Курсовая с практикой Иностранные языки Стилистика английского языка

Курсовая с практикой на тему Роль сильной позиции в романе У.Голдинга “Lord of the Flies” («Повелитель мух»)»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 6
1.1. Сильная позиция, ее виды и значение в тексте 6
1.2. Средства создания сильной позиции в художественном тексте 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 21
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ НА ПРИМЕРЕ РОМАНА У. ГОЛДИНГА «LORD OF THE FLIES» («ПОВЕЛИТЕЛЬ МУХ») 23
2.1. Заголовки как сильные позиции в произведении У. Голдинга «Lord Of The Flies» («Повелитель мух») 23
2.2. Анализ роли сильной позиции в тексте произведения 27
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

  

Введение:

 

В центре лингвистических исследований последних десятилетий ХХ и начала XXI века находится текст как органическое целое. Проблемы художественного текста занимают особое место в кругу интересов языковедов. Среди имеющихся подходов к анализу художественного произведения традиционно выделяют два основных: понимание содержания текста через его форму и системный анализ произведения. Оба подхода предусматривают выделение в тексте двух аспектов: содержания и формы. Однако с позиции первого подхода осознается необходимость их условного различия с целью исследования их составляющих. Системный анализ произведения основывается на целостном восприятии художественного целого, когда внимание в равной степени уделяется содержанию и форме [1, с. 63].
Существенная часть информации, которую несет любой текст, в том числе текст художественного произведения, подкрепляется в его сильных позициях. Понятие сильной позиции текста в отечественной научной литературе было систематизировано и развито в отношении художественного текста с опорой на труды И.В. Арнольд [3]. Данная лингвостилистическая проблема рассматривается также в работах ряда откчественных ученых (И.Р. Гальперин [12], В.А. Кухаренко [20], В.А. Лукин [22], А.Р. Лурия [23], А.А. Смирнов [25], Е.А. Цурганов [27]), в которых наблюдается определенное терминологическое разнообразие в отношении наименования обсуждаемого текстового понятия — «ключевые слова» [22, с. 82], «смысловые опорные пункты» [25, с. 127], «смысловые ядра» [23, с. 48].
Среди современных исследователей сильной позиции в художественном тексте можно назвать Е.В. Стрельцову [29], Р. Рабиновича [39], сильную позицию в публицистическом тексте исследуют Э.Ю. Галиева [11], Л.М. Храмушина [31] и др.
Итак, современный этап развития лингвистической мысли характеризуется повышенным интересом ученых к проблематике, связанной с изучением сильных позиций в художественном тексте. Произведение У. Голдинга «The Lord of the Flies» («Повелитель мух») является символическим. Символы произведения активизируются в так называемых сильных позициях, поскольку они способствуют правильному пониманию читателем содержания произведения и замысла автора. Будучи средством межкультурной коммуникации, символ проявляется в конкретном образе и призван раскрыть скрытый смысл в произведении. В художественном произведении символика расширяет возможности интерпретации и обогащает содержание текста. Трактовка символа может быть бесконечной, но значение, которое получает данный символ, тесно связано с личностью, с ее намерениями, а также окружением.
Объектом исследования являются сильные позиции романа У. Голдинга «Lord Of The Flies».
Предметом исследования – стилистическое значение сильных позиций в установления иерархии создаваемых ими образов и смыслов текста художественного произведения.
Цель исследования − определение стилистической роли сильной позиции в романе У. Голдинга «Lord of the Flies» («Повелитель мух») в установления иерархии создаваемых автором образов и смыслов текста произведения.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить понятие сильной позиции, в его связях с содержанием художественного произведения.
2. Выявить типологию сильных позиций в романе У. Голдинга «Lord Of The Flies».
3. Проанализировать роль сильных позиций романа У. Голдинга «Lord Of The Flies» в установлении смысловых связей между текстовыми элементами разных уровней или дистантными элементами одного уровня
4. Рассмотреть роль сильных позиций в раскрытии основной темы изучаемого романа и в установлении иерархии выраженных в нем образов и идей.
Методологической базой исследования послужили теоретические положения стилистики декодирования.
В работе использована комплексная методика исследования, включающая … (после выполнения работы суммируем).
Методами исследования были определены следующие:
− гипотетико-дедуктивный метод;
− контекстуальный анализ, предполагающий рассмотрение контекста как среды, в которой функционируют языковые единицы всех рангов: слова, предложения, тексты.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведенного исследования была достигнута его цель. Цель исследования состояла в выявлении роли сильной позиции в романе У. Голдинга «Lord of the Flies» («Повелитель мух»).
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Рассмотрено понятие сильной позиции его составляющие, типологию сильных позиций, их связи с содержанием того или иного произведения, их роль в раскрытии основной темы произведения.
2. Было рассмотрено выявление с их помощью иерархии образов и идей, которые выражены в том или ином художественном тексте.
2. Описаны средства создания сильной позиции в художественном тексте.
3. На основе анализа произведения У. Голдинга «Lord Of The Flies» («Повелитель мух») определена роль сильной позиции в художественном тексте.
Решение перечисленных выше задач позволило сделать ряд выводов.
1. «Текст» можно определить как носитель определенной информации, который имеет вид сложного завершенного знакового образования, который служит для хранения и передачи смыслов и выступает в качестве сочетаемых звеньев в акте коммуникации. B процессе восприятия текста за распознаванием его значения (восприятием информации) происходит установление знаковых отношений в рамках текста, а дальше – выявление его смысла, который не может равняться его внешнему выражению, прежде всего в количественном аспекте.
Языковую организацию текста обусловливает его экстралингвистическая основа, представленная содержанием и широким коммуникативным контекстом. Истинный смысл текстовых компонентов может быть понят в контексте либо целого произведения, либо какой-то конкретной сферы.
Понимание и интерпретация текста обеспечивается его сильными позициями, среди которых исследователи выделяют начало, коней произведения, начала глав и других значимых частей и пр.
2. Сильная позиция является тем ключевым местом в тексте художественного произведения, которое позволяет читателю правильно воспринять, понять и интерпретировать произведение. То точно определить авторский замысел, раскрыть его содержание. В создании таких сильных позиций эффективными являются выдвижение, создание выразительности, сцепление и пр.
3. Анализ произведения У. Голдинга «Повелитель мух» позволяет нам сделать вывод, что его заголовок и заголовки его глав являются сильными позициями данного произведения. Заголовки в анализируемом художественном тексте соотносится с вторичной моделирующей системой, что отличает заголовок от предложения, которое по смысловой установке выражает законченную мысль относительно определенного объекта. Заголовок же является компрессированным и воплощает содержание целого произведения или его озаглавленной части.
Анализ роли сильной позиции в тексте произведения показал, что такие позиции в тексте неразрывно связаны с метафорическим осмыслением предметов и явлений окружающей среды, пронизывающим весь текст. Через эти метафоры реализуется и выдвижение, и выразительность, и сцепление.
Проведенный анализ сильных позиций, использованных в романе У. Голдинга «Повелитель мух», позволил также выделить портретные характеристики героев, а также при описании пейзажа, что помогает автору создать поле для многогранной интерпретации произведения читателем.
Таким образом, мы делаем вывод, что сильные позиции в художественном тексте играют смыслообразующую, содержаниеобразующую и интерпретационную роли.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
1.1. Сильная позиция, ее виды и значение в тексте

