способствуют разные темы публикаций. Например, для
формирования толерантного отношения к мигрантам
могут использоваться такие механизмы воздействия СМИ на общественность: демонстрация
роли мигрантов в обеспечении экономического развития России и ее регионов,
профессионализма мигрантов как важной составляющей рынка труда России на
современном этапе; демонстрация общих качеств между гражданами России и
мигрантами; демонстрация положительных человеческих качеств мигрантов, их
законопослушания и т.д. Для формирования толерантного отношения к инвалидам СМИ
используют такие механизмы: информирование общественности о разных состояниях,
приводящих к инвалидности; раскрытие потребностей инвалидов и обращение
внимания социума на проблемы людей с инвалидностью; раскрытие достижений
инвалидов в общественной жизни; стимулирование коммуникативного взаимодействия
лиц с инвалидностью и остальными членами общества.
Проведенное практическое исследование показало, что на
страницах издания «Комсомольская правда» не всегда используются оптимальные
подходы для формирования толерантного отношения граждан к различным социальным
группам. Так, в ряде случаев, описывая преступников, журналисты издания
«Комсомольская правда» подчеркивают то, что они являются мигрантами или же
инвалидами. В результате в обществе формируются неправильные стереотипы
негативного восприятия таких социальных групп. Также в ряде случаев публикации
«Комсомольской правды» содержат материалы, в социально незащищенные слои
населения (например, инвалиды) демонстрируются как таковые, которые нуждаются в
помощи и просят эту помощь через СМИ. Такой подход уже показывает их как
зависимые слои населения, поэтому не способствует формированию толерантности. В
частности, на страницах «Комсомольской правды» в разделе «Общество» иногда
публикуются материалы, содержащие просьбы помочь таким людям материально. В то
же время, публикации издания «Комсомольская правда» во многих случаях
способствуют формированию толерантности. Этому благоприятствуют, например,
статьи о роли мигрантов в экономике страны, об их положительных качествах
(например, о спасении детей), об успехах инвалидов в труде и спорте и т.д.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗНАЧЕНИЯ СМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ОБЩЕСТВЕ 1.1. Понятие
толерантности, ее роль в обществе Вопросы толерантности изучаются различными социальными
науками, прежде всего, социологией, философией, психологией, политологией.
Отдельные аспекты данной темы находятся в сфере вопросов изучения социологии
журналистики, поскольку СМИ оказывают огромное значение на формирование
толерантности в обществе.
Согласно энциклопедическому словарю под толерантностью
понимают «центральное понятие философии толерантности, отражающее открытые,
искренние, бескорыстные, безвозмездные, беспристрастные отношения среди людей,
социальных групп, народов, наций, государств и др. субъектов социальных
взаимоотношений, основанные на внимании, уважении, дружбе, любви,
снисходительности, сочувствии, солидарности, взаимном интересе, равноправии,
справедливости, терпимости и др. высоких нравственных качествах»[1].
В основе толерантности лежит формирование принципов
терпимости. Основы толерантности на международном уровне закреплены в
Декларации принципов терпимости, которая была принята резолюцией 5.61
Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
Принятие этого документа было связано с обострившимися
процессами недоброжелательного, враждебного, агрессивного отношения к
представителям ряда социальных групп: национальным, этническим, религиозным и
языковым меньшинствам, беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам, социально
наименее защищённым группам.
На основании анализа Декларации принципов терпимости можно
выделить главные составляющие толерантности:
— уважение, принятие многообразия культур, форм
самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности;
— моральный долг;
— политическая и правовая потребность;
— добродетель, которая делает возможным достижение
мира и способствует замене культуры войны культурой мира;
— это не снисхождение или потворство, а активное
отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод
человека
— обязанность государства способствовать
утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка.
Таким образом, понятие толерантности достаточно
разнообразное и многоаспектное.
Поэтому отдельные принципы толерантного общества закреплены
в целом ряде нормативных документов. Базовыми документами можно считать
Всеобщую декларацию прав человека, а также Международный пакт о гражданских и
политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах. Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены,
прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой
дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за
него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим,
религиозным и языковым меньшинствам. [1]Кушаев,
У.Р. Толерантность: энциклопедический словарь / У.Р. Кушаев, И.Г. Дорошина. –
Пенза: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014. – С.24.