Кинология. Теоретические и практические основы организации и проведение испытаний и соревнований собак Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Роль положительного и отрицательного подкрепления в современной дрессировке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1 Введение 3

2 Обзор литературы 5

2.1 Рефлексы и раздражители 5

2.2 Методы современной дрессировки 9

2.3 Подкрепление в дрессировке 13

3 Собственные исследования 17

4 Заключение 21

5 Список литературы 23

  

Введение:

 

Подкрепление играет основную роль в процессе обучения. Согласно закону эффекта, подкреплением можно определить все, что одновременно увеличивает силу реакции и имеет тенденцию вызывать повторение поведения, которое предшествовало подкреплению.

Подкрепление — это внешнее объяснение поведения по сравнению с мотивацией, которая является внутренним объяснением поведения (связана с внутренними потребностями). Хотя термины «подкрепление» и «вознаграждение» иногда используются как взаимозаменяемые, все же в этих терминах есть техническая разница. Награда — это просто то, что человек, который ее вручает, считает желательным, и она не всегда может подкреплять.

Проще говоря, подкрепление относится к последствиям поведения. Существует два основных типа подкрепления — положительное подкрепление, отрицательное подкрепление. Подкреплением можно назвать, с одной стороны, применение безусловного раздражителя после сигнального раздражителя (команда) с целью заставить, принудить собаку выполнять требуемое действие, а с другой стороны — поощрение за правильное ответное действие на раздражители. В практике чаще пользуются понятием подкрепление в смысле поощрения, стимулирования условно-рефлекторной деятельности собаки. Таким положительное и отрицательное подкрепления направлены на поощрение желательного поведения с помощью различных подходов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современная практика дрессировки применяет два основных вида подкреплений – вкусовое (дрессировка на послушание) и игровое (как правило, спортивная дрессировка), за массовостью применения вкусового и игрового подкрепления стоит целый ряд неявных предположений, однако они нигде не сформулированы.

Цель настоящей работы: рассмотреть и проанализировать роль положительного и отрицательного подкрепления в современной дрессировке.

Объект работы – дрессировка собак.

Предмет работы – положительное и отрицательное подкрепление.

Гипотеза: на основе анализа видов подкрепления в дрессировке определить роль положительного и отрицательного подкреплений.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи: проанализировать существующую базу научно-методической литературы по исследуемой теме; выявить особенности рассматриваемых в рамках данной работы подкреплений.

Методы исследования: анализ существующей базы научно – методической литературы, обобщение и синтез полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дрессировка собаки есть процесс, требующий настойчивости и терпения. Во время работы дрессировщик и собака могут совершать ошибки и это нормально. Ошибки и их исправление – это и есть процесс обучения. Многократное повторение пройденного материала до его закрепления в форме автоматизма или привычки.

Дрессировка собаки — ответственное занятие, к которому необходимо отнестись со всей серьезностью. Не нужно перегружать питомца сверх меры, обучая его разным командам. Необходимо лишь выбрать правильную тактику — и тогда успех обеспечен.

Основное правило применения любого подкрепления — это требование, чтобы подкрепление совпадало или наступало сразу за конкретным действием собаки. Это объясняется тем, что, помимо приятных или неприятных эмоций, положительное подкрепление или отрицательное подкрепление несут собаке информацию о том, что именно в ее поведении нравится или не нравится дрессировщику.

В обучении используются многократные, слабые, объясняющие воздействия, по освоению собакой смысла поставленной задачи, воздействия становятся более редкими, но сильными — наказующими. Неприятные воздействия строго дозируются (по силе и длительности), они не должны вызывать у собаки страха и агрессии. Положительное подкрепление отлично подходит для обучения собаки сигналам, а также является хорошим способом поощрения хорошего поведения. Практически все ветеринары согласны с тем, что дрессировка с положительным подкреплением является наиболее эффективным методом дрессировки собак. Собаки нуждаются как в положительном, так и в отрицательном подкреплении для эффективного обучения. Вот почему так называемое «только позитивное обучение» не работает. Проблема с полностью позитивным обучением заключается в том, что для каждой собаки наступает время, когда отвлекающие факторы, с которыми собака сталкивается, более интересны ей, чем ценное вознаграждение, которое предлагает дрессировщик. на соответствие известной команде.

О применении положительных и отрицательных подкреплений следует сказать лишь то, что положительные должны преобладать, так как противоположный вариант приведёт в конечном итоге к потере контакта между хозяином и собакой — чем больше отрицательных воздействий, тем чётче собака связывает их с владельцем. В конечном итоге она начинает воспринимать хозяина как некий эпицентр бедствий, от которого стоит держаться на определённом расстоянии. Даже если собака и не связывает неприятности с хозяином, избыток негативных эмоций приводит к стрессу.

При правильном применении положительного и отрицательного подкрепления достигается устойчивый навык в поведении собаки. Неправильное применение этих воздействий ведет к обратному результату, и наносит непоправимый вред.

 

Фрагмент текста работы:

 

2 Обзор литературы

2.1 Рефлексы и раздражители

Во время дрессировки осуществляется воздействие на нервную систему собаки путем безусловных и условных раздражителей. Дрессировщики, чтобы правильно использовать эти раздражители обязаны знать, какие безусловные и условные раздражители применяются при дрессуре, знать особенности данных раздражителей и каков порядок их применения. Безусловный раздражитель – это такой раздражитель, который вызывает безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный и др.). Под условным раздражителем понимается раздражить, которым дрессировщик воспитывает у собаки условный рефлекс (команды «стоять», «фу», жесты т.д.) [3].

Чтобы получить от собаки первоначальное действие, которое требует дрессировщик, нужно подобрать такой безусловный раздражитель, который вызовет у собаки соответствующий безусловный рефлекс. К примеру, чтобы заставить собаку выполнить команду «Сидеть», следует нажать рукой на круп собаки в направлении к полу. В этом случае, рука дрессировщика будет безусловным раздражителем, который вызывает безусловный рефлекс посадки.

Если дрессировщик надавливает рукой вниз не в области крупа собаки, например, в область спины, собака не сядет, так как каждый рефлекс ее строго обусловлен. На каждое раздражение в пределах ЦНС собаки есть рефлекторная дуга, по которой раздражение с определенных чувствительных нервов легче всего перебрасывается на строго определенные двигательные нервы, идущие к определенным группам мышц, сокращение которых проявляется в определенных действиях собаки. Такие части поверхности тела собаки, раздражение которых определенными раздражителями сопровождается определенными двигательными безусловными рефлексами, называются рецептивными полями [3, 5].

В дрессировке собак, безусловные рефлексы — это первоначальные действия собаки, на основе которых дрессировщик воспитывает условные рефлексы. В дрессировке собаки особенную важность имеют: мышечные рефлексы (кожные рефлексы), мышечно-сухожильные рефлексы, которые возникают при искусственной придаче собаке той или иной позы (рефлексы, возникающие в результате изменения напряжения (тонуса) в определенных группах мышц). Яркий пример рефлекса положения будет посадка при показе лакомства, постепенно поднимаемого над головой собаки. Глядя на лакомство, собака постепенно поднимает голову и садится.

Как основные безусловные раздражители при дрессировке собак по общим приемам дрессировки применяются раздражители механического и пищевого порядка [1].

К механическим безусловным раздражителям (физическое воздействие), вызывающих различные виды кожной чувствительности, — сухожильно-мышечные раздражения и раздражения глубокого мышечного порядка, относятся поглаживание, рывки поводком, воздействие строгим ошейником и др.

Таким образом, качество, виды и сила воздействия механического раздражителя в различных случаях будут неодинаковыми, дрессировщик должен уметь применять соответствующие раздражители в каждом конкретном случае.

В дрессировке используются механические раздражители средней силы (рывок поводком, давление рукой на различные части тела собаки и т. д.). Однако при этом необходимо учитывать и индивидуальные особенности собак [2]. У одних собак может быть повышенная кожно-мышечная чувствительность и они сильнее реагируют на такое воздействие (сила механического раздражителя должна быть значительно слабее), чем собаки с пониженной кожно-мышечной чувствительностью. При частом применении в дрессировочном процессе механических раздражений большей силы вызовет у собаки запредельное торможение, угнетенное состояние, стресс и страх, выражающийся в пассивно-оборонительной реакции. Механические раздражители, применяемые при в дрессировочном процессе собак по специальному назначению (спасательная, розыскная, сторожевая и др.), используются для вызова у собаки оборонительной реакции в активной форме (развитие злобы). Для таких целей применяются специальные реквизиты, применение которых вызывает у собаки пассивно-оборонительную реакцию и явления торможения.

Огромное значение в дрессировке имеет пищевой раздражитель. В качестве пищевого безусловного раздражителя (лакомства) в ходе дрессировки (если собака имеет пищевую мотивацию) используются маленькие кусочки мяса, печени, сыра, сухофруктов и др.).

Действие лакомства может быть, как безусловным, так и условным раздражителем. Как безусловный раздражитель лакомство будет в том случае, если оно непосредственно действует на слизистую ротовой полости собаки, раздражает окончания чувствительных вкусовых нервов и вызывает проявление секреторных (выделение слюны) и двигательных (жевание, захватывание пищи) безусловных рефлексов [2]. Оказывая влияние на собаку с определенного расстояния (видом, запахом), лакомство будет являться условным пищевым раздражителем (на вид и запах лакомства собака приучается постепенно, и как результат — устанавливается натуральный условный рефлекс).

Лакомство отдается собаке, так, чтобы собака была заинтересована в его получении (пищевое возбуждение), — как награда. Такого эффекта можно достичь следующим образом: пищевая возбудимость собаки в ходе дрессировки обеспечивается тем, что практические занятия проводят до кормления или не ранее 4 часов после кормления собаки; лакомство дается маленькими кусочками, показывая, но не сразу отдавая. В результате этого пищевая мотивация собаки повышается, а сила воздействия лакомства на собаку возрастает [8]. Лакомство собаке отдается за выполнение требуемого действия. Лакомство – это не еда, это награда.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы