Курсовая с практикой на тему Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и успеваемости в младшем школьном возрасте 6
1.1 Психологические и возрастные особенности младшего школьника 6
1.2 Самооценка в младшем школьном возрасте. Влияние успеваемости на самооценку младшего школьника 13
Выводы по главе 1 19
Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи успеваемости и самооценки младших школьников 20
2.1 Процедура эмпирического исследования взаимосвязи самооценки и успеваемости подростков 20
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 23
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Использованная литература 32
й — , 1999. — 808 c.
12. Никитина Ю. А. ОДКБ и ШОС. Модели регионализма в сфере безопасности; Навона — Москва, 2009. — 200 c.
13. Рассел Джесси Государственный контроль Российской империи; Книга по Требованию — Москва, 2012. — 272 c.
14. Рохлин В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль. История, развитие, понятие, соотношение; Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс» — Москва, 2003. — 328 c.
15. Сакович В.А. Государственный контроль в России, его история и современное устройство в связи с изложением сметной системы, кассоваго порядка и устройства государственной отчетности. Часть 1; Книга по Требованию — Москва, 2012. — 384 c.
16. Севрюкова Е. А. Надзор и контроль в сфере безопасности. Учебник; Юрайт — Москва, 2014. — 398 c.
17. Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Тестовый контроль; Просвещение — Москва, 2010. — 160 c.
18. Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-6 классы. Тестовый контроль; Просвещение — Москва, 2013. — 112 c.
19. Субанова Н. В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования. Вопросы теории и практики; Юриспруденция — Москва, 2010. — 204 c.
20. Тишуков Ю. В. Все о проверках: надзор и контроль; Феникс — Москва, 2010. — 192 c.
21. Феклин С. И. Контроль и надзор в сфере образования; Арсенал образования — Москва, 2011. — 128 c.
22. Хохлов Д. В. Антимонопольный контроль в банковской сфере. Правовое регулирование и судебная практика; Статут — Москва, 2013. — 192 c.
Введение:
Актуальность проблемы исследования самооценки младших школьников заключается в том, что необходимость кардинального пересмотра системы обучения определяется глубокими преобразованиями, связанными с развитием познавательных процессов, итогом которых является самооценка.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к ее формированию на основе освоения основной образовательной программы начального общего образования и сформированности личностных, метапредметных, предметных результатов обучения. В этой связи формирование самооценки требует поиска новых путей и педагогических условий, что делает данную проблему актуальной и важной. Проблема формирования самооценки у младших школьников в процессе обучения не имеет однозначного решения.
Психологическая сущность развития самооценки раскрывается в исследованиях Б.Г. Ананьева, Б.Г. Асмолова, А. В. Захарова, И. С. Кона, А. И. Липкиной, В. В. Столина. Особую значимость приобретает исследование самооценки в начальный период адаптивной социализации личности, включая младший школьный возраст, исследования связанные с формированием самосознания, «Я-концепции», (А.А. Бодалева, У. Джеймс, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.В. Столин, А.В. Требунский, О.Н. Требунская,),работы, связанные с изучением самооценки в учебной деятельности, самоконтроля, самооценочной мотивации, соотношения личностной и учебной самооценки, взаимосвязи самооценки и уровня притязаний (Ш.А.Амонашвили, М.Н.Андреева, Т.Ю.Андрущенко, Е.В. Зинько, Т.А. Каракулина, А. И. Липкина, Л.Д. Лищинская, Г.А. Цукерман).
Также следует помнить о том, что самооценка оказывает прямое и непосредственное влияние на успешность и эффективность учебной деятельности ребенка.
Кроме того, способность адекватно оценивать собственную деятельность является одним из универсальных учебных умений ребенка, которые впоследствии необходимы ему на протяжении всего периода обучения и профессиональной деятельности. В этой связи встает вопрос об эффективном формировании адекватной и осознанной самооценки ребенка с самого начала периода обучения в младшем школьном возрасте.
Учебная деятельность играет значительную роль в жизни младшего школьника. Для умения грамотно выстраивать отношение к успехам и неудачам ребенка в учебной деятельности, ориентировать его на гармоничное восприятие себя, в том числе в учебной деятельности, даже при условии не слишком высокой успеваемости, необходимо четко понимать механизм взаимодействия самооценки и успеваемости.
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи успеваемости и самооценки младших школьников.
Цель исследования: выяснить взаимосвязь между уровнем самооценки и успеваемости младших школьников.
Задачи исследования:1) Изучить возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста;
2) Рассмотреть взгляды исследователей на взаимосвязь самооценки и успеваемости младших школьников;
3)Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью старших подростков.
Гипотеза: между уровнем самооценки и успеваемостью в младшем школьном возрасте прослеживается прямая взаимосвязь (высокому уровню самооценки соответствует высокая успеваемость и наоборот).
Методы и методики: 1) Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
2) Практические: методика Дембо-Рубинштейна (модификация А.М.Прихожан) для исследования самооценки; архивный метод для сбора данных для исследования успеваемости, качественный, количественный и сравнительный анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие 20 младших школьников (учащиеся третьего класса).
Заключение:
Темой данного исследования выступает: «Роль оценки в становлении самооценки младших школьников».
Объект исследования: самооценка младших школьников.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи успеваемости и самооценки младших школьников.
Цель исследования: выяснить взаимосвязь между уровнем самооценки и успеваемости младших школьников.
Задачи исследования:1) Изучить возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста;
2) Рассмотреть взгляды исследователей на взаимосвязь самооценки и успеваемости младших школьников;
3)Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью старших подростков.
Гипотеза: между уровнем самооценки и успеваемостью в младшем школьном возрасте прослеживается прямая взаимосвязь (высокому уровню самооценки соответствует высокая успеваемость и наоборот).
Методы и методики: 1) Теоретические: анализ научной литературы по теме исследования;
2) Практические: методика Дембо-Рубинштейна (модификация А.М.Прихожан) для исследования самооценки; архивный метод для сбора данных для исследования успеваемости, качественный, количественный и сравнительный анализ полученных результатов.
В исследовании приняли участие 20 младших школьников (учащиеся третьего класса).
В первой главе данной работы были рассмотрены основные психологические особенности возрастного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Было установлено, что самооценка в структуре самосознания начинает интенсивно развиваться в данном возрасте в связи с преобразованием ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития в данном периоде онтогенеза.
Также изