Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Роль развивающих игр в эстетическом воспитании дошкольников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников 6
1.1. Сущность эстетического воспитания 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 10
1.3. Особенности эстетического воспитания дошкольников 14
Глава 2. Методические аспекты эстетического воспитания дошкольников на основе развивающих игр 16
2.1. Развивающие игры: понятие, виды, значение в эстетическом воспитании дошкольников 16
2.2. Методика организации развивающих игр эстетической направленности 18
2.3. Комплекс развивающих игр эстетической направленности для дошкольников 21
Заключение 26
Список литературы 28

  

Введение:

 

Актуальность. Эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетического осознание прекрасного, формирование эстетического вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность.
Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического воспитания, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Мы, педагоги, заинтересованы в расширении этого потенциала, формировании и совершенствовании уникальных детских способностей.
Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса. Формы организации эстетического воспитания детей очень разнообразны и важны, и результативность этой работы проявляется во всех видах деятельности ребенка-дошкольника.
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать эстетические ценности. Дети в дошкольном возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу; сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие, которое, в свою очередь, влияет на нравственное, физическое, психическое и даже умственное развитие ребёнка, способствует обогащению эмоциональной сферы личности.
Составляющей основой эстетического воспитания становится игровой процесс, который способствует усвоению различных знаний, умений и навыков, развития способностей. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников эстетического вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования:
«Роль развивающих игр в эстетическом воспитании дошкольников»
Объектом исследования: процесс эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: особенности эстетического воспитания посредством развивающих игр.
Цель данной работы: определить методические особенности в эстетическом воспитании в процессе игровой деятельности.
Гипотеза исследования: развивающие игры способствуют эстетическому воспитанию дошкольников и их эстетическому восприятию действительности.
Исходя из поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— изучить сущность эстетического воспитания;
— представить психолого-педагогическую характеристика детей дошкольного возраста;
— рассмотреть особенности эстетического воспитания дошкольников;
— проанализировать развивающие игры;
— составить методику организации развивающих игр эстетической направленности;
— разработать комплекс развивающих игр эстетической направленности для дошкольников.
Методы исследования:
— теоретические (анализ, синтез);
— практические (систематизация, классификация, типизация).
Методологическую основу исследования составляют концепции приоритетности эстетического воспитания в старшем дошкольном возрасте (Н.А. Варкки, Я.И. Верещацкая, В.Н. Шацкая).
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе анализа теоретического и методического материала были решены следующие задачи:
— изучена сущность эстетического воспитания;
— представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста;
— рассмотрены особенности эстетического воспитания дошкольников;
— проанализированы развивающие игры;
— составлена методика организации развивающих игр эстетической направленности;
— разработан комплекс развивающих игр эстетической направленности для дошкольников.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе является темой достаточно актуальной и широко исследованной разными авторами. Выявлено, что эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.
Все авторы с разных точек зрения трактуют данное понятие, однако, приходят к общему мнению относительно сущности воспитательных процессов эстетического развития.
В ходе решения второй задачи было выяснено, что в дошкольном возрасте дети очень восприимчивы к миру и всем процессам, которые в нем осуществляются. И это является хорошим подспорьем для эстетического воспитания.
Психолого-педагогические особенности в данный возрастной период таковы, что дети настроены на коллективную деятельность. Активно развивается познавательная сфера и прочие личностные процессы.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что сформированная эстетическая культура дошкольника определяется, в первую очередь, эмоциональностью восприятия, а также способностями к восприятию окружающего мира и всех происходящих в нем процессов с созерцательной точки зрения.
Эстетическое просвещение детей – это гуманное воспитание, это приобщение детей к прекрасному.
В ходе решения четвертой задачи было выяснено, что развивающие игры воспитывают дошкольников с эстетической точки зрения, развивая у них восприятие процессов, пространства окружающей действительности. Дети осваивают эстетику в мире на уровне звукового, зрительного, умственного эмоционального видов восприятия.
В ходе решения пятой задачи была представлена методика организации развивающих игр эстетической направленности. Было выяснено, что пространство для развивающих игр – это базовый компонент организации игрового процесса вообще. Развивающие игры должны актуализировать деятельность воспитателя, который. В свою очередь, должен направлять детей в зависимости от цели деятельности.
В ходе решения шестой задачи был представлен комплекс развивающих игр эстетической направленности. Представленный комплекс развивающих игр ориентирован на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Комплекс из совокупности развивающих игр эстетической направленности дает возможность дошкольнику всесторонне и гармонично развиваться, воспринимая мир как нечто прекрасное, как и все его внутренние процессы.
Таким образом, задачи данного исследования решены.
Цель является достигнутой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников

1.1. Сущность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание в настоящее время обозначается как вопрос, который требует обсуждений. Так, всю свою жизнь, с самого детства, человек соприкасается с различными эстетическими явлениями, которые очень значимы с практической точки зрения. И в повседневности, и в области духовности, в коммуникационных процессах современного общества постоянно происходит столкновение с различными сторонами жизни, как продуктивными, так и деструктивными. И все это должно сопровождаться адекватным восприятием действительности.
Так, например, по мнению В.Н. Шацкой основная цель эстетического воспитания заключается в том, что данный вид воспитания оказывает существенное воздействие на процесс формирования эстетического отношения учащихся (в том числе и дошкольников) к окружающему миру. Это осуществляется путем целенаправленного воздействия средствами искусства на личность.
Эстетическое воспитание – это модель эстетического сознания и эстетического поведения личности. Ключевым элементом эстетического сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться через художественно-эмоциональное познание действительности. Выражается эстетическое познание в эстетических взглядах.
Понятие эстетического воспитания гораздо шире, при этом затрагивает как творчество, так и эстетику поведения, быта, взаимоотношения людей. Подобное развитие с помощью эстетически значимых предметов и явлений формирует личность, используя при этом искусство».
Б.Т. Лихачевым в трудах описаны также категории эстетического чувства, эстетического суждения и эстетической потребности. Не менее важную роль в формировании сознании играет эстетическое развитие.
С точки зрения Б.Т. Лихачева эстетическое воспитание есть «способность личности вычленять из окружающего мира процессы, качества, свойства, которые способствуют пробуждению эстетических чувств». Только таким образом становится возможным полноценное освоение ребенком эстетических явлений, их содержания и форм. Данный процесс требует от ребенка развитой способности различать форму, цвета композиции, различать тональность, оттенки звука и другие особенности эмоциональной и чувственной сферы.
Эстетическая информация, полученная ребенком в детском возрасте, является основой его будущего вкуса. В процессе взросления ребенок систематически знакомится с различными явлениями искусства. Воспитатель при этом может акцентировать его внимание на различных эстетических качествах явлений искусства и жизнедеятельности. В итоге, у ребенка формируется совокупность представлений, которые характеризуют его личные предпочтения и симпатии.
Таким образом, эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования личности, которая способна как воспринимать, так и оценивать прекрасное, окружающее нас, создавать различные эстетические ценности.
Данное определение применимо к зрелой личности. Но дети уже в дошкольном возрасте реагируют на прекрасное, которое их окружает, прислушиваются к музыке, поэзии, обращают внимание на предметы изобразительного искусства, природные явления. Также ребенок самостоятельно начинает рисовать, лепить, создавать творчество своими руками, играть. Данные факты говорят о необходимости применения приемов эстетического воспитания к детям дошкольного возраста.
Именно на этапе дошкольного развития происходит формирование основ личности, ее эстетическое развитие. Эстетическое воспитание выступает важнейшей частью процесса развития и формирования детей. За счет такого вида воспитания дошкольников:
а) происходит должное развитие эстетических оценок;
б) формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему миру и всему обществу.
Результатом таких мероприятий, как раз и выступает эстетическое развитие дошкольника.
Традиционно эстетическое развитие рассматривается как средство:
а) развития творческого потенциала ребенка;
б) развития образного, ассоциативного мышления;
в) развитие самостоятельности и творческой активности.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
а) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях, играх;
б) опыт творческой деятельности.
Известный педагог И.Д. Запорожец считает, что эстетическое воспитание способствует развитию эстетических чувств у ребенка, а также приводит к формированию знаний и представлений о прекрасном в окружающем мире, а также эстетических оценок и эстетического отношения ко всем явлениям, окружающих ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы