Курсовая с практикой на тему Роль родительских собраний в современной начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты определения роли родительских собраний в начальной школе 5
1.1. Организация взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся начальной школы 5
1.2. Родительское собрание как форма взаимодействия классного руководителя и семьи 7
1.3. Условия успешного проведения родительского собрания 12
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Практические аспекты роли родительских собраний в современной начальной школе 19
2.1. Анализ результатов исследования роли родительского собрания 19
2.2. Особенности проведения родительских собраний (из опыта работы классных руководителей школы МАОУ СОШ № 4 24
2.3. Рекомендации по проведению родительских собраний в начальной школе 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Список литературы 38
Приложение 1 41
Введение:
Актуальность. В настоящее время заметно возрос интерес учителей и руководителей учреждений образования к проблемам воспитания. В свою очередь, усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей [16].
Классное руководство учителя состоит не только в том, чтобы организовать детский коллектив, но и, поняв, принять их родителей. И задача учителя – не учить родителей, а делиться с ними накопленным за годы работы опытом воспитания детей, так как по роду своей деятельности учитель читает больше литературы по воспитанию, нежели родители, да и круг его общения с детьми гораздо шире и многостороннее. Родителей следует знакомить с основными направлениями воспитательной работы, чтобы они осознали важность сотрудничества семьи и школы. Это постоянный процесс, который зависит и от запросов сегодняшнего общества, и от сложившейся в классе обстановки. Родительские собрания нужны:
• для быстрого получения разнообразной информации о детях;
• как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
• для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д.
• как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
• как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей.
• творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
• собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения [27].
Объект исследования: родительские собрания в начальной школе
Предмет исследования: роль родительских собраний в современной начальной школе
Цель исследования: изучить роль родительских собраний в современной начальной школе
Задачи исследования:
1. Изучить профессиональную деятельность учителя начальных классов
2. Охарактеризовать родительское собрание как форму взаимодействия классного руководителя и семьи
3. Проанализировать результаты исследования роли родительского собрания
4. Предложить рекомендации по проведению родительских собраний в начальной школе
Гипотеза исследования: родительские собрания способствуют проявлению интереса родителей в различных вопросах воспитания и образования детей.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования, анкетирование, математическая обработка данных.
База исследования: 15 родителей детей посещавших образовательное учреждение.
Заключение:
Содержание современного начального образования по назначению универсально — оно является основой для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к дальнейшему образованию и будущей занятости.
При формировании содержания образования сегодня не руководствуются критериями максимума, способными поглотить ребенка, и тем, насколько это содержание отвечает социальным требованиям и что даст ребенку дальнейшее развитие [11].
Начальное образование направлено на всестороннее развитие детей и полное овладение всеми составляющими образовательной деятельности. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, подсчету, усвоению элементов теоретического мышления, культуры речи и поведения, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Среди навыков, которые ученики приобретают в процессе обучения, есть группа общих навыков.
Специфика этих навыков заключается в том, что они являются особым учебным пособием, средством овладения знаниями и неспособны развиваться и развиваться в процессе изучения любого предмета, находя применение в будущем во всех предметных областях.
Эти навыки называются обучением.
К ним, в частности, относится умение писать. Навыки обучения обладают свойствами универсальности, широты применения и возможности перехода от одного учебного материала к другому.
Достигнув определенной стадии своего развития, изучение навыков в сочетании с другими компонентами становится основой такого важного новообразования, как способность к обучению.
На современном этапе модернизации образования обществу нужны учителя нового формата. Стандарт — это инструмент для реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и вывода национального образования на международный уровень. Стандарт является объективной мерой квалификации учителя, подбора педагогического персонала в образовательных учреждениях, основой для формирования трудового договора, который фиксирует отношения между работником и работодателем.
Профессиональный стандарт представляет собой описание квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенных должностных функций.
В профессиональном стандарте приведено описание должностных функций для конкретной деятельности, а также требования к знаниям и навыкам персонала, выполняющего эти функции.
Учитель начальной школы выполняет множество видов деятельности, именуемых педагогическими функциями [33]. Главной из них является управление учебно-воспитательным процессом. На подготовительном этапе управление включает: постановку цели, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование.
На этапе реализации плана учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. На завершающем этапе – аналитическую функцию.
Жизнь в реальном мире чрезмерно изменчива. Интенсивное развитие начального образования, разнообразные альтернативные программы, коренное изменение процессуальной стороны обучения выдвигает на передний план проблему качественного изменения личности учителя, его роли и деятельности в образовательном процессе [29].