В художественном тексте смысловая нагрузка определенного слова (знака) предопределяется лишь текстом как единым целым, по этой причине в аспекте понимания ключевым, в первую очередь, является сам текст [28, с. 31]. Итак, для более точного понимания сущности понятия «сильной позиции» и определения ее роли в интерпретации художественного тексте считаем необходимым рассмотреть сущность понятия «текст».
Текст является семантически связным, если он описывает возможную, с точки зрения автора и читателя, последовательность событий (действий и ситуаций). Например, последовательность предложений «В воскресенье мы ходили в кинотеатр. В прошлом году на выборах победил Путин В.В.» не является связным. Рассматривая подобное явление, Т.А. ван Дейк приходит к выводу, что семантическая связность зависит от наших знаний и суждений о том, что возможно в этом мире. Принцип «информационной связности» текста также ориентирован на то, что семантика дискурса не является автономной в том смысле, что достаточно знать только лексическое значение слов и их сочетания. Для установления связности необходимы общие знания о мире. Проведенный ученым анализ показал, что такие знания хранятся в памяти в виде «сценариев», которые содержат общедоступную в данной культуре информацию о конкретном стереотипном варианте любого эпизода [9, с. 126-128].
Новая информация о мире, которую читатель получает из текста, входит в его сознание в общий блок информации об описываемой ситуации, героях и т.д., вызывая в памяти разные эпизоды, ассоциативные цепочки, которые позволяют формировать или корректировать ранее сформированные мысли и взгляды. Представители французской школы анализа дискурса называют его дискурсивной формацией (термин введен М. Фуко).
Итак, «текст» можно определить как носитель определенной информации, который имеет вид сложного завершенного знакового образования, который служит для хранения и передачи смыслов и выступает в качестве сочетаемых звеньев в акте коммуникации.
По мнению Е.В. Стрельцовой, «чем в большей мере некий знак приближается по своему объему и свойствам к целому тексту, тем больше оснований расценивать его как ключевой относительно обрамляющего текста. При такой трактовке ключевого знака он оказывается не чем иным, как сильной позицией текста» [28, с. 31].
В процессе восприятия текста за распознаванием его значения (восприятием информации) происходит установление знаковых отношений в рамках текста, а дальше – выявление его смысла, который не может равняться его внешнему выражению, прежде всего в количественном аспекте. С одной стороны, для понимания текста необходимо знать гораздо больше, чем значение отдельных слов. С другой – нужно сохранять текст в памяти в том объеме, в котором он предъявляется реципиенту.
Языковая организация текста обусловлена его экстралингвистической основой – содержанием и широким коммуникативным контекстом. Истинный смысл текстовых компонентов может быть интерпретирован в контексте как целого произведения, так и какой-то конкретной сферы.
По мнению И.В. Арнольд, для интерпретации художественного текста большое значение имеют сильные позиции, являющиеся главным принципом выдвижения в тексте.
Типы выдвижения: сцепление; конвергенция; обманутое ожидание; сильные позиции текста.
Понятие и термин «Сцепление» разработаны С. Левиным и предложены для поэзии. Сцепление – появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту [5, с. 66]. Помогает раскрыть характер и суть единства формы и содержания в художественном произведении в целом, переходя от декодирования на уровне значения отдельных форм к раскрытию структуры и смысла целого, допуская обобщение больших сегментов целого. Сцепление проявляется на любых уровнях и на разных по величине отрезках текста. Сходство элементов в парадигматике может быть фонетическим, структурным или семантическим. Сходство позиций – категория синтагматическая и может иметь синтаксическую природу или основываться на месте элемента в речевой цепи или в структуре стиха. Параллелизм – частный случай сцепления, обязательно основанный на синтаксическом сходстве элементов. Структурное сходство, как в прозе, так и в стихах, отражается в сходстве морфологических конструкций и в синтаксическом параллелизме, а семантическое – в использовании синонимов, антонимов, слов, связанных родо-видовыми отношениями (гипонимов). В тексте сходство в сцеплении может осуществляться фонетически – по типу рифмы, аллитерации, ассонанса – и синтаксически – параллелизм, антитеза [38, с. 29-32].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы