Курсовая с практикой на тему Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
влияния семьи на воспитание младшего школьника. 6
1.1 Семья и ее роль в воспитании и
развитии детей. 6
1.2 Взаимодействие семьи и школы, как
необходимое условие воспитания младшего школьника. 11
Вывод по первой главе. 16
Глава 2. Эмпирическое изучение
влияние семьи на процесс обучения младших школьников. 18
2.1. Общая характеристика выборки и
методов исследования. 18
2.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования. 21
Выводы по второй главе. 23
Заключение. 24
Список использованной литературы.. 26
Введение:
Актуальность. На
протяжении многих лет ученые исследовали проблему семейного воспитания как
проблему общего характера, рассматривая ее сущность, структуру, особенности и
закономерности формирования применительно к разным возрастным периодам развития
личности и с точки зрения различных методологических подходов. В последние
десятилетия в связи с утверждением гуманистической парадигмы образования в
общественном сознании произошли изменения, повлекшие за собой продвижение в
понимании всего комплекса вопросов, связанных с воспитанием, его роли в социуме
и формировании личности, что вызвало волну интереса к проблеме семейного
воспитания. Семья становится объектом постоянного педагогического внимания, так
как именно в ней начинается социализация личности, осуществляется передача
опыта, накопленного человечеством, закладываются основы трудовых навыков,
нравственных принципов, норм поведения. Неустойчивость семьи, падение престижа
семейных традиций и ценностей неблагоприятно сказываются на воспитании
подрастающего поколения.
В связи с вышеизложенным,
перед учреждениями образования стоит задача оказать семье необходимую
педагогическую помощь и поддержку в осуществлении семейного воспитания,
активизировать ее воспитательную деятельность, придать семейному воспитанию
целенаправленный, общественно значимый характер.
Решение данной задачи
предполагает подходить к организации взаимодействия учреждения образования и
семьи как к важнейшей составляющей современного процесса воспитания.
К настоящему времени в
педагогической науке накоплен определенный объем знаний в вопросах семейного
воспитания: формирование педагогической культуры родителей (О. Л. Зверева, И.
А. Комарова, В. В. Чечет и др.); развитие семейной педагогики (А. И. Кочетов,
Е. И. Сермяжко, В. В. Чечет и др.); роль семьи в воспитании интеллектуальной,
творческой личности ребенка (В. П. Пархоменко и др.); влияния на семью
социальной среды (Ж. И. Мицкевич и др.).
Констатируя активную
разработку различных аспектов такого сложного и масштабного явления, как
семейное воспитание, следует отметить, что проблема подготовки родителей к
семейному воспитанию, повышение педагогической компетентности родителей в
вопросах семейного воспитания, повышение педагогической культуры родителей
являются актуальными в образовательном пространстве, на современном этапе.
Именно поэтому изучение роли семьи в воспитании детей младшего школьного
возраста является актуальной проблемой.
Исходя из актуальности
проблемы, мы избрали тему исследования «Роль семьи в воспитании младших
школьников».
Цель исследования —
выявить роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Объект исследования –
семьи младших школьников.
Предмет исследования:
роль семьи в воспитании младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
особенности современной российской семьи и проблемы семейного воспитания;
2. Охарактеризовать
педагогическую компетентность родителей в вопросах семейного воспитания;
3. Разработать и
апробировать систему занятий, основанную на сотрудничестве семьи и школы по
оптимизации роли семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
В работе были
использованы следующие научно-исследовательские методы: теоретический анализ;
педагогический эксперимент. Теоретическая значимость
курсовой работы состоит в
обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании младшего школьника.
Практическая значимость заключается
в обосновании возможности сотрудничества семьи и школы по оптимизации роли
семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
База исследования:
исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 137 г. Москва.
Структура работы состоит
из ведения, двух глав, которые, заключения и списка литературы.
Заключение:
В современной школе
многое меняется: ее структура и содержание, позиция учителей и учащихся,
микроклимат их взаимоотношений, методы и приемы проведения урока, подходы к
изучению многих учебных предметов и воспитательной работе. Управление школой
стало демократичным, а значит, более демократичными стали и отношения в педагогическом
треугольнике: учитель, ученик, родитель. Часто можно услышать вопрос: а нужно
ли вообще работать с семьями? Учитель уже очень занят. И это еще одна проблема.
В самом деле, разве не сами родители должны воспитывать своих детей? Так ли
необходимо влияние школы на этот сугубо индивидуальный процесс? И это
демократично? Не уходит ли в прошлое сохранение традиций
командно-административной функции школы? Образовательное учреждение было, есть
и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих
воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей. Школа и
семья, как известно, имеют одни и те же желания, цели, надежды. Учитель
начальных классов должен стать помощником и хорошим наставником для родителей,
создать атмосферу добра, взаимопонимания и доверия в коллективе детей и
родителей, помочь родителям приобрести опыт воспитания собственного ребенка.
В процессе социализации
человек проходит несколько фаз: социальные отношения, социальная деятельность,
особенности собственного общества, усвоение социального опыта и знаний. Но кто
может помочь ему в этом? Семья играет важную роль в развитии и формировании
личности. Они дают первые примеры поведения. Ребенок подражает и старается быть
похожим на мать и отца. Родителям полезно понимать, что формирование личности
ребенка в значительной степени зависит от них и они ведут себя так, что все их
действия и поведение способствуют формированию у ребенка тех качеств, которые
они хотят опосредовать.
Роль сегодняшней школы,
учитывая стремительное развитие современной жизни, заключается не только в том,
чтобы научить детей учиться, но и, учитывая важность семейного воспитания,
вовлечь в него родителей, выступающих единым образовательно-воспитательным
фронтом. Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями предполагает не
только обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлена на
повышение педагогической культуры родителей, т.е. на передачу знаний, развитие
их педагогических умений, навыков и рефлексивного отношения к себе как
учителям. Поэтому каждый педагог в своей работе ищет новые и эффективные
подходы к работе с детьми и их родителями, которые позволяют максимально
использовать положительные стороны и минимизировать отрицательные стороны
воспитания и формирования личности младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты влияния семьи на
воспитание младшего школьника 1.1 Семья
и ее роль в воспитании и развитии детей
Семья – простое и
знакомое с детства слово, имеющее огромный смысл. Ведь если спросить ребенка,
что такое семья, он наверняка услышит: «Семья — это когда у человека есть мать
и отец (сестра, брат, бабушка, дедушка)»; «Семья – это самый близкий мне
человек»; «Семья — это те люди, которые дарят ласку и любовь и ничего не
требуют взамен».
Если задать аналогичный
вопрос родителям, они, немного подумав, ответят: «Семья — это место, где мы
можем быть теми, кто мы есть, в своем истинном цвете»; «Семья – это гармония
нашей защиты от ударов внешнего мира, это безопасная старость, это продолжение
всего лучшего в нас, в наших детях и внуках» [15].
Полученные ответы
различаются, но не умаляют важнейшего места семьи среди ценностей человеческой
жизни. Все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей,
она является естественной частью этой жизни, при этом развитие семьи и
изменение ее ролей постепенно меняет ценностное отношение людей к ней. .
Семья – это устоявшаяся
система, которая отводит каждому ее члену определенное место и роли.
Несомненно, с появлением ребенка в семье меняется не только ее структура, но и
функции и назначение отдельных компонентов, места, которые будут занимать ее
члены.
Сегодня крайне сложно
быть образцовой семьей. Реалии современной жизни требуют много сил, как
физических, так и эмоциональных, на теплое общение остается совсем немного
времени, что делает всех членов семьи еще более дружными и сплоченными. Но тем
не менее семья была, есть и продолжает оставаться тем местом, где закладываются
основы взрослеющей личности человека. Ведь, как сказал А. Н. Острогорский:
«Семейная жизнь для ребенка такая же, как и общественная жизнь для нас. Ваша
душа питается впечатлениями, полученными в семье. Здесь ребенок учится любить
одно и ненавидеть другое, здесь он привыкает к труду или праздности, он
получает свои первые эстетические вкусы, здесь первоначально концентрируются
все его интересы, привязанности и авторитеты» [8]. То есть то, что дети видят в
своем окружении, определяет их дальнейшую жизнь. Дети – это зеркало, которое до
мельчайших деталей копирует находящихся рядом взрослых.