Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Роль рефлексии в переживании кризиса женщин среднего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. ТЕОРЕТЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5

1.1. Психофизиологические особенности женщин
среднего возраста. 5

1.2 Понятие рефлексии. 10

ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ТЕЧЕНИЯ КРИЗИСА ЖЕНЩИН
СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.. 15

2.1. Научные подходы к анализу факторов течения кризиса
середины жизни  15

2.2 Диагностика индивидуальных особенностей, как факторов
возникновения стрессовых расстройств. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48

  

Введение:

 

Актуальность работы. Высокий
темп общественной жизни, а также наличие ряда социальных, культурных,
экономических и экологических проблем в России, которые усугубляются развитием
мирового кризиса, приводят к преждевременным изменениям в организме женщин
35-40 лет, которые сопровождаются ограничением двигательной активности,
неправильным питанием и развитием вредных привычек, стрессами и развитием
климактерического синдрома.

Когда половина «среднестатистической
жизни» уже пройдена, желаемый уровень образования достигнут, создана семья и
успешным является продвижение по карьерной лестнице, у многих людей возникает
ощущение, что что-то очень важное еще не сделано, и предчувствие, что осталось
очень мало времени, чтобы это осуществить.

Психологи называют это
состояние человека «кризисом среднего возраста». Современные психологические
концепции личности все чаще указывают на возрастные закономерности в развитии
взрослых людей, на нормативность изменений личности в возрастных кризисах. Зрелость
остается наименее изученным периодом онтогенеза, для которого характерны
высокий уровень развития духовных, интеллектуальных, творческих и физических
способностей человека. Все сказанное актуализирует необходимость более глубоко
анализа гендерных аспектов переживания кризиса середины жизни, что и определило
выбранную нами тему и основные компоненты работы.

Кризис касается
фундаментальных ценностей и потребностей человека, становится доминантой
внутренней жизни и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Он
нарушает привычный ход жизни, дезорганизует жизнедеятельность, делает
необходимым переосмысление человеком своей жизни. Данный кризис относится к
нормативным (возрастным) кризисам, содержанием которых является закономерное и
полезное изменение объективной стороны социальной ситуации, сопровождающееся
разрушением старой и открытием и усвоением новой системы отношений, развитием
личности и изменением представлений о себе.

Проблема кризиса среднего
возраста изучалась в направлениях определения его возрастных границ (Дж.
Биррен, Д. Бромлей, А.В. Винославская, А.Л. Солдатова), анализа особенностей
его переживания (В. Заика, Ю.Ю. Ильина) факторов возникновения (Э. Эриксон,
Р.М. Загайнов, Ю.А. Киселев, Б. Ливехуд, М.С. Пек, К. Юнг) и способов его
преодоления (Е.О.Варбан, В.Д. Менделевич).

Итак,
объектом нашего исследования является кризис середины жизни.

Предмет
исследования — особенности переживания женщинами кризиса середины жизни.

Цель исследования: выявление роли рефлексии в переживании кризиса женщин среднего возраста.

Теоретико-методологическую основу исследования
составили системный подход в изучении функционирования и развития личности
(П.К.Анохин, Л.И.Анциферова, Б.Ф.Ломов), основные положения концепции
критических периодов в рамках культурно-исторической теории (П.П.Блонский, Л. С.
Выготский, К.М.Поливанова) и теории деятельности (Д.Б.Эльконин, А.Н.Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн), учение о жизненных кризисах личности (Л.И.Анциферова),
концепция эго-идентичности (Е. Эриксон) основные концепции, идеи, теории
классиков психологии, труды современных отечественных и зарубежных ученых.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Резюмируя вышесказанное
можно прийти к следующим выводам:

1. Большинство
психологов, как отечественных, так и зарубежных, которые занимались проблемой
кризиса, придерживаются мнения о том, что кризис является предпосылкой важных
личностных изменений, характер которых может быть как положительным (конструктивным,
интегрирующим), так и отрицательным (деструктивным, разрушительным,
разъединяющим).

2. К признакам успешного
преодоления ценностно-смыслового кризиса середины жизни следует отнести
формирование отдаленных целей и перспектив, изменение стратегии их достижения,
интенсификацию, активизацию жизненной позиции реализацию личностного
потенциала. Эти признаки могут свидетельствовать о том, что кризис середины
жизни, вызванный острым переживанием противоречия между желаемым и достигнутым,
преодолен.

3. Кризисные проявления
можно объединить в две большие группы: социально-обусловленные и личностно
обусловленные. К социально-обусловленным относятся: профессия, мировоззрение,
социально-значимые цели и ценности, карьера. К личностно-обусловленным
относятся: личная жизнь, здоровье, идеалы.

4. Типологически кризисы
середины жизни можно разделить на внутренние и внешние, хотя это раздел
условный, поскольку внутренние противоречия могут переходить наружу и наоборот.
Внутренние личностные кризиса середины жизни бывают: психическими (человек
находится на грани между психическим здоровьем и душевным заболеванием)
экзистенциальными (между любовью и ненавистью, надеждой и отчаянием, свободой и
необходимостью), этические (противоречивость человеческого естества в контексте
добра и зла, справедливости, счастья), эстетические (красота, комическое,
трагическое), гносеологические. Внешние кризисы середины жизни бывают:
социальные (неопределенность, неустойчивость, положение в обществе);
онтологические (касающиеся противоречия между жизнью и смертью).

5. По критерию
результативности ценностно-смысловая кризис середины жизни может быть
конструктивным и деструктивным.
 

Фрагмент текста работы:

 

В научно-методической литературе
существуют некоторые разногласия по определению возрастных рамок зрелого
возраста женщин. Т.Ю.Круцевич (2003) согласно возрастной классификации у
взрослых людей выделяет 4 периода — зрелый, пожилой, старческий возраст и долгожители.
В свою очередь, зрелый возраст делится на 2 периода: первый период у мужчин
отмечается в 22 — 35 лет, у женщин 21 — 35; второй период у мужчин в 36 — 60
лет, у женщин — 36 — 55 лет. К преклонному возрасту относят людей в возрасте 61
— 74 (мужчины) и 56 — 74 (женщины) лет; к старческому возрасту — 75 — 90 лет, к
долгожителям — старше 90 лет. По Л.А. Янсон (1976) зрелый возраст принято
считать от 19 до 35 лет.

Понятие зрелого возраста
указывает на переходное состояние организма. Возраст женщина 35-40 лет – это
определенный возрастной период между молодым и пожилым, поэтому преобладают,
при наличии благоприятных условий, свойства молодых людей, а при ухудшении – пожилых.
После 25 лет запускаются процессы инволюции, затрагивающие все ткани, клетки,
органы, а также систему организма и его регуляцию.

Инволюционный
период у женщин начинается с 30–35 лет (переход от первого периода зрелого
возраста во второй). Различают физиологическое
и преждевременное (патологическое)
старение. Последнее наступает в
результате заболеваний, при наличии неблагоприятных условий внешней среды,
нерационального образа жизни, вредных привычек и др. как указывает
В.Сыренский (2008), процессы жизни и
старения регулируются гуморальным и нервным механизмами функционирования
организма.

Гуморальный механизм осуществляется за счет химических
веществ, циркулирующих в крови и лимфе. Основными регуляторами здесь являются
гормоны, вырабатываемые железами внутренней секреции, которые наиболее активны
до 40-45 лет. После достижения этого возраста в эндокринной системе уменьшаются
выделение гормонов, эффективность их синтеза и секреции в надпочечниках,
доставка кислорода и питательных веществ к тканям. Снижается и функция
щитовидной железы, что приводит к ухудшению обмена веществ (белкового,
углеводного, жирового и минерального) и накоплению в организме холестерина,
инсулиновой недостаточности, затрудняющих биосинтез белка, ослаблению
деятельности половых желез. Эти изменения приводят к уменьшению энергообмена и
снижению физической работоспособности.

Снижается и функция
сердечно-сосудистой системы (ССС). Согласно с исследованиями
В.П. Кривцун
(2016), п
осле 35–40 лет в стенках сосудов накапливается
холестерин, а максимум его отмечается в 60–70 лет. Наблюдается уменьшение
сократительной способности миокарда и ухудшением его кровоснабжения, вследствие
чего уменьшается ударный объем крови и не поддерживается минутный объем крови
на нужном уровне. Для его поддержания увеличивается ЧСС, растет АД, особенно
диастолическое (ДД), что обусловлено повышением тонуса сосудов, а пульсовое
давление (ПД) снижается. По мнению Е
.В.Терешиной (2009), у
женщин наблюдается повышенное содержание в крови эстрогенов, задерживающих отложение
холестерина.

В.И. Климова (2000) доказывает, что
в
ес
мышечной ткани по отношению к весу телу у женщины составляет до 32-35%, а
жировой ткани- 28%. За одну минуту в легких женщин вентилируется до 5 литров
воздуха с поглощением 1,5-1,8 литров кислорода.

Ивлиев Б. К. (2006) утверждает, что примерно 30% массы
женского тела составляют мышцы, что объясняется более высоким процентом
содержания в женском организме эстрогена, то есть женского полового гормона.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы