Курсовая с практикой на тему Роль правосознания в жизни общества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правосознание как элемент системы права 7
1.1. Понятие и сущность правосознания………………………………………. 7
1.2. Структура правосознания…………………………………………………..15
Глава 2. Анализ роли правового сознания в жизни общества и мировоззренческой позиции человека на современном этапе…. 21
2.1.Особенности правового сознания молодежи..……………………………..21
2.2.Уровень развития собственной гражданской и мировоззренческой позиции современной студенческой молодежи…………………….…………24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Приложение………………………………………………………………………34
Введение:
Актуальность темы. Правовое сознание, как важный институт в политико-правовой системе, играют значительную роль в демократизации государства и общества. Функционирование данного института многообразно, обеспечивается совершенствованием его юридической природы, функциональной деятельности и самого содержания. Важной проблемой, обеспечения жизнедеятельности партий, среди других факторов — является их качественное и эффективное финансирование.
Интерес к проблеме правосознания и правовой культуры вызывается, прежде всего, тем обстоятельством, что правовое сознание неизменно связано с общественно-политической активностью личности. Поэтому, наряду с радикальными изменениями в экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о формировании адекватного обновляющемуся обществу правового сознания и об овладении им в процессе общественно-политической практики.
ХХI век в России принес много проблем, которые сопровождались и сопровождаются испытаниями на крепость государственности, на стабильность социально-экономических связей, на зрелость правовой культуры и правосознания общества. В таких условиях наиболее актуальным является поиск новых путей одоления и понижения отрицательных явлений в общественной, политической и социальной сферах.
Средства массовой информации, научные статьи и монографии в последнее время часто уделяют внимание правовой культуре и правосознанию, а также их влиянию на духовный мир человека, развитию законности и укреплению государственного порядка, на формирование позитивной активности человека.
Понятия «правосознание» и «правовая культура» вошли в научный оборот и заняли прочное место в ряду других категорий. Формирование правосознания личности является серьезной теоретической проблемой в условиях реформирования социально-правовой действительности. Процесс формирования правового сознания тесно связан с процессом реализации функций, который предоставляет возможность человеку активно участвовать в государственной жизни, широко использовать свои права и свободы. Каждый гражданин обязан иметь необходимый уровень знаний о праве, чтить законы своего государства и целенаправленно их соблюдать. В связи с тем, что становление правосознания личности не может происходить за рамками действия системы государственных институтов, государство должно создать условия для реализации гражданами своих основных прав и свобод.
Актуальность исследуемой темы, прежде всего, обеспечивается тем обстоятельством, что правовое сознание индивидов связано с социальной и политической активностью личности в государстве. Поэтому, радикальные видоизменения в правовой сфере общества и государства должны сопровождаться с развитием правового сознания в постоянно обновляющемся обществе и овладением такой формой сознания в процессе практической деятельности.
Эволюция правового сознания молодых людей, и конкретно студенческой молодежи, — это одна из наиболее острых и ключевых проблем российской общественности.
Во-первых, потому что правосознание – важный субъективный феномен, который отражает и конструирует правовую реальность.
Во-вторых, молодежь – это одна из самых больших по численности социальных групп населения, которая представляет собой потенциальный резерв для необходимого развития всех отраслей деятельности общества. Однако наряду с этим, может стать и разрушительной силой в зависимости от уровня своего правового сознания.
Обзор специальной литературы. На протяжении длительной и богатой истории философии проблемы права и представлений о нем привлекали внимание известных мыслителей. Вопросы правосознания всегда были в центре внимания отечественной юридической науки. Фундаментальное значение при исследовании темы правового сознания, его природы, имеют труды выдающихся ученых-юристов.
Правосознание оказывает серьезное мотивационное воздействие на поведение людей. Оно содержится в общественном мнении и влияет на общественные отношения так же, как и нравственные нормы. Тесное взаимодействие и взаимопроникновение нравственности и права обуславливают особое значение воспитания правосознания и правовой культуры как важного фактора дальнейшего укрепления законности и правопорядка в обществе.
В этой связи особую актуальность приобретает глубокое и всестороннее изучение собственно процесса применения права, раскрытие его стадий.
Объект исследования –правосознание.
Предмет исследования – роль правового сознания в жизни общества.
Цель исследования заключается в изучении роли правового сознания в жизни общества.
Достижение поставленной цели основывается на решении следующих задач:
1. Изучить правосознание как элемент системы права.
2. Охарактеризовать особенность роли правового сознания в жизни общества и мировоззренческой позиции человека на современном этапе..
Методологическую основу работы составили концептуальные идеи и положения теоретических работ ученых по проблемам правовой культуры, правосознания, социологии молодежи, вопросам нравственно-правовой социализации личности, формирования ценностных ориентации. Анализ роли правосознания в формировании собственной гражданской и мировоззренческой позиции студенческой молодежи осуществлён на основе диалектики, истории, логики.
При написании данной работы использовались социологический, а также структурно-функциональный и сравнительный методы познания явлений и процессов социально- политической жизни.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _________________________юридического факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников, приложения.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Заключение:
Изучив понятие, природу правосознания, его основные виды, функции и структуру, а также правосознание современной молодёжи, нам представляется возможным сделать следующие выводы.
Обобщив мнения различных авторов, о понятии и сущности правосознания, можно сделать вывод, что термин «правовое сознание» тесно взаимосвязан с личностью человека; правосознание отражает личностные качества и интересы человека, а также его отношения в обществе; правосознание регулируется правовыми нормами, как правило, ввиду выполнения ими ряда функций в отношениях между людьми и социальными группами.
Большинство авторов полагают, что правосознание состоит из двух основных взаимообусловленных элементов, из двух уровней отражения правовой реальности: правовой психологии и правовой идеологии. В основе правовой идеологии лежат теоретические знания о правовых явлениях. Тем не менее, при этом невозможно правовую идеологию отождествлять с наукой о праве. Если наука дает объективные знания о правовой действительности, то правовая идеология кроме знаний, включает в себя отношение к предмету знания. Это означает, что знание будет представлять собой осознание права с точки зрения интересов.
Правовая психология рассматривается как стихийный, несистематизированный слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.
Два структурных компонента правосознания, правовая идеология и правовая психология, находятся во взаимной зависимости и тесной связи между собой. Взаимно дополняя друг друга, правовая идеология как синтез правовых знаний и правовая психология как отражение обыденного уровня жизни в немалой степени оказывают влияние на формирование правосознания личности.
Существуют различные подходы к классификациям правового сознания. Наиболее распространенной является классификация правосознания в зависимости от его субъектов. Ряд авторов, в зависимости от того, насколько глубоко отражены правовые явления в структуре правосознания, называют два уровня такого сознания: обыденный и теоретический, и вытекающих из них 3 вида правового сознания: обыденное, профессиональное и научное.
По результатам анкетирования и апробирования выработанных в ходе исследования специальных критериев оценки правового создания студентов, нами была поставлена и решена следующая задача: получение объективных данных роли правового создания в формировании личной гражданской и мировоззренческой позиции современной студенческой молодежи.
В результате анализа данных из проведённого социологического опроса студентов юридического факультета можно заключить следующее. Несмотря на то, что в процессе проведения анкетирования был выявлен достаточно высокий уровень правового сознания студентов – будущих компетентных специалистов в области юриспруденции, которые в дальнейшем будут обеспечивать соблюдение законности и правового порядка в обществе, установлено также несколько факторов, на которые следует обратить внимание при последующей профессиональной подготовке юристов.
Следует констатировать, что передачи, даже на высоком уровне, теоретических знаний о праве оказывается недостаточно для становления качественного профессионального правового сознания.
Прежде всего, стоит воспитывать у студентов позитивные мировоззренческие позиции и правосолидарные установки, которые в скором времени смогли бы сориентировать будущих юристов на решительную борьбу с правонарушениями, а также на высокую личную профессиональную ответственность.
Итак, мы пришли к однозначному выводу о том, что свободная личность, ее нравственные и правовые ценности означают такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.
Прежде всего, стоит воспитывать у студентов позитивные мировоззренческие позиции и правосолидарные установки, которые в скором времени смогли бы сориентировать будущих юристов на решительную борьбу с правонарушениями, а также на высокую личную профессиональную ответственность.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правосознание как элемент системы права
1.1. Понятие и сущность правосознания
Право, как общественное явление порождает разное отношение к нему людей, отношение может быть позитивным (личность постигает надобность и ценностный потенциал права) или негативным (личность полагает право ненужным и лишним). Человек в разных формах выражает свой взгляд ко всему, что касается правовых вопросов, что объединяет его с представлением о праве (к законам, нормативно-правовым актам, к деятельности судебно-исполнительных органов, прокуратуры, также поведения общества в сфере действия права). Люди по-разному относятся к прошлому праву, к праву, которое существует сегодня, к праву которое человек хотел бы видеть в будущем. Эти отношения могут быть разумными и экспансивными, на уровне чувства или настроения. То или иное отношение к праву и правовым явлениям в обществе может быть у одного человека и у группы людей, человеческого сообщества .
Понятие правосознание производно от понятия сознание. Сознание является высшей, интегрирующей формой психики, результатом общественных исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, она выступает высшим уровнем отражения действительности. Сознание является не только отражением социальной действительности, но и внутренним отношением к этой действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным, безразличным. В социуме бывают разные формы общественного и индивидуального познания. К ним относятся политическое, моральное, эстетическое, религиозное, правовое сознание. Соответственно, правосознание является одной из форм общественного или индивидуального сознания.
Для того чтобы определить дефиницию и сущность правосознания, прежде всего, следует обратиться к определению такого понятия как «правопонимание». Итак, под правопониманием можно иметь в виду ту научную категорию, которая отражает мыслительные процессы и результат целенаправленной деятельности человека, в которые входят познание права, его оценка и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Исходя из теоретической масштабности и степени влияния на практику, в современной юриспруденции можно выделить четыре базовых, основных типов понимания права, которые объединяет между собой цель определения юридической природы права и природы прав человека. Итак, среди рассматриваемых относительно данного вопроса типов правопонимания можно выделить следующие типы:
— юридический позитивизм или нормативизм;
— социологический позитивизм;
— естественное понимание права (теория естественного права);
— философское понимание права.
Рассматривая право под призмой юридического позитивизма или нормативизма, необходимо отметить, что данному типу правопонимания присуще следующее. Право представляется как совокупность норм, которые устанавливаются и санкционируются государством, и их реализация обеспечивается аппаратом государственного принуждения. Основателем нормативистской теории происхождения права признаётся австрийский юрист и философ Ганс Кельзен.
По мнению Г. Кельзена, право необходимо познавать извне, после чего описывать его, базируясь на этом познании. Для этого нужно правоведение. А чтобы правоведение смогло познать и описать право, государственные законодательные органы должны, прежде всего, его создать. Кельзен определил право как систему норм. В то же время он ограничил задачи правоведения до познания и описания правовых норм. Эти два положения позволили ему противопоставить право природе, а правоведение всем наукам, которые занимаются познанием причинно-следственных связей в реально происходящих процессах.