Курсовая с практикой на тему Роль рынка в цивилизационном процессе (по работе Ф. Хайека «Пагубная самонадеянность и системная трансформация в России»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты рынка как экономической категории…….. 5
1.1. Сущность понятия рынок, разновидности рынка………………………… 5
1.2. Факторы и условия возникновения рынка…………………………………… 7
1.3. Характеристика ключевых функций рынка…………………………………. 9
Глава 2. Анализ взглядов Ф. Хайека на роль рынка в цивилизационном
процессе………………………………………………………………………………………………………… 13
2.1. Характеристика преимуществ капитализма над социализмом в работе Ф.
Хайека «Пагубная самонадеянность и системная трансформация в России» 13
2.2. Характерные черты развития рыночной экономики…………………… 15
2.3. Особенности развития рынка в цивилизационном процессе……….. 17
Заключение………………………………………………………………………………………. 20
Список использованной литературы………………………………………………….. 21
Введение:
Международный характер развития
рыночных отношений на фоне глобализационных процессов определяет актуальность
изучения особенностей развития рынка как на международном уровне, так и на
уровне национальном. В этой связи представляется значимым вопрос изучения
эволюции рыночных отношений в России, особенно в условиях трансформации
плановой экономики в рыночную.
Современная экономика базируется
на принципе рыночного механизма, обеспечивающего свободу конкуренции, как
конкуренции за товары и услуги, расширяющего выбор потребителя, так и разумного
государственного вмешательства для компенсации недостатков рынка. Однако наряду
с рынком, который является еще одной формой добычи полезных ископаемых,
характерны различные функции экономической организации и степень государственного
контроля над производством и потреблением. Понимание природы, условий, причин
возникновения школы, ее роли в цивилизационном процессе позволяет определить ее
преимущества и недостатки по сравнению с другими формами организации
общественной жизни.
На сегодняшний день рыночная
экономика является достаточно распространенной и эффективно функционирующей
экономической системой. Рынок является системой отношений между продавцами и
покупателями в рамках процесса реализации контакта в области купли-продажи
товаров или ресурсов.
В рамках рыночной экономики
решаются такие вопросы как что производить, как производить и для кого. Осуществление
решения данных вопросов производится во многом через рынок, в центре которого
находится конкурентный механизм формирования цен на продукцию и факторы
производства. Формирование цен производится в рамках взаимодействия спроса и
предложения. Цены на рынке определяют производить ли товар и какие ресурсы для
этого использовать.
Работа Ф. Хайека «Пагубная
самонадеянность и системная трансформация в России» иллюстрирует ошибочность
социалистической системы и победу капитализма над социализмом в условиях
развития в России рыночной экономики.
Объект исследования: рынок в
цивилизационном процессе
Предмет исследования: рыночная
экономика
Цель исследования: определить
роль рынка в цивилизационном процессе по работе Ф. Хайека «Пагубная
самонадеянность и системная трансформация в России»
Основные задачи:
— рассмотреть сущность понятия рынок,
разновидности рынка;
— охарактеризовать факторы и условия
возникновения рынка;
— описать ключевые функции рынка;
— рассмотреть преимущества капитализма над
социализмом в работе Ф. Хайека «Пагубная самонадеянность и системная
трансформация в России»;
— охарактеризовать черты развития рыночной экономики;
— определить особенности развития рынка в
цивилизационном процессе.
Методы исследования представлены
анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, систематизацией относительно
определения роли рынка в цивилизационном процессе.
Заключение:
Ф. Хайек в книге «Пагубная
самонадеянность и системная трансформация в России» значительное внимание
уделяет исторической части эволюции рынка в России, определяя, что уже были
сформированы необходимые условия эффективного развития рыночных отношений в
рамках капитализма, что получило свое отражение в период Российской империи.
Между тем, в советские годы плановая экономика показала свою неэффективность,
что отразилось в значительном сокращении конкурентоспособности национального
производства, появлении дефицита товаров той или иной категории. Спешная
модернизация производства в последние годы существования СССР не
соответствовала запросу времени, кроме того, это явилось отражением проведения
неэффективной экономической политики советским руководством.
Активная
трансформация плановой экономики в рыночной в России прошла не без негативных
последствий, хоть и показало свою более эффективную составляющую в области
улучшения качества жизни населения. Несмотря на формирование новой
конкурентоспособной производственной базы, расширением ассортимента товаров,
стимулированием развития бизнеса в стране.
Однако в
конечном итоге, Россия пришла к зарегулированности рыночных отношений в
условиях усиления международного давления, сокращения малого и среднего бизнеса
и увеличения доли монополий на рынке. Подобные тенденции не соответствуют
условиям цивилизационного развития рынка и негативно влияют на уровень
конкурентоспособности страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты рынка как
экономической категории
1.1. Сущность понятия рынок, разновидности рынка
Рынок представляет собой
систему, дающей возможность покупателям и продавцам осуществлять свободную
куплю-продажу товаров/услуг. Принято выделять легальный и нелегальный рынок.
Нелегальный рынок предполагает осуществление экономического взаимодействия с
нарушением закона и принятых правила реализации купли-продажи товаров/услуг.
Кроме того, в качестве нелегального выступает так называемый черный рынок, на
котором производится купля-продажа запрещенных законом товаров и услуг. В
рамках легального рынка реализация хозяйственных отношений проводится с учетом
принятой законодательство процедуре и в установленном порядке, который
закрепляется в соответствующих правовых нормах и непосредственно поддерживается
государством[1].
Существуют различные
разновидности рынка в зависимости от отрасли:
— рынок потребительских товаров включает в
себя осуществление реализации продовольственных и непродовольственных товаров,
рынок жилья и прочее;
— рынок средств производства предполагает
реализацию оборудования, различных транспортных средств, зданий и сооружений,
сырья, топлива, электрической энергии и прочих средств для организации и
реализации производственной деятельности;
— рынок услуг;
— рынок труда, включающий в себя
работодателей, а также наемных работников[2];
— рынок инновационных продуктов, включая
научные и опытно-конструкторские разработки;
— рынок ссудного капитала, который применяется
в производственных целях;
— рынок ценных бумаг;
— валютный рынок[3].
В зависимости от территориальной
классификации принято различать региональный, национальный и мировой рынки. Взаимодействие
между участниками рынка может происходит самым различным образом, что
определяет разнообразные формы реализации рыночных отношений. В частности,
производитель может непосредственно напрямую осуществлять реализацию товара или
услуги потенциальному потребителю. Кроме того, производитель может осуществлять
реализацию товара или услуги за счет привлечения посредника. Существуют
различные формы установления рыночных отношений, в частности бартер,
осуществление продажи благ на наличные средства, реализация товара по
безналичному расчету, продажа продукции наложенным платежом, реализация товаров
в кредит, а также предоставление товара в прокат за определенную плату[4].
Помимо этого, принято различать
рыночной оптовой и розничной торговли. В рамках оптовой торговли реализация
товара проводится достаточно крупными партиями. Кроме того, продажа товара
может проводится как напрямую от производителя, так и торгового представителя,
то есть посредника. В рамках розничной торговли продажа проводится в небольших
количествах и зачастую через посредника, а порой и через нескольких посредников[5].
В результате можно говорить о
том, что рынок является довольно сложным и многосторонним явлением,
характеризующимся различным уровнем развития. Специфика рынка определяется
историческими, социальными и культурными особенностями, которые в существенной
степени различаются в зависимости от конкретной страны.
[1] Черминская Л.Г.
Корпоративное управление в становлении рыночной экономики в России// World
science: problems and innovations. Сборник статей VIII международной
научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 179
[2] Лиференко Ю. Рыночное
реформирование экономики: опыт России и опыт Китая// Общество и экономика.
2017. № 7. С. 74
[3] Нерсесян С.К. Рыночная
трансформация экономики России: проблемы, перспективы, пути развития//
Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития 2017. С. 105
[4] Малхасян А.Е. Особенности
рыночных трансакций предприятий в современной экономике России// Экономика и
предпринимательство. 2019. № 2-2 (79). С. 680
[5] Костюк Э. Социальные
аспекты рыночной экономики России// Национальные экономические системы в
контексте формирования глобального экономического пространства. Сборник научных
трудов III Международной научно-практической конференции. Крымский
инженерно-педагогический университет. 2017. С. 291