Курсовая с практикой на тему Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста 4
1.1. Значение пальчиковой гимнастики и упражнений 4
1.2. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 8
1.3. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста 14
Глава 2. Практические аспекты использования пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Методика развития мелкой моторики детей посредством пальчиковой гимнастики и упражнений 24
2.3. Рекомендации по проведению пальчиковых игр и упражнений 30
Заключение 38
Список литературы 40
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена современным соци-альным порядком общества для обучения человека, который интеллекту-ально и коммуникативно развит, способен и стремится активно познавать окружающий мир и общаться с людьми.
Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах об образовании, а именно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) и в Федеральном законе РФ «Об образовании».
В настоящее время у большинства детей наблюдается отставание в развитии мелкой моторики.
К сожалению, из-за вечной занятости, чтобы обеспечить себя и свою семью материальными ресурсами, родители все меньше внимания уделяют совместным играм с ребенком и развлечениям, все чаще предоставляя им телевизор и компьютер. Несмотря на достаточное количество работ по изучаемой нами проблеме, очевидно, что пальчиковые игры — это уни-кальное средство для развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста, данная тема не исчерпана и требует продолжения дальнейших разработок со стороны педагогов-новаторов. Пальчиковые игры и упраж-нения являются уникальным инструментом для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимоотношениях. Изучение стишков с использо-ванием пальцевой гимнастики стимулирует развитие речи, зрительно-эффективное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слухо-вое и зрительное восприятие, быструю реакцию и эмоциональную вырази-тельность, а также способность сосредоточиться. Игры с пальцами расши-ряют кругозор и словарный запас детей, дают начальные математические идеи и знания об окружающей среде, обогащают знания детей об их соб-ственном теле, создают положительное эмоциональное состояние и укреп-ляют уверенность в себе.
Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
Предмет исследования: методы организации и проведения пальчико-вой гимнастики для развития мелкой моторики у детей дошкольного воз-раста.
Проблемы исследования:
— непонимание многих родителей и воспитателей важности пальчико-вых игр и упражнений.
— недостаточно изучена роль пальчиковых игр и упражнений.
Цель исследования — доказать эффективность методики и комплекса упражнений гимнастики пальцев рук в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть актуальность использования пальчиковой гимна-стики и упражнений для детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Провести исследование роли пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
4. Выявить роль пальчиковых игр и упражнений в развитии речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
5. Дать рекомендации по использованию пальчиковых игр и упражнений.
Гипотеза: использование пальчиковых игр и упражнений будет спо-собствовать эффективному развитию мелкой моторики дошкольников.
Методологические основы исследования: научные исследования Калдыбаевой Т.Ж., Татауровой Н.Л., Венгер Л.А. Методы исследования: изучение и анализ литературы, обследование старших дошкольников на уровень развития сенсорного воспитания.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности к обучению.
Обычно ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики уме-ет логически рассуждать; у него достаточно развита память, внимание и связная речь.
Пальчиковые игры и упражнения являются уникальным инструмен-том для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимоотноше-ниях.
Изучение стишков с использованием пальцевой гимнастики стимули-рует развитие речи, зрительно-эффективное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие, быструю реакцию и эмоциональную выразительность, а также способность сосредо-точиться.
Игры с пальцами расширяют кругозор и словарный запас детей, да-ют начальные математические идеи и знания об окружающей среде, обо-гащают знания детей об их собственном теле, создают положительное эмо-циональное состояние и укрепляют уверенность в себе.
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников заключа-ются в том, что дети очень чувствительны к этому виду деятельности, что позволяет им учиться терпению и настойчивости, быть настойчивым и лю-бопытным.
Упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, оказывают положительное влияние на дея-тельность мозга.
Крайне важно, чтобы гимнастика пальцев для детей проходила в иг-ровой атмосфере радостного общения, потому что, если ребенок воспри-нимает гимнастику как обычные обязательные занятия, он очень быстро потеряет интерес, и его будет трудно разбудить снова. [7]
Пальчиковые игры стимулируют развитие мышления, внимания, во-ображения. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь де-лается точной и выразительной. Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях минут по 5. До первых результатов может прой-ти пару месяцев.
Сначала он будет показывать одно какое-то движение из всей игры. Постепенно таких движений будет все больше. Но это может произойти в том случае, если вы регулярно занимаетесь с ребенком пальчиковыми иг-рами, а не время от времени.
При регулярном выполнении данных пальчиковых игр, ребенок научится концентрировать своё внимание, у него развивается умение под-ражать взрослому, он научится вслушиваться и понимать смысл речи, по-высится речевая активность.
Цель исследования достигнута путем решения следующих задач:
6. Рассмотрена актуальность использования пальчиковой гимна-стики и упражнений для детей дошкольного возраста.
7. Изучены особенности развития речи и мелкой моторики у де-тей дошкольного возраста.
8. Проведено исследование роли пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
9. Выявлена роль пальчиковых игр и упражнений в развитии ре-чи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
10. Даны рекомендации по использованию пальчиковых игр и упражнений.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза исследования подтвер-дилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты пальчиковых игр и упражнений в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста
1.1. Значение пальчиковой гимнастики и упражнений
В человеческой жизни есть короткий, но по-настоящему уникальный период, когда мозг ребенка запрограммирован на интенсивное формиро-вание и обучение.
И в то же время этот период жизни ребенка называют «нежным воз-растом». Нужно быть очень осторожным и чутким в развитии и воспита-нии детей раннего возраста.
Любящие родители, должно быть, заметили радость, с которой ребе-нок понимает любую информацию, приобретает навыки без какой-либо дополнительной мотивации с легкостью и волнением.
Развивать ребенка с пеленок — модно. Но психологи, сторонники традиционных методов, считают, что более важно помочь вашим детям легче и комфортнее чувствовать себя в окружающем их жилом простран-стве, а не загружать заранее знаниями. Как же быть? Просто нужно играть с ребенком. По мнения многих психологов — это самое полезное времяпре-провождение.
Известный педагог В. А. Сухомлинский относится к высказыванию: «Ум ребенка лежит на кончиках его пальцев».
Чтобы научить малыша разговаривать, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулирует развитие языка, креатив-ность, воображение. [12, c. 15]
Простые движения помогают снять стресс не только с себя, но и рас-слабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение мно-гих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся рука, тем лучше говорит ребенок.
Целью обучения ловкости и точности пальцев является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.
В правом полушарии мозга у нас есть различные изображения предметов и явлений, а в левом они словесно выражаются, то есть находят словесное выражение, и этот процесс происходит благодаря «мосту» меж-ду правым и левым полушариями.
Чем сильнее этот мост, тем быстрее и чаще это нервные импульсы, активные мыслительные процессы, больше внимания, больше способно-стей. Для того, чтобы ребенок хорошо говорил, быстро и легко запоминал информацию с раннего возраста, необходимо с раннего возраста разви-вать его руки.
Игры — это отличный универсальный, дидактический и учебный ма-териал. Методология и смысл этих игр заключается в том, что нервные окончания рук влияют на мозг ребенка и активизируются мозговая дея-тельность.
Пальчиковые игры являются хорошими помощниками для того, что-бы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечат-ления, у него развивается осознанность и умение сосредоточиться. Эти иг-ры формируют отношения между взрослым и ребенком.
Рис. 1. Виды пальчиковых игр
Все движения тела имеют общие механизмы, поэтому развитие мел-кой моторики рук оказывает благотворное влияние на развитие познания и речи ребенка.
В фольклоре есть масса детских стихов, в которых сочетаются речь и движения рук.
Ни одному ребенку не будет мешать ручной массаж в период перед речью, а игры на пальцах в сопровождении стихов будут развивать не только мелкую моторику и речь, но и способность слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.
Игры с пальцами и пальмами необходимы детям с самого раннего возраста.
Главное отличие игр от упражнений в том что, игры — это инсцени-ровка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, а упражнения — это комплекс движений.
Они становятся как мощным стимулом для развития речи, так и од-ним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с матерью, столь необходимого малышу для его эмоционального развития.
Эти игры могут расти вместе с вашим ребенком. Все начинается с детских стишков, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет руками, сгибая и разгибая пальцы, щекоча ладони.
Затем роль ребенка постепенно становится активной: мать произно-сит только слова детского стишка, а пальцы ребенка двигаются самостоя-тельно. Даже позже ребенок становится «арбитром» игры, а слова и дви-жения — ему все подчинено.
Выполняя различные упражнения пальцами, ребенок добивается хорошего развития мелкой моторики рук, что не только благотворно вли-яет на развитие речи, но и готовит ребенка к рисованию и письму.