Курсовая с практикой на тему Роль семьи в воспитании эстетических качеств ученика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ 5
1.1. Понятия «эстетика», «эстетическое воспитание», «эстетические качества» в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Способы формирования эстетических качеств ученика 10
1.3. Основные формы и методы эстетического воспитания учеников средней школы в семье 14
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОМОЩИ СЕМЬЕ ПО ВОСПИТАЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧЕНИКА 19
2.1. Способы организации эстетического воспитания, направленные на взаимодействие семьи и школы 19
2.2. Опыт взаимодействия школы и семьи по воспитанию эстетических качеств ученика 24
2.3. Методические рекомендации по воспитанию эстетических качеств ученика в процессе взаимодействия с семьёй 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Актуальность исследования. Цивилизованное существование человека невозможно вне окружающей его культуры. При рождении человек не выбирает, его родители, культурную и историческую среду, в которой он будет жить своей жизнью. Необходимым условием нормальной жизни человека и общества является овладение знаниями, навыками и ценностями, накопленными в ходе истории, поскольку каждый человек является необходимым звеном в эстафете поколений, живой связью между прошлым и будущее человечества. Тот, кто свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре, — это тот, кто с юных лет учится ориентироваться в ней, выбирать для себя ценности, которые соответствуют личным способностям и наклонностям и не противоречат правилам человеческого общества. Каждый человек обладает значительным потенциалом для восприятия культурных ценностей и развития собственных способностей.
Современная духовная культура общества имеет неограниченное разнообразие научных и религиозных учений, политических теорий, этических и эстетических идей и идеалов. Они воплощают знания, достигнутые человечеством о месте, положении и цели человека. В каждую историческую эпоху человечество по-разному отвечало на вечные вопросы: что хорошего? Что такое красота? Каждая великая этическая система прошлого и настоящего предлагает свой путь к личному совершенству: через познание, чистоту мотивов, внутреннее спокойствие, самопожертвование и т.д.
Диапазон духовной культуры, накопленный человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбирать духовные ценности, которые наилучшим образом соответствуют его взглядам, вкусам, способностям и условиям жизни. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор делает человек. Главное в духовной культуре личности — это активное, творческое и в то же время ответственное отношение к жизни — к природе, другим людям и себе.
Проблема исследования. Таким образом, эстетическое воспитание детей является необычайно интересной проблемой, поскольку представляет собой синтез нравственного, эстетического и исторического воспитания.
Цель исследования: доказать значение семьи в воспитании эстетических качеств.
Объект: процесс эстетического воспитание школьников.
Предмет роль семьи в воспитании эстетических качеств ученика
Гипотеза: если мы целенаправленно используем различные формы и средства во внеклассных мероприятиях по общественным наукам, эстетическое воспитание школьников будет более эффективным.
Исходя из цели и предмета исследования, можно выделить следующие
задачи исследования:
— рассмотреть понятия «эстетика», «эстетическое воспитание», «эстетические качества» в психолого-педагогической литературе
— изучить способы формирования эстетических качеств ученика
— рассмотреть основные формы и методы эстетического воспитания учеников средней школы в семье
— изучить опыт взаимодействия школы и семьи по воспитанию эстетических качеств ученика
— разработать методические рекомендации по воспитанию эстетических качеств ученика в процессе взаимодействия с семьёй.
Методы исследования: изучение и анализ литературы по данному вопросу.
Методологическая основа: в ходе исследования были использованы также работы таких педагогов как Савенкова А.И., Столяренко А.М. и многих других исследователей.
База исследования: МБОУ СОШ № 7.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме.
И сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны.
Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к природе, привитие умений и навыков замечать красивое, любоваться им, способности проявлять чувство прекрасного при восприятии явлений природы.
Чтобы эстетическое воспитание явлений природы детьми педагогического руководства у детей воспитывается умение сопоставлять воспринятые предметы и явления, сравнивать их между собой, выделять их форму, окраску и характерные особенности. Задачи, которые воспитатель ставит перед дошкольниками, активизируют, конкретизируют, облегчают восприятие, способствуют их эстетическому развитию.
Благотворное влияние природы необходимо соединить с систематическим, глубоко продуманным педагогическим влиянием.
Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения, т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.
Эстетическое воспитание является важной частью формирования личности, развития ребенка.
Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творчества) — без этого невозможно представить всесторонне развитую личность, чье воспитание является целью педагогического процесса.
На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир с точки зрения его красоты и эстетики. Многое зависит от того, как взрослые поддерживают его в пути.
Образовательные программы дошкольных и школьных образовательных учреждений отводят значительное место предметам, в которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, слушая произведения мастеров, так и создавая свои собственные творения самостоятельно.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих задач:
— рассмотрены понятия «эстетика», «эстетическое воспитание», «эстетические качества» в психолого-педагогической литературе
— изучены способы формирования эстетических качеств ученика
— рассмотрены основные формы и методы эстетического воспитания учеников средней школы в семье
— проанализированы способы организации эстетического воспитания, направленные на взаимодействие семьи и школы
— изучен опыт взаимодействия школы и семьи по воспитанию эстетических качеств ученика
— разработаны методические рекомендации по воспитанию эстетических качеств ученика в процессе взаимодействия с семьёй.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЁЙ
1.1. Понятия «эстетика», «эстетическое воспитание», «эстетические качества» в психолого-педагогической литературе
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни важнейшую роль играют повседневная работа, общение с искусством и природой, повседневная жизнь, межличностное общение, везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Красота доставляет удовольствие и удовольствие, стимулирует трудовую деятельность, делает приятными встречи с людьми. Уродливые отталкивает. Трагическое учит эмпатии. Комикс помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в древние времена. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменились, начиная со времен Платона и Аристотеля до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сути ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимается чувством) [25, с.132].
Философы материала (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объект эстетики как науки прекрасен [13, с.7]. Эта категория легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры является одной из важнейших задач, стоящих перед школой. Эта проблема достаточно полно разработана в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В используемой литературе существует много разных подходов к определению понятий, выбору способов и средств эстетического воспитания. Давайте рассмотрим некоторые из них.
В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию
У В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и ценить красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, на работе, в явлениях искусства» [9, с.15].
В кратком словаре эстетики эстетическое воспитание определяется как «система мер, направленных на развитие и улучшение способности человека воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [11, с.451]. Оба определения означают, что эстетическое воспитание должно развивать и улучшать в человеке способность воспринимать красоту в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать ее. Первое определение, к сожалению, опускает активную или творческую сторону эстетического воспитания, а второе определение подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно также должно формировать способность создавать красоту в искусстве и жизни.
Д.B.Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и ценить красивое, трагическое, комическое, уродлив в жизни и искусстве, живи и твори «по законам красоты» [13,51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие эстетического отношения ребенка к личности и искусству, а также развитие его интеллекта, возможно, как неконтролируемый, спонтанный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, развивается эстетически. Но в то же время ребенок не осознает эстетическую сущность предметов, и развитие часто обусловлено стремлением к развлечениям, и без постороннего вмешательства у ребенка могут возникнуть неправильные представления о жизни, ценностях, идеалах. Лихачев, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное Огромное педагогическое эстетическое и воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразные художественные и творческие занятия могут развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое понимание эстетических явлений, поднять понимание подлинного искусства, красота реальности и красота в человеческой личности.
Существует много определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь несколько из них, уже можно выделить основные моменты, которые говорят о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задачей эстетического воспитания является формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию красоты.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания определяет различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В процессе исследования мы заметили, что часто среди учителей складывается ошибочное мнение об идентичности эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия должны быть четко очерчены. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим образованием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию …способность учащихся активно эстетически подходить к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании красоты в искусстве, творчестве и творчестве по законам красоты »[9, 163].
Из определения ясно, что автор отводит важное место в эстетическом образовании для искусства. Искусство является частью эстетической культуры, так как художественное образование является частью эстетического, часть важна, значима, но охватывает только одну область человеческой деятельности.