Значительные изменения в образовании невозможны без фундаментального изменения профессионального сознания учителя. Он должен постоянно совершенствоваться, искать новые знания.
Учитель должен быть передатчиком знаний и человеком, способным спроектировать образовательную среду детского класса. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.
Много новых знаний, концепций, которые необходимы современному учителю. Понятия «компетенция» активно участвует в научном и обыденном обороте, характеризуя соответствующий уровень профессиональной квалификации специалиста.
Компетентность — это способность учителей действовать в ситуациях неопределенности. Чем выше неопределенность, тем больше эта способность.
Для успешного внедрения разнообразных инноваций, для реализации в новых условиях задач преподаватель должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием преуспеть в своей деятельности.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности является «ориентация на ребенка» [12]. Педагогическая направленность учителя на ребенка направлена на развитие у детей мотивации, познания мира, людей, себя. Он предполагает заботу, интерес, любовь, способствует развитию его личности и максимальной самоактуализации его личности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне выполняет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.
Компетентность — это способность учителя следовать определенным стандартам поведения, то есть критериям того, как все должно быть достигнуто, действиям. Компетенции отражают интегрированный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентность), но и личностные характеристики человека.
Профессионализм педагогов обеспечивает следующие педагогические компетенции: общекультурная компетентность, компетенция личностного саморазвития, когнитивная и творческая компетентность, аксиологическая направленность личности, коммуникативная компетентность, информационная компетентность, социальная и профессиональная компетентность учителя.
Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. В связи с этим нужно правильно его подготовить и провести. Подготовка и проведение родительского собрания — чрезвычайно важная составная работы учителя начальных классов. В этом ему должны помогать администраторы, специалисты психолого-педагогического медико-социального центра, педагоги службы дополнительного образования и др.
Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка успешна только в том случае, если они становятся союзниками.
Благодаря такому взаимодействию педагог лучше узнает ребенка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащегося.
Родительские собрания, естественно, считаются среди учителей менее сложными «жанрами», чем уроки или внеклассные мероприятия. Здесь две стороны, участвующие в образовательном процессе — учителя и родители — встречаются, слушают друг друга, обсуждают третью по значимости сторону — основные вопросы детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классного руководителя первая строка отводится проведению родительских собраний. Такая ситуация накладывает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и понимания итогов родительского собрания.
Подготовительная работа к родительскому собранию начинается с определения повестки дня собрания и принятия решения о том, кого следует пригласить на собрание.
Опыт педагогов показал, что интервьюировать учителей-предметников целесообразно накануне встреч. Целью данной встречи является обсуждение учебных достижений и поведенческих особенностей учащихся на занятиях.
Полученная информация может быть использована для анализа и обобщения основных тенденций участия учеников в образовательном процессе.
В противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частного комментария. В то же время очевидно, что родители также заинтересованы в подробных результатах воспитательной работы своих детей. Именно поэтому лучше всего подготовить сводку успеваемости, в которой будут отражены результаты исследований каждого ученика. Каждая такая сводная таблица посвящена только одному ученику.
В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу у учителей, классный руководитель должен подчеркнуть то или иное количество оценок маркером. При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как известно, что целостной картины успеваемости ученика, к сожалению, не дает.
При подготовке к встрече следует также учитывать появление родителей в организации. Как показывает практика, нельзя ограничиваться только контролем записей в дневнике ученика.
Организационная часть этапа подготовки к завершению родительского собрания — это проектирование классной комнаты, которая будет проводиться.
Конечно, часто приходится наблюдать, как меняются к лучшему эмоции родителей, когда они встречают элегантного, дружелюбного учителя в классе, полном праздничных украшений, чистом и опрятном.
Ничто не претендует на оригинальность, следует отметить, что сцены родительских собраний являются предметом педагогического творчества. Однако имеет смысл, что она должна включать в себя пять обязательных компонентов:
Анализ достижений учеников на занятиях — в этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. Вначале он должен напомнить родителям, что ответы на частные вопросы об успеваемости ребенка они получат только при личной встрече.
Знакомя участников родительских собраний с мнением учителей-предметников, необходимо помнить, что родительская тревожность возрастает, и по определенным суждениям, отказ от субъективной интерпретации обоснован.
Психолого-педагогическое просвещение — этот компонент родительского собрания не обязательно должен быть выделен в повестку дня собрания в качестве отдельного пункта; он, естественно, может быть включен в структуру других его компонентов. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогических способностей родителей является одной из важнейших задач классного руководителя.
Личные беседы с родителями — на этом этапе особое внимание следует уделить родителям детей с проблемами в обучении и развитии. Сложность в том, что очень часто такие родители, боясь критики, избегают родительских собраний, классные руководители должны стремиться обеспечить им чувство защищенности, дать понять, что они здесь не для того, чтобы судить, а для того, чтобы попытаться помочь.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты определения роли родительских собраний в начальной школе
1.1. Организация взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся начальной школы
Работа с родителями представляет собой очень важный, сложный, необходимый участок для деятельности школы, поскольку статистический анализ социума показывает, что растет число неполных и социально-неблагополучных семей, а также остается достаточно большое число малообеспеченных семей. Кроме того, существует ряд факторов, которые накладывают свой отпечаток на особенности учебно-воспитательного процесса нашей школы, а именно: территориальная замкнутость, низкий социально-культурный уровень населения и сложная криминальная обстановка.
Результаты проведенных исследований убеждают в том, что знание особенностей семей обучающихся, их социального положения может снять целый ряд негативных моментов в сотрудничестве с родителями, более полно учитывать образовательно-воспитательный потенциал семей, найти разнообразные формы взаимодействия со школой, не зависящие от их статуса и материального положения.
Особенностью программы работы с родителями является углубление и расширение аспектов, связанных со спецификой работы с родителями.
Сотрудничество школы и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Поэтому на наш взгляд организация взаимодействия школы и семьи предполагает:
изучение семьи с целью выявления ее возможностей воспитания своих детей и детей класса;
дифференциацию семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказать воспитательное воздействие на своего ребенка, детей класса;
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты родительских собраний как эффективной формы взаимодействия школы и семьи 5
1.1 Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе обучающихся начальной школы 5
1.2 Родительские собрания, понятия, виды и функции 10
1.3 Условия успешного проведения современных родительских собраний в начальной школе 13
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Практические аспекты эффективного взаимодействия с семьей обучающихся посредством интерактивных родительских собраний 18
2.1 Диагностика стилей семейного воспитания 18
2.2 Организация и проведение интерактивных родительских собраний в опыте педагогов начальной школы 22
2.3 Методические рекомендации по проведению родительских собраний 28
Выводы по второй главе 33
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 44
Введение:
Актуальность темы. Формирование педагогической культуры родителей можно назвать одной из основных задач педагогов в образовательных учреждениях на сегодняшний день, именно в начальной школе начинается первое взаимодействие семьи и образовательного учреждение, которое в дальнейшем становится «фундаментом» для дальнейшего развития ребенка [5, c. 32]. Часто учителя не могут наладить нужный уровень коммуницирования с семьями, а также не в состоянии создать нужный настрой у родителей детей, что приводит к общему ухудшению уровня образования и педагогической культуры родителей. Следовательно, актуальной является проблема эффективной организации взаимодействия начальной школы и родителей [10, c. 8]. Родительские собрания как универсальная форма организации взаимодействия педагога с родителями в последние годы претерпела существенные изменения – в формах, типам, тематической направленности. Но потенциал его эффективности в организации работы с родителями еще больше усилился.
Исследованиям взаимодействия семьи и школы посвящено значительное количество публикаций. Эти вопросы раскрываются как фундаментальных работах по педагогике, так и в статьях современных авторов – С. П. и А. Н. Акутиных [2], О.С. Беспаловой [5], Ю.Н. Волокитиной, О.И. Барановой [15], И.А. Камневой [18], Н.М. Коробкиной [22] и др.
Объект исследования: процесс взаимодействие педагога с родителями в начальной школе, предмет исследования – родительские собрания как организация взаимодействия педагога с родителями.
Цель исследования – выявить роль и значение родительских собраний в начальной школе, разработать рекомендации по их проведению.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что эффективность родительских собраний в начальной школе определяется тщательной подготовкой педагога, определением тематики и формата проведения родительских собраний результатами диагностики уровня педагогической культуры родителей, выявленными проблемами во взаимоотношениях с детьми.
В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи исследования:
определить роль и значение семьи в воспитательно-образовательном процессе обучающихся начальной школы;
дать определение понятия родительского собрания, выделить и охарактеризовать его виды и функции;
выделить и описать условия успешного проведения современных родительских собраний в начальной школе;
провести диагностику стилей семейного воспитания;
рассмотреть особенности организации и проведения интерактивных родительских собраний;
разработать методические рекомендации по проведению родительских собраний, правилам подготовки родительских собраний.
Методологическая база исследования включала как общие, так и частные методы исследования: изучение теоретической информации по теме исследования, сравнение и анализ, педагогический эксперимент. Основным видом исследования стало анкетирование («Характеристика семьи», «Родительское отношение» (В. В. Столин, А. Я. Варга), «Культура (педагогическая) в семьях» (О. Л. Зверева)), так как письменная форма более точно позволяет определить различия позиций участников.
База исследования: город Томск, МАОУ СОШ № 44, 2 Б класс. Выборка составила 31 человек (родителей обучающихся 2 Б класса). Исследование проводилось в три этапа. Сроки проведения – сентябрь – ноябрь 2020 года.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута поставленная цель – выявлена роль родительских собраний в организации взаимодействия начальной школы с родителями обучающихся.
По итогам реализации поставленных задач были сформулированы следующие основные выводы.
Проблемы организации взаимодействия учебного заведения в лице начальной школы и семьи учащегося можно описать как большой спектр задач, требующих комплексного и постепенного решения, результатом которого должно стать развитие и формирование высоких показателей культуры у родителей (педагогической). Процессы решения этой проблемы, это лишь небольшая часть от общего уровня культуры (педагогической), т. к. от нее зависит сама личность ребенка, его мировоззрение и так далее.
Обучение и развитие школьника и процессы формирования личности – это прямая обязанность его родителей. Среди основных факторов, влияющих на культуру (педагогическую) выделяют: особое, индивидуальное, отношение педсостава к каждой отдельно взятой семье; постройка всех необходимых условий для успешного коммуницирования между педсоставом и семьями.
Для успешного формирования высокого уровня педагогической культуры родителей педагогу необходимо максимально индивидуально подходить к каждой семье, при этом грамотно организуя и массовую работу, четко придерживать, действовать последовательно и системно, а также внимательно относиться к воспитанию и обучению ребенка.
При работе с семьями стоит иметь в виду, что существуют определенные негативные тенденции общественного развития, которые проявляются в снижении уровня жизни, нежелательном поведении родителей на фоне социально-экономических потрясений, безнравственностью, ухудшением здоровья нации, духовным кризисом, утратой семейных ценностей и т. д.
Выделяют различные формы взаимодействия педагога с родителями, среди этих разнообразных форм значительное место занимают родительские собрания. Будучи универсальной формой организации групповой работы с родителями, родительские собрания выполняют важные функции в организации взаимодействия начальной школы с родителями. Главное их предназначение – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности. На родительском собрании концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи.
В результате проведенного в практической части исследования педагогического эксперимента был диагностирован уровень педагогической культуры и стилей воспитания родителей (выборка составила 31 человек). Поскольку диагностика выявила ряд проблем, были разработаны рекомендации по проведению интерактивных форм родительских собраний, которые в наибольшей степени позволяют реализовать обучающую, просветительскую функцию работы педагога с семьей. Таким образом, гипотеза исследования подтвержилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты родительских собраний как эффективной формы взаимодействия школы и семьи
1.1 Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе обучающихся начальной школы
Тема семьи в воспитании детей никогда не потеряет своей актуальности. Семья с самого рождения ребёнка закладывает основы его воспитания: именно родители закладывают основы разных видов воспитания. Независимо от того, целенаправленное воспитание происходит в семье или же воспитанием и обучением ребенка родители не занимаются вовсе, воспитательно-образовательный процесс всё равно происходит, так как не обязательно оказывать прямое воздействие на детей, они всё увидят самостоятельно, исходя из чего в них будут закладываться моральные ценности, жизненные устои, стереотипы, модель поведения. Многое ребёнок берёт из детства: родители своим примером, оказывая косвенное воздействие на воспитание и развитие своего ребёнка, показывают ему пример [17]. Так ребенок познаёт жизнь и учится на примере своих родителей. Необходимо отметить, что не всегда определённый пример является положительным, ведь каждая семья по-своему уникальна.
Семья – это богатство и надежда каждой нации. От правильного семейного воспитания, общей физической и моральной закалки подрастающего поколения в семье зависит будущее каждого народа, общества, стабильность и уровень цивилизации в государстве.
Ведущая роль семьи в воспитании детей давно призвана мировым сообществом, зафиксирована в ряде международных документов, в том числе в Конвенции ООН о правах ребенка. В данной Конвенции подчеркивается, что повсеместно в мире семья должна восприниматься как главная ячейка общества, которая создает условия для развития и защиты интересов своих детей [1].