Курсовая с практикой на тему Роль подростковых и юношеских групп в процессе воспитания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
Глава I. Анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме подростковых групп и их влияния
на процесс воспитания…………………………………………… 5
1.1 Психическое развитие в подростковом возрасте………………………………. 5
1.2 Подростковые и юношеские группы: понятие, причины
возникновения 10
1.3 Влияние подростковых и юношеских групп на процесс
воспитания… 14
Глава II . Экспериментальное исследование влияния подростковых и
юношеских групп в процессе воспитания……………………………………………………………… 19
2.1 Организация исследования…………………………………………………………… 19
2.2 Исследование влияния подростковых и юношеских
групп на процесс воспитания и анализ результатов………………………………………………………………………… 21
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по минимизированию
негативного влияния подростковых и юношеских групп на процесс воспитания ……… 28
Заключение………………………………………………………………………………………. 31
Список использованной литературы………………………………………………….. 33
Введение:
Работа посвящается изучению роли
подростковых и юношеских групп в процессе воспитания. Актуальность исследования
в большей мере обусловлена тем, что за последнее время значительным образом
увеличилось количество подростковых и юношеских групп.
Молодые люди в возрасте от 14 до
22 лет объединяются в группы самых разных направлений: музыкальные и
спортивные, экологические, исторические, социальные и т.д. Среди них выделяются
объединения, имеющие разную степень устойчивости и характер организации –
фиксированные и нефиксированные, аморфные и жестко структурированные, постоянно
функционирующие и быстро распадающиеся. Распространены неоднородные группы,
обладающие различной иной направленностью.
Большинство подростков и юношей
вступают в группы, оказывающие на них непосредственное воспитательное влияние. Эти
обстоятельства требуют привлечения внимания к проблеме воспитания подростков и
юношей – роли подростковых и юношеских групп на этот процесс.
Цели исследования: исследовать
роль подростковых и юношеских групп в процессе воспитания.
Объект исследования: влияние
подростковых и юношеских групп на процесс воспитания.
База исследования: СОШ №105, г.
Воронеж.
Предмет исследования: ценностные
ориентации подростков и юношей.
Гипотеза исследования:
ценностные ориентации подростков зависят от влияния подростковых и юношеских
групп на процесс воспитания.
Для достижения поставленной цели
и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Исследовать вопрос психического развития в
подростковом возрасте.
2. Изучить явление подростковых и юношеских групп:
понятие, причины возникновения.
3. Исследовать влияние подростковых и юношеских
групп на процесс воспитания.
4. Организовать исследование роли подростковых и юношеских
групп в процессе воспитания.
5. Провести исследование влияния подростковых и
юношеских групп на процесс воспитания и анализ результатов.
6. Сформировать психолого-педагогические
рекомендации по минимизированию негативного влияния подростковых и юношеских
групп на процесс воспитания.
Методы исследования:
1) анализ психолого-педагогических источников по
проблеме исследования;
2) диагностические методы: методика «Ценностные
ориентации» М. Рокича.
Практическое значение
исследования состоит в том, что его результаты позволили разработать комплекс
психологических рекомендаций по эффективному процессу воспитания при участии
подростковых и юношеских групп.
Предложенный комплексный
рекомендаций может быть использован как практическими психологами, так и
педагогами, работающим в школьных учреждениях и различных подростковых и
юношеских центрах.
Надежность и достоверность
данных, полученных в ходе работы, обеспечивается применением методик,
адекватных цели и объекту исследования, а также качественным анализом эмпирического
материала.
Структура курсовой работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 20
источников. В тексте использовано 2таблицы и 4рисунка.
Заключение:
Подростки во все времена являлись представителями особой
социально-демографической группы, но в наше время сложилась специфическая
подростковая культура, которая, наряду с другими социальными факторами, играет
большую роль в развитии социума. Молодежная групповая культура составляет целую систему ценностей и норм
морали, поведения, вкусов, форм общения. Она отличается от культуры взрослых
людей, характеризуя жизнь подростков и юношей примерно от 12 до 20 лет.
Важным пространством включения подростка в мир человека в процессе его
социализации является группа сверстников. Совокупность норм и представлений,
лежащих в основе действий группы и разделяемых ее членами, составляет групповую
культуру. Групповая культура – это такое социальное общее, которое выступает
через непосредственную связь с другими членами группы, то есть через «мы». В
этом «мы» объединяется как обобщенное, так и конкретно-индивидуальное, ибо «мы»
– это непосредственное взаимодействие индивидов, объединение индивидов с
другими, придерживающимися тех же норм и правил.
Проработав психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме,
мы пришли к выводу, чтопод группой несовершеннолетних понимают совокупность
лиц, взаимодействующих друг с другом таким образом. Каждый из них влияет на других и сам
находится под их влиянием. Группы бывают формальные и неформальные.
Потребность в общении со сверстниками, которые не могут заменить
родители, возникает у детей очень рано и с годами усиливается. Влияние группы
сверстников на процесс социализации ребенка начинается гораздо раньше начала
подросткового возраста. Одна из причин важной роли этого общения – создание
прототипа взрослых взаимоотношений, которые можно реализовывать в дальнейшей
жизни. Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании
у них эмоциональной подвижности над способностью к торможению; тяготение к
разнообразной деятельности; в частых конфликтах, имеющих взрывной характер и
причин, закрытых для взрослых.
Для подростков характерно почти инстинктивное группирование со
сверстниками. Многие подростковые неформальные группы жестко структурированы, у
них есть лидер, его ближайшие сторонникиСинзетивность подросткового периода
способствует формированию ценностных ориентаций как устойчивого свойства
личности, что способствует становлению мировоззрения. Мы выделили когнитивный,
эмоциональный и поведенческий критерии сформированности ценностных ориентаций
учащихся.
По результатам диагностики по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича
выяснено, что подростки предпочитают ценности, направленные на здоровье,
счастливую семейную жизнь, активную деятельность, наличие хороших друзей. Среди
инструментальных ценностей предпочтение отдается воспитанности,
жизнерадостности, аккуратности, независимости, усердию. На последних местах посреди
терминальных ценностей учащиеся поставили красоту природы и искусства,
творчество, счастье остальных.
Результаты проведенного нами исследования позволили сформировать
психолого-педагогические рекомендации касательно здорового формирования
ценностей у подростков с целью снижения риска негативного влияния на их
воспитания подростковых групп.
Фрагмент текста работы:
Глава I
Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме
подростковых групп и их влияния на процесс
воспитания 1.1 Психическое развитие в подростковом возрасте Подростковый возраст
характеризуется как переходный этап между детством и взрослой жизнью. На данный
момент, мнения ученых по поводу периодизации подросткового возраста расходятся,
однако в среднем он начинается с 12-13 лет, перетекает в юношеский и
заканчивается в 16-17 лет. Основными психологическими потребностями подростка
является стремление к общению с ровесниками («группировка»), самостоятельности
и независимости в собственных взглядах и действиях, «эмансипация» от взрослых и
признания своих прав со стороны других людей. В современном мире социальная
зрелость не совпадает с моментом полового созревания. Ж. Ж. Руссо первым
обозначил подростковый возраст как период второго, самостоятельного рождения в
жизни и роста самосознания человека.
В подростковом
периоде человек проходит большой путь в своем развитии: через внутренние
конфликты с самим собой и другими, через собственные поражения и победы он
формирует личность. Поведение подростка часто парадоксально: откровенный
негативизм может сочетаться с явной конформностью, стремление к независимости –
с просьбой о помощи; ныне он полон энтузиазма и энергии, а завтра у него
опустились руки, и он пассивно «плывет по течению» [12, c. 345].
И.В. Шаповаленко в своей работе,
посвященной возрастной психологии, опирается на двух основоположников теории о
подростковый период. Основные идеи, которые сегодня составляют базовую основу
психологии подросткового возраста сформулировал С. Холл. Автор отмечает, что он
обозначил представление о переходности, о промежуточной части подросткового
периода, периоде «бури и натиска», разработал содержательно-отрицательные
характеристики данного этапа развития человека (тяжесть в воспитании, конфликтность,
эмоциональная неустойчивость) и определил позитивные достижения этого возраста
– «чувство индивидуальности». Ученый отмечает К. Левина, говоря о его теории
маргинальности подростка, которая выражается в его положении между двух культур
– миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской
культуре, но и пока не может войти в мир взрослых, поскольку имеет
несформированные жизненные взгляды и не имеет необходимой самостоятельности,
встречая сопротивление со стороны реальной действительности. Это вызывает
состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и
целей в период смены «жизненных пространств» [20, c. 242-244].
По мнению А.Е. Личко,
переходность психики подростка заключается в сосуществовании, одновременном
наличии в ней детских и взрослых черт [8, c. 20]. И.В. Шаповаленко относит к
ним следующий перечень черт:
1. Реакция
отказа. Она выражается в отказе от привычных форм поведения: контактов,
домашних обязанностей, обучение и т.д.
2. Реакция
оппозиции, протеста. Она выражается в противопоставлении свое поведения той
поведении, которое требуется: прогулы, побеги и т.д.
3. Реакция
имитации. Подростки подражают взрослым, которые определенным образом
соответствуют и импонируют их идеалам.
4. Реакция
компенсации. Она выражается в стремлении заполнить собственную
несостоятельность чего в одной области успехами в другой.
5. Реакция
гиперкомпенсации. Обусловлена стремлением достичь успехов именно в той сфере,
где ребенок или подросток обнаруживает определенную несостоятельность [20, c.
244].