Научно-исследовательская работа Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Роль олигополий в современной экономике России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава 1.
Теоретические аспекты поведения фирмы в условиях олигополии. 7

1.1. Сущность
и особенности олигополии. 7

1.2 Разновидности и модели олигополии. 10

Глава 2.
Место олигополий в экономике России. 13

2.1 Особенности развития российских
олигополистических отраслей. 13

2.2.
Государственное антимонопольное регулирование в РФ.. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29

  

Введение:

 

В
экономической теории исследователи большое внимание уделяют проблемам структуры
рынка. Рынок — это механизм распределения товаров и услуг между потребителями
путем обмена. Для саморегулирования рынка необходима конкуренция, при наличии
которой рынок может испытать его участников, заставлять их улучшать продукцию,
совершенствовать процесс производства, то есть создавать конкурентную продукцию
и оставаться на рынке. Экономисты выделяют рынок совершенной и несовершенной
конкуренции. Если совершенная конкуренция — это теоретическая модель рынка,
которая показывает идеализированное состояние рынка и изредка существует в
действительности, то несовершенная — вполне реальная и распространенная во всем
мире. Это вызвано «суровыми» условиями на рынке, которые заставляют его
участников или соответственно развиваться, или искать пути искусственного
ограничения конкуренции и в результате подчинять рынок в своих собственных
интересах. Таким образом, образуются рынки несовершенной конкуренции
(монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). На таких рынках
происходит искажение процесса ценообразования, что позволяет определенным
доминирующим субъектам завышать собственные цены, проводить ценовую
дискриминацию или ценовые сговоры, нарушая макроэкономическое равновесие.

В
этом исследовании особое внимание будет сосредоточено на рынке с олигополией.

Слово
«олигополия» было создано от греческого языка и введено в европейскую лексику
английским гуманистом, философом и государственным деятелем Томасом Мором. В
современной науке это слово используется экономистами в качестве термина,
обозначающего тип строения рынка, при котором предложение представлено
небольшим количеством крупных предприятий — продавцов однородной или
дифференцированной продукции. При этом продавцы должны учитывать возможную
реакцию других фирм этой отрасли при выборе цены, объема выпуска продукции и
рынка сбыта, потому что их ответная реакция будет влиять на дальнейшую прибыль фирмы

Олигополия
является одной из самых распространённых структур рынка в современной
экономики, поэтому выбранная мной тема является актуальной на данный момент.
Если рассмотреть производство основных видов промышленной продукции, то на долю
олигополистических отраслей приходится практически 60%. Олигополистические
фирмы являются крупнейшими в России по объему реализации. Российский
олигополистический рынок представлен следующими отраслями: черная металлургия (Магнитогорский
металлургический комбинат, «Северсталь», ООО ТК «ЕвразХолдинг», ТМК, «Кузнецкий
металлургический комбинат», ПАО «Мечел»); нефтяная промышленность («Лукойл», «Роснефть»,
«Газпромнефть», «Сургутнефтегаз»);
автомобильная промышленность («АвтоВаз», «ГАЗ», «КамАЗ»); цветная металлургия   («РусАл», «Норильский никель»,
«ВСМПО-Ависма», УГМК); сотовая связь ("МТС", "МегаФон",
"Билайн"). Чтобы на территории страны не увеличивалось количество
монопольных и олигополистических структур, государство проводит антимонопольную
политику.

Проблеме
определения сущности олигополии, ее роли в условиях рыночной экономики
посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей, среди
которых: В. Базилевич, Дж. Милль, И. Кривовязюк, А. Кузьмин, Ю. Николенко, Ф.
Найт, М. Портер, П. Самуэльсон, Р. Фатхутдинов, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и другие.
Однако существует потребность в таком толковании категории «олигополия»,
которое было бы адаптировано к современным условиям и учитывало предыдущий
накопленный научный опыт

Целью
курсовой работы является исследование особенностей и регулирования олигополии
как одной из рыночных структур современной экономики.

Исходя
из цели работы, вытекают следующие задачи:


изучить экономическую литературу и определить сущность олигополии;


рассмотреть особенности и  виды
олигополистического рынка;


изучить и сравнить модели олигополий;


рассмотреть рынки олигополии в России;


проанализировать государственное антимонопольное регулирование в РФ.

Объектом
данной работы является рынок олигополистических фирм в России, а предмет
исследования — это экономические отношения, возникающие между субъектами
олигополистического рынка, государством и другими фирмами в области
производства, ценообразования, сбыта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
выполняя задачи исследования, нами исследованы теоретические аспекты
возникновения и функционирования олигополии на рынке. Олигополия — это такой
тип построения рынка, для которого характерна малое количество крупных
поставщиков и многих малых потребителей. На таком рынке действует относительно
немного фирм, и существуют высокие барьеры для вхождения новых фирм в отрасль.
Для достижения большой прибыли фирмы создают картели и синдикаты, которые
являются, по сути, сговором о ценах, объемах производства и разделении рынков
сбыта между рядом крупных фирм, которые могут проводить продажу из центра и
централизовать закупку сырья по единым максимально заниженным ценам. Благодаря
тому, что на рынке есть небольшое количество фирм, то каждая из них способна
вести ценовую политику. Все фирмы на таком рынке является взаимосвязаны и
проводят любые действия после того как предполагают возможную реакцию
соперников. Для общества последствия олигополии являются в основном негативные,
иногда оно вынуждено уменьшать потребление некоторых товаров и платить
искусственно завышенные цены.

Сегодня олигополии существуют в нескольких отраслях,
таких как средства массовой информации и развлечения для автопроизводителей и
авиакомпании в сегменты крупных технологий.

Если условия благоприятны, компании в олигополии
поймут, что им лучше служить индивидуально, не конкурируя на зубах, а
координируя и сотрудничая между собой в определенной степени или в отдельных
аспектах бизнеса.

Говоря
о собственных выводах, можно констатировать тот факт, что с одной стороны
олигополия – это хорошо, а с другой стороны плохо. Данную позицию принимать
могут как фирмы, так и потребители. Конечно, существует разное кол-во
стратегий, т.е. огромное кол-во разных рыночных структур, но одна из самых
преобладающих – олигополия и она имеет право на жизнь. Говоря о роли олигополии
в России, можно сказать, что она достаточно высока, так как огромное количество
высокоразвитой промышленности олигополизированы, но главная задача
правительства на данном этапе создать все необходимые условия для того, чтобы
данные фирмы не вступили в сговор и не появились монополизированные отрасли в
РФ.

Обобщая
вышесказанное, можно сделать вывод, что в России продолжаются тенденции
интеграции бизнеса, что меняет отраслевую структуру экономики на олигопольную.
Ужесточение олигополии, с одной стороны, способствует увеличению размеров
компаний, что повышает их устойчивость и конкурентоспособность, с другой –
ведет к росту транзакционных издержек.

После
исследования олигополистического рынка можно определить его экономическую
эффективность. Фирма-олигополист производит продукцию, цены на которую выше,
чем предельные издержки. Контролировать олигополию в государстве довольно
трудно. Часто на олигопольном рынке фирмы могут создавать дополнительные фирмы
для видимости конкуренции, а также часто заключают тайные соглашения и
заговоры, для разделения рынка сбыта. Олигополии делают все возможное, чтобы не
допустить вход в отрасль новых фирм, могут даже поддерживать заниженные цены,
таким образом, максимизируя прибыль в краткосрочном периоде.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты поведения фирмы в условиях олигополии

1.1.
Сущность и особенности олигополии Сегодня
экономисты выделяют четыре модели рынка: чистая (свободная) конкуренция,
монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Между собой они
отличаются количеством фирм в отрасли, тем какая продукция производится —
стандартизированная или разнообразная (тип продукции) и тем, возможным или
невозможным есть вход в отрасль новых фирм. Важно наличие или отсутствие
ценовой конкуренции, доступа к информации.

Олигополия
— тип рыночной структуры отрасли хозяйства, при которой несколько крупных фирм и
компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и
сбыт основной массы продукции, а вход в эту
отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами[1].

Олигополия
(от греч. Oligos – «немногочисленный», «незначительный» и poleo – «продаю», «торгую»,
в буквальном значении «немного продавцов»), термин, применяемый в буржуазной
экономической литературе для обозначения рыночной структуры отрасли хозяйства в
развитых капиталистических странах, при которой несколько крупных фирм
монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой
преимущественно неценовую конкуренцию. Позже меркантилисты стали использовать
термин «олигополия» для обозначения больших «торговых домов», которые
конкурировали между собой. Итак, единой теории олигополии не существует, хотя
ее разработка началась еще в XIX в.[2] [1] Чеканский А.Н.
Микроэкономика. Промежуточный уровень: учебник / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова.
— М.: ИНФРА-М, – 2019. – С. 110. [2] Вечканов Г.С., Вечканова
Г.Р. «Микроэкономика»: учебник для вузов, 4-е изд. Стандарт третьего
поколения.- СПб. Притер, 2017.- С. 202.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы