Курсовая с практикой на тему Роль решения задач на уроках математики в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 5
1.1 Особенности обучения математике в рамках образовательного стандарта 5
1.2 Организация духовно-нравственного развития средствами математики в начальной школе 9
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 14
2.1 Реализация педагогических условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе математического образования посредством текстовых задач 14
2.2 Использование приемов развивающего обучения на уроках математики в условиях учебно-воспитательного процесса 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что образовательным стандартом определены основные результаты освоения уровня обучения начальной школы , которые предусматривают предметные и личностные результаты. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования направлены на овладение базовыми предметными понятиями.
Для успешного овладения знаниями на уроках математики необходимо использовать принципы деятельностного подхода и методики развивающего обучения, которые будут направлены на усвоение большего объема знаний.
В современных условиях, для обучающихся младших классов проводится работа по формированию умений учиться и вырабатывать способности к организации своей деятельности. Поэтому первостепенной задачей учителя является создание комфортных условий в учебно-воспитательном процессе. При этом образовательный стандарт требует от педагога, организующего учебно-познавательную деятельность, включить в работу «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Воспитательная нагрузка, направленная на развитие эстетического вкуса, равномерно распределяется как во время занятий художественно эстетического цикла, так и при проведении занятий на уроках математики. А результаты оценка эстетического воспитания на уроках математики зависят во многом ещё и от компетентности учителя в данном вопросе, а также от возможности совмещения учебной и внеурочной деятельности.
Степень изученности вопроса. Вопросам реализации единства обучения и воспитания при обучении учащихся начальных классов посвящены работы, таких исследователей, как Артищева Ю.А., Аттокурова Ч.А., Булгакова А.А., Буторова Е.Ф., Волкова М.А., Воронина Л.В., Глебова М.В., Гребенникова Н.Л., Деменева Н.Н., Джаббарова Н.А., Евдокимова и др.
Особенностям изучения математики в начальных классах посвящены работы Алексеевой Г.Н., Бречкиной Ж.И., Волокитиной Е.Н., Латыповой А.Р., Мухамедовой А.Т. и др.
Цель работы – изучить роль решения задач на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1) выявить особенности обучения математике в рамках образовательного стандарта;
2) определить особенности организации духовно-нравственного развития средствами математики в начальной школе
3) обосновать целесообразность реализации педагогических условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе математического образования посредством текстовых задач
4) обосновать целесообразность использования приемов развивающего обучения на уроках математики в условиях учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования – урок математики в начальной школе.
Предмет исследования – решение задач на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза: если на уроках математики в начальной школе систематически применять разнообразные формы работы с учащимися при обучении решению задач, то уровень их духовно-нравственного развития повысится.
Методы исследования: теоретическо-практический. Практической базой исследования написания курсовой работы является ОШ № 4.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы . Первая глава исследования посвящена изучению теоретических основ. Во второй главе работы нами рассматриваются практические аспекты реализации задач обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах. В Заключении представлены основные выводы. В списке использованной литературы работы авторов, которые использовались при написании данной курсовой работы.
Заключение:
В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:
1) Традиционно математику считают предметом, способствующим воспитанию дисциплинированного мышления. Мало где акцентируется внимание на влиянии математических знаний на эстетическое формирование личности учащихся. Предполагается, что математика — преимущественно, абстрактная наука, и не может давать учащимся эстетически воздействующих впечатлений. Тем не современное математическое образование все чаще обращается к духовной культуре ученика, к развитию эстетического вкуса и формированию эстетической потребности средствами науки и учебного предмета.
2) Выявлена целесообразность организации духовно-нравственного развития средствами математики в начальной школе . Благодаря реализации педагогических условий единства обучения и воспитания на уроках математики решается ряд образовательных и развивающих задач: формирование интереса к изучению математики, расширение кругозора и развитие познавательной активности, воспитание духовно-нравственных качеств на примере героев, представленных в сюжетах задач и бесед.
3) Показаны возможности использования текстовых задач и бесед воспитательной направленности в деле решения задачи духовно-нравственного воспитания учащихся через реализацию следующих подходов: расширение представления о математике как средстве приобщения к культурным ценностям, познания окружающей действительности и расширения картины мира на основе показа, что математика — часть общечеловеческой культуры. Определены педагогические условия, обеспечивающие духовно-нравственное развитие у младших школьников в процессе математического образования посредством текстовых задач, включающих заранее продуманные беседы, обогащающие духовный мир и способствующие развитию нравственных ценностей у младшего школьника. Показана реализация предложенных педагогических условий в учебно-воспитательном процессе на материале дисциплины «Математика» в начальной школе. Сделан вывод о том, что целенаправленное использование задач, включающих заранее продуманные беседы с духовно-нравственным содержанием, на уроках начального курса математики способствует развитию гуманистически ценных человеческих качеств, что приводит к формированию личности, умеющей руководствоваться в своей деятельности морально-этическими нормами поведения.
4) Обоснована необходимость использования приемов развивающего обучения на уроках математики в условиях учебно-воспитательного процесса . Рассмотрена проблема мнемотехники в контексте изучения математики в начальных классах. Основное внимание направлено на значение педагогической мнемотехники как искусство естественного запоминания учебной информации. Рассмотрены различные приёмы запоминания информации в условиях учебно-воспитательного процесса.
Теоретическая значимость проведенного исследования обусловлена авторским подходом к изучению единства обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах.
Практическая значимость определяется возможностью использования текстовых задач и бесед воспитательной направленности в деле решения задачи духовно-нравственного воспитания учащихся, а также приемов развивающего обучения, к которым относится мнемотехника.
В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить поиск инновационных форм реализации задач единства обучения и воспитания в процессе изучения математики в начальных классах.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Особенности обучения математике в рамках образовательного стандарта
Для успешного овладения предметными и метапредметными знаниями необходимо использовать принципы деятельностного подхода и методики развивающего обучения, которые будут направлены на усвоение большего объема знаний[10, 30-31].
Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить:
понимание важности математики и информатики как предмета в жизнедеятельности человека;
исследование математики в ретроспективе исторического развития как предметной дисциплины;
осознание значимости информационных процессов в новом постиндустриальном информационном мире;
формирование представлений о математике как части мировой культуры, универсальном языке науки, который даёт возможность описывать и исследовать реальные объекты и явления в этом мире. По итогам освоения данного предмета ученики развивают различные типы мышления, в том числе математическое, приобретают понимание о математических моделях; имеют возможность рассуждать логически, с точки зрения математических явлений и законов; используют приобретенные знания в практической деятельности; овладевают навыками решения учебных задач; приобретают знания о базовых информационных процессах в реальных ситуациях. Изучение данных предметов должны сопровождаться следующими результатами:
формирование представлений о математике как методе изучения реального мира;
формирование умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), применять навыки коммуникации и использования соответствующей терминологии, доказывать, логически рассуждать и обосновывать своё мнение в результате математического мышления и решения математических задач.
формирование знаний о числе и числовых системах, от натуральных до действительных чисел; развитие способностей к вычислению;
освоение структуры математических терминов, развитие умения применять функционально-графические представления;