Курсовая с практикой на тему Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИИ 6
1.1 Характеристика понятия семьи 6
1.2. Роль семьи в формировании личностных особенностей человека 11
1.3. Традиции семьи как часть воспитательной системы 16
1.4 Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников 18
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ И БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ 28
2.1. Содержание и методика диагностического эксперимента 28
2.2. Анализ результатов педагогической диагностики 30
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение:
Многие нравственные проблемы нашего общества обострились и стали более актуальными, благодаря кризисным явлениям в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни. К сожалению, в последнее время из семейной жизни исчезают понятия «дом», «священные места и объекты. Их заменяют ложные ценности — дорогие вещи и украшения интерьера. Семейные ужины, праздники уходят, семейные традиции забываются. И, если детям недостаточно уделяют время, а сами родители еще незрелые и недостаточно взрослые, тогда ощущение родного очага для такого ребенка вряд ли появится. Это никогда нельзя допускать! В то же время положительно насыщенный образ родного дома, образовавшийся в детстве, становится психологической основой по-настоящему морального человека.
Дом представляет собой сложную многогранную концепцию. Он включает семью, в которой родился и вырос ребенок, атмосферу дома, определяемую в первую очередь семейными традициями; дом, где он живет, близкие друзья, родственники и т. д. Постепенно расширяется концепция «дома», улицы, город (город, земля, страна, а затем и планета Земля становятся родными). Формирование любви к дому — это, по сути, первый этап гражданского воспитания человека.
В современном мире актуальной проблемой является воспитание человека, который знает, как жить в гармонии с окружающим миром, способен учиться и совершенствовать этот мир.
Насущной задачей нашего времени является привитие дошкольникам гуманных качеств: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к близким людям, к дому, культура поведения, в семье чувство коллективизма. Формирование основ семейного воспитания и воспитание дошкольников в духе семейных традиций.
Семейные традиции — одна из основополагающих характеристик социальной жизни и сознания, значение которых состоит в том, что касается семьи как высшая ценность. Это проявляется в бескорыстии, стремлении к добру, помощи близким людям, милосердии, сострадании к ним, желание им помочь проявить заботу сохранении семьи и семейных традиций. Воззвание к гуманизму в наше время предопределено сложным совокупным состоянием общества, когда существует угроза исчезновения социального института. Концептуальные основы семейного воспитания и семейных традиций разрабатывали Антонов А.И., Виноградова Н.А., Н.Ф. Голод С.И., Загик Л.В., Козлова С.А., Маркова Г.А., Юстицкис В.В. и др.). Психологические основы теории дошкольного воспитания разрабатывали (Венгер Л.А., Гальперин П.Я., Подласый И.П. Эльконин Д.Б.); теории развития личности детей в дошкольном возрасте (Выготский Л.С., Запорожец А.Н., Леонтьев А.Н.,).
Исследования ученых Л. Артемовой, Л. Божович, С. Карповой, О. Кононко, В. Котырло, М. Лисиной, Т. Пониманской, Е. Субботского, Т. Фасолько, С. Якобсон подтвердили, что на этапе дошкольного детства мотивы поведения детей — их моральные нормы. Воспитание детей посредством семейных традиций происходит в процессе ознакомления ребенка с подходящими нормами семейного воспитания, которые требуют уточнения в любых жизненных обстоятельствах. В исследованиях педагогов Л. Артемовой, Т. Пониманской и психологов Л. Божович, С. Карповой, В. Котырло, М. Лисиной, Т. Фасолько, С. Якобсон поднимается проблема воспитания гуманного поведения которая представлена такими отдельными проявлениями, как отзывчивость (М. Воробьева, Т. Пономаренко), сопереживание, эмпатия (Г. Кошелева, Л. Стрелкова), гуманные отношения (Л. Артемова, А. Гончаренко, В. Котырло, В. Павленчик), забота (И. Демин, М. Тимошенко), взаимная помощь (А. Виноградова, Л. Пеньевская, Т. Пониманская, Т. Репина).
Проблема исследования состоит в том, каким образом семейные традиции воспитывают гуманное отношение близким родственникам и к родному дому. В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо определить значение внутрисемейных факторов, в частности, семейных традиций для воспитания у детей пятого года жизни.
Объект исследования: процесс изучения гуманных качеств у детей пятого года жизни по отношению к близким гуманного отношения.
Предмет исследования: критерии и показатели гуманных качеств у детей пятого года жизни.
Цель исследования: определение уровня сформированности гуманных качеств у детей пятого года жизни к близким родственникам.
Задачи исследования:
1.На основе психолого-педагогической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий.
2.Охарактеризовать семейные традиции и показать их роль в воспитании у детей пятого года жизни гуманного отношения.
3.Определить критерии показатели уровня знаний сформированности представлений о семье и ближайшем окружении у детей пятого года жизни.
4.Проанализировать результаты исследования.
Гипотеза исследования: уровень сформированности гуманных качеств у детей пятого года жизни определяется возрастными и индивидуальными особенностями усвоение дошкольников норм поведения, а так же содержание образовательных программ.
Методы исследования:
— теоретические: анализ и синтез научной литературы, обобщение.
— эмпирические: анкетирование, беседа, эксперимент, математическая обработка результатов исследования.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение ГБДОУ № 88 г. Севастополя.
Структура работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Заключение:
В результате анализа информационных источников нами были описаны понятие и функции семьи, понятие и значение семейных традиций. Нами описаны компоненты воспитания уважительного отношения к семейным традициям в дошкольном возрасте.
Среди различных социальных факторов, влияющих на формирование личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья – главный институт воспитания. Итогом системы воспитания является личность – со своими индивидуальными особенностями, со своим отношением к миру, к окружающим людям и к самому себе, т.е. семья обеспечивает условия для формирования личности дошкольника.
Совокупностью семейных функций, определяющими уклад семьи, ее психологическую атмосферу, являются семейные традиции. Они отличают одну семью от другой, придают ей индивидуальность и своеобразие. Специалисты отмечают, что семейные традиции и обычаи вносят свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Кроме того, семейные традиции определяют и тон, и форму контакта между родителями и детьми, что в конечном итоге так же отражается на личности ребенка.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у детей сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Отсутствие уважительного отношения к семейным традициям способствует распаду преемственности поколений, недостатку знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
Результаты проведенной нами диагностики показали, что у детей отсутствуют четкие знания истории своего рода и семьи, дети не знают имен даже ближайших родственников. У детей в основном нечеткие, несформированные представления о семейных традициях. После проведения анкетирования среди родителей, выявилось, что в семьях не принято рассказывать детям об истории рода, о родственниках.
Результаты теоретического и экспериментального исследования могут быть использованы специалистами, работающими с дошкольниками и родителями дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИИ
1.1 Характеристика понятия семьи
«Семья» — эта ячейка общества является одним из древнейших социальных достижений человечества и играет исключительную роль в жизни общества и его стабилизации. Как первичная группа особого рода семья является единственным и незаменимым производителем членов общества, в том числе человека-работника, человека-собственника, человека-политика, носителя культурных, духовных, национальных ценностей. Обеспечивая передачу культурного наследия, она отражает, как в капле воды, все противоречия развития окружающего мира [7].
Сквозь многогранные социальные функции, внутренние и внешние связи и семья чутко реагирует на все изменения, происходящие в ее сфере, и влияет таким образом на общество.
Довольно часто понятие «брак» ассоциируется с понятием «семья», а такой признак брака, как «устойчивость» — со стабильностью семейных отношений. Рассматривая проблему соотношения понятий, «семья» и «брак», ученые приходят к выводу, что брак как таковой составляет сердцевину семьи.
В частности, отмечается, что если бы брак не был основой семьи, то он также не был бы предметом регулирования законодательством, и если лица, которые заключают брак, не имели целью создания семьи, то имеет место использование этого понятия не по назначению с всеми вытекающими благоприятными правовыми последствиями [18, с. 369].
Так, в социологическом смысле семья преимущественно понимается как основанная на браке, кровном родстве, усыновлении или ином принятии детей на воспитание социальная ячейка, создает отдельное звено хозяйства и характеризуется общностью жизни, быта, общей культурой, взаимным уважением и заботой, моральной и материальной ответственностью, а также взаимопомощью в воспитании подрастающего поколения, в которой находят свое полное удовлетворение наиболее глубокие чувства людей.
Понятие брак в аспекте филологии берет свое начало от древнеславянского брачного завета «Слюбитесь». Брак в современной социологии понимается, как добровольный союз между разнополыми или однополыми партнёрами, направленный на создание семьи. Данный вид социальных отношений принят и санкционирован обществом. Через институт брака общество регулирует многие аспекты своего развития: демографию, институт культуры, институт образования, институт религии и тому подобное [20, с.253].