Курсовая с практикой на тему Роль семьи в процессе обучения и воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Определение понятия о семье. Общая характеристика влияния семьи на развитие личности ребенка 5
1.2 Основные психолого-педагогические характеристики подросткового возраста 9
1.3 Особенности влияния внутрисемейных отношений на развитие личности подростка 15
1.4 Стили семейного воспитания и их негативное влияние на развитие подростка 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 23
2.1 Процедура и методы исследования 23
2.2 Анализ полученных результатов 25
2.3 Практические рекомендации по коррекции семейного воспитания 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) в значительной степени обострила положение ребенка в семье. У миллионов семей резко ухудшились условия для реализации первичной адекватной социализации детей.
Проблематика формирования и становления межличностных отношений в современном обществе чрезвычайно актуальна, так как огромное количество различных негативных и деструктивных явлений, которые наблюдаются в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, конфликтность), имеют собственные истоки именно в подростковом возрасте и в семейном окружении подростка. Таким образом, в последнее время значительно вырос научный интерес к проблемам семейных отношений и их влияния на развитие личности подростка.
Степень разработанности проблематики исследования состоит в том, что в отечественных и зарубежных психолого-педагогических и социологических исследованиях представлено значительное число работ, которые изучают типы отношения родителей к своему ребенку в тесной связи с их влиянием на становление его личности, характера и поведения в целом.
Отечественные и зарубежные авторы единогласно обращают свое внимание на то, от типа семейного воспитания и характера детско-родительских взаимоотношений зависит, как будут складываться отношения ребенка с социумом, какую жизненную позицию выберет уже подросший ребенок, а потом и взрослый человек.
Многочисленными исследованиями неоднократно доказано, что на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Эту проблему в зарубежной психологии исследовали такие ученые как Н. Аккерман, В. Сатир, П. Пэпп; в отечественной психологии — Л.Я. Гозман, Е.И. Шлягина, В.Н. Дружинин и др.
С указанными выше положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1.Проанализировать общую характеристику влияния семьи на развитие личности ребенка
2. Рассмотреть основные психолого-педагогические характеристики подросткового возраста.
3. Определить особенности влияния внутрисемейных отношений на развитие личности подростка.
4. Провести эмпирическое исследование влияния семейного воспитания на развитие личности подростка и сформулировать практические рекомендации по данному вопросу.
Объект исследования – внутрисемейные отношения и стили воспитания.
Предмет исследования – особенности восприятия подростками стилей семейного воспитания, внутрисемейных отношений и их влияние на развитие подростка.
Гипотеза: характер внутрисемейных отношений оказывает существенное влияние на развитие личности подростка.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности прикладного использования результатов исследования в диагностической и коррекционной работе с подростками и их семьями при решении проблематики отрицательного влияния семьи.
Заключение:
В настоящее время семья и ее различные проблемы и вопросы является объектом внимания и исследований целого ряда научных дисциплин — психологии, психотерапии, психиатрии, социологии, педагогики, демографии и экономики.
В современном обществе наблюдается довольно тревожная тенденция стремительного роста количества детей и подростков с конфликтным поведением; при этом многие исследователи данного вопроса утверждают, что причиной этого являются семьи таких детей, а именно – стили семейного воспитания как результат проецирования на тип отношений со сверстниками таких подростков.
Семья как социальный институт и элемент общественной культуры существует многие тысячелетия, она является важнейшим опосредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.
Является неоспоримым тот факт, что от особенностей и характера детско-родительских отношений и стилей воспитания в семейной среде существенно зависит, каким образом будут в дальнейшем формироваться и развиваться отношения ребенка с внешним миром.
Довольно широкий спектр всей проблематики детско-родительских взаимоотношений остается в настоящее время достаточно острой и дискуссионной проблемой на протяжении всего развития психолого-педагогической науки и практики. Ведь взаимодействие ребенка со своими родителями представляется тем фундаментом и начальным опытом, на котором формируется все дальнейшее взаимодействие ребенка с внешним миром. Данный опыт четко фиксируется и закладывает определенные стандарты и модели поведения с людьми, передающимися из поколения в поколение. В общем в социуме как системе формируется определенная культура отношений и взаимодействия между детьми и родителями, появляются социальные стандарты, модели и стереотипы, характерные воспитательные установки и определенные мнения на воспитательные семейные процессы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
1.1 Определение понятия о семье. Общая характеристика влияния семьи на развитие личности ребенка
Прежде чем раскрывать и анализировать современные проблемы исследований влияния семейного воспитания на развитие личности, представляется необходимым дать определение самому понятию «семья», «брак» и «функции семьи». В связи с тем, что некоторые исследователи склонны отождествлять семью и брак (Бодалев А.А., Столин В.В. и др.) представляется необходимым развести и конкретизировать эти понятия. Под семьей, как правило, понимается опирающаяся на кровное родство либо на брак малая группа, члены которой связаны общностью быта [11, с. 13].
Брак представляет собой санкциониро¬ванную и регулируемую общественно-историческую форму отношений между мужчиной и женщиной, которая устанавливает их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Как отмечают в этой связи Л.Я. Гозман и Е.И. Шлягина, характерное для современной семьи отсутствие жестких норм, регламентирующих семейную жизнь, ведет к тому, что семья как малая группа вынуждена по-своему определенному способу формулировать и реализовывать собственные групповые нормы и ценности [4, с. 33].
Далее в настоящей работе считается целесообразным перейти к рассмотрению основных функций современной семьи. В этой связи отечественный исследователь семейных отношений Е.О. Смирнова определяет следующие основные ее функции [17, с. 21]:
1. Семья выполняет, прежде всего, репродуктивную функцию, т.е. «воспроизведение себе подобных».