Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Самооценка как психологический феномен 5
1.2. Особенности развития детей младшего школьного возраста 9
1.3. Методы, методики и технологии формирования самооценки 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация эмпирического исследования проблемы 23
2.2.Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

Известно, что формирование личности начинается в школьном детстве, но и младший школьный возрастной период является сенситивным для развития ребенка в целом и его самооценки в частности. Как подчеркивают отечественные исследователи, самооценка формируется и функционирует во взаимосвязи с такими психическими процессами, как мышление, память, внимание, ощущение, восприятие, а также с эмоционально–волевой сферой личности. При этом самооценка является важным показателем личностного развития ребенка. Этим и обусловлена актуальность нашего исследования.
Проблема самооценки не нова и рассматривается она в целом ряде психолого-педагогических исследований. Важным для научно-практического изучения этой проблемы является утверждение С.Л. Рубинштейна о том, что самооценка – это стержневое образование личности, которое строится на оценках индивида другими и его оценивании этих других. Вместе с тем в современной зарубежной и отечественной литературе нет единого подхода к определению самооценки. Так, по мнению Кристофера Мрука, определений самооценки столько, сколько самих исследователей этого феномена. Нет и единого мнения о природе, значении и механизмах самооценки (Ананьев Б.Г Божович Л.И, Неймарк М.С, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Серебрякова).
Цель данной работы — изучить роль оценки в становлении самооценки младшего школьника.
Объектом исследования является самооценка под влиянием оценки.
В качестве предмета исследования выступает роль оценки в становлении самооценки детей младшего школьного возраста.
Была сформулирована следующая гипотеза исследования: мы полагаем, что низкие оценки оказывают влияние на самооценку младших школьников, завышая или занижая ее.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проведение теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования самооценки;
2. Выявление особенностей развития детей младшего школьного возраста.
3. Изучение влияния роли оценки в становлении самооценки младшего школьника.
4. Проведение диагностики и формирующего эксперимента.
5. Формулировка выводов по работе.
Теоретические основы исследования: в основу работы легли исследования следующих авторов — общее представление и структура самооценки (Н. Л. Белопольская, А. К. Болотова, О. В. Истомина, В. А. Коваленко и др.); особенности самооценки у детей младшего школьного возраста (Н. Л. Белопольская, Е. Н. Васина, Б. С. Волков, В. В. Левченко и др.); исследование самооценки детей (Т.Г. Бобченко, А. Н. Взяткина, Н. А. Дорошина, Т.В. Захарова, О. В. Истомина, Е. С. Клочкова, Т. В. Коротковских и др.).
Базой исследования стала школа «Глория» г. Москва. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста 9-10 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практике психологов, социальных педагогов, дефектологов школ, а также учителей начальной школы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, объединяющими пять параграфов, заключением, списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования была доказана сформулированная во введении гипотеза исследования: низкие оценки оказывают влияние на самооценку младших школьников, завышая или занижая ее.
Младший школьный возраст – последний из периодов школьного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в представлениях о себе, в самосознании и в самооценках.
Школьный возраст является начальным периодом осознания ребенка самого себя, оценки своих потребностей и возможностей. В данном периоде необходимо заложить основы для развития адекватной самооценки, которая поможет ребенку реально оценивать свои силы, умения и достигать поставленные цели. Немаловажную роль в данном процессе играет оценка, которая выставляется учащемуся педагогом.
Завышенная – преувеличивает возможности и собственные силы, но способна мобилизовать силы ребенка в организации деятельности. Заниженная самооценка в некоторой степени тормозит развитие ребенка. Формируя представления о себе у ребенка, он учится критически оценивать окружающих и их оценку. Ребенок в данном возрасте свои умения и способности отождествляет с собой в целом.
Они склонны переоценивать свои силы, умения. Дети пытаются занять лидерские позиции в группе. Негативно относятся к замечаниям по поводу результатов деятельности или своего поведения.
В ходе исследования выявлено, что оценка влияет на самооценку учащихся. У отличников и хорошистов наблюдается адекватная самооценка (гармоничное соотношение ориентации на «Цель-процесс-результат») в совокупности с конструктивным типом самоутверждения, для которого характерно ощущением человеком своей самоценности и значимости в адекватных реальным параметрах, что вызывает положительную оценку окружающих. У троечников начинает появляться деструктивный тип самоутверждения, характеризуемый отрицанием личностной ценности и значимости другого, подавлением его личности за счет искусственного повышения собственной самооценки. У двоечников наблюдается неадекватная самооценка, что также проявляется в деструктивном типе самоутверждения.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, обозначенная во введении цель – достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Самооценка как психологический феномен
Понятие «самооценка» многогранно и исследуется представителями самых разных наук: психологии, педагогики, философии, логики и даже филологии. Но в рамках данной работы наибольший интерес будет представлять определение понятия «самооценка» с точки зрения психологии и педагогики.
В появившихся научно-теоретических и научно-методических работах самооценке как автономному личностному образованию исследователи отводят центральную роль в контексте формирования личности (её возможностей, направленности, активности, общественной значимости). Акцентируется внимание на том, что самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает качественное своеобразие её внутреннего мира.
Анализируя сущность самооценки, исследователи рассматривают проблемы формирования самооценки и оценочных функций самосознания, вбирающих эмоционально-ценностное отношение личности к себе, взаимосвязей самооценки и других компонентов личности [17].
Многочисленные исследования самооценки в психологии основаны на концепции личностного подхода – именно он будет взят за основу в рамках данной работы (Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, А. И. Липкина, В. С. Мерлин, A. M. Прихожан, Е. Ф. Рыбалко, А. Г. Спиркин и др.). В рамках личностного подхода самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания и важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности. Самооценка рассматривается как автономная характеристика личности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие её внутреннего мира. В рамках исследования проблем самосознания ведущая роль отводится самооценке: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня её развития [9].
По определению И.С. Кона, самосознание представляет «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, а представление индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я» [22]. Т. Г. Бобченко, ссылаясь на А. Г. Спиркина подчёркивает, что самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Исследователь определяет самосознание в качестве познания и знания, прежде всего, своего физического облика, а потом уже внутреннего духовного мира [3].
Большинство авторов понимают самооценку как «компонент сознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков» [9].
У. Джеймс рассматривает проблемы формирования самооценки в процессе онтогенеза. Он подчёркивает в своих работах, что даже отношение к своей внешности и осознание своего тела складываются у ребёнка постепенно, и ещё более сложно осознание своих внутренних особенностей [14]. Как особый психологический феномен самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания, как «образ Я» и «Я-концепция». «Образ Я» есть некоторая система многообразных знаний субъекта о себе, имеющих разную степень осознанности, дифференцированности, обобщённости, функционирующих в неразрывном единстве. В качестве генетически исходной формы «образа Я» в исследованиях рассматривается образ самого себя, репрезентирующий целостное отношение ребёнка к себе [12].
В современной психологии «Я — образ», как это видно на рисунке 1, рассматривается как один из компонентов личности, как отношение индивида к самому себе, включающее: представление о своей индивидуальности, определённое единство интересов, склонностей, ценностных ориентации; определённую самооценку. В своих исследованиях Т. В. Коротовских подчеркивает, что «Я концепция» рассматривается как функционирование знаний субъекта о себе на более высоком уровне — как сложившаяся, иерархически организованная, обобщённая и устойчивая система, носящая вместе с тем динамический характер, в «Я-концепции» исследователи видят константный компонент самосознания, определяющий общее самочувствие [23].

Рис. 1. Структура «Я-образа» с точки зрения психологии
Отражение в «Я — концепции» интегрированных знаний субъекта о себе позволяет ему ощущать собственную определённость, самотождественность и целостность. «Я — концепция «детерминирует не только восприятие субъектом разных сторон собственной личности, но и окружающего мира. Самооценка выступает в качестве санкционирующего механизма «Я — концепции», обеспечивающего иерархизацию знаний человека о себе. О. Н. Молчанова, анализируя данную тему, апеллирует к Р. Берне, который отмечал, что в более узком смысле «Я-концепция» и есть самооценка [31]. Человеческое «Я» меняется вместе с изменением условий его жизни. В развивающемся самосознании есть какое -то общее, инвариантное основание, которое подобно нити тянется через всю сознательную жизнь человека.
Как это видно на рисунке 2, Е. Н. Васина описывает следующие компоненты самосознания:
1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, вызываемых внешними предметами.
2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности: оно появляется в 2-3 года, когда ребёнок овладевает личными местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам».
3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.
4. Социально — нравственная самооценка, способность которая формируется в младших школьном и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности [7].

Рис. 2. Компоненты самосознания
Таким образом, определения понятия «самооценка» в психологии и педагогике многогранны. За основу для написания настоящей работы взят личностный подход, в рамках которого самооценка определяется как компонент сознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. При этом термин «самооценка» тесно связан с такими понятиями, как «Я-образ» и «Я-концепция». Последнее гораздо шире «Я-образа», однако, и то, и другое имеют непосредственное взаимное влияние на самооценку, с одной стороны, включая в себя как компонент, с другой – испытывая воздействие со стороны самооценки. Учитывая, что самооценка меняется с возрастом, некоторые исследователи выделяют определенные этапы развития самосознания при формировании самооценки: сознание тождественности, сознание «Я», сознание своих психических свойств и социально-нравственная самооценка.
Оценка ребенка младшего школьного возраста самого себя во многом зависит от оценки педагога или взрослого. Завышенная – преувеличивает возможности и собственные силы, но способна мобилизовать силы ребенка в организации деятельности. Заниженная самооценка в некоторой степени тормозит развитие ребенка. Формируя представления о себе у ребенка, он учится критически оценивать окружающих и их оценку. Ребенок в данном возрасте свои умения и способности отождествляет с собой в целом. Неоспоримо влияние взаимоотношений в родительской семье, которые с точки зрения стиля воспитания могут быть демократическими и контролирующими. В зависимости от факторов родительского контроля выделяют компетентные, избегающие и незрелые группы детей. В параметрах родительского поведения можно градировать элементы в виде родительского контроля, родительских требований, способов общения в ходе воспитательных взаимодействий, а также эмоциональную поддержку. Указанные факторы определяют значимость старшего школьного возраста для морального развития в целом и формирования самооценки в частности. Влияние на самооценку ребенка старшего школьного возраста во многом определяется оценкой, даваемой педагогом или взрослым, общением со сверстниками. Самостоятельная оценка ребенком своих возможностей характерная при взрослении ребенка. При этом крайне важным представляется формирование не заниженной или завышенной, а адекватной самооценки, что обусловлено способностью детей к анализу своей деятельности и ее результатов, что в дальнейшем определяет их успешность.
Также необходимо отметить большую роль оценки в жизни младшего школьника. Оценка является эмоциональным отношением учителя к работе учеников и может выражаться в слове, жесте, мимике и означать согласие, одобрение, похвалу, недовольство. Положительная оценка является средством укрепления веры ученика в его силы и возможности. Негативная оценка является средством устранения ошибок в работе ученика. Оценочное отношение может иметь большое значение для формирования у учащегося самооценки как определенного элемента самосознания. Досада, неудовлетворенность учащегося оценками, могут повлечь неосознанный конфликт с окружением, снижение самооценки, разочарование в своих силах, дезактивацию познавательного интереса к изучению предмета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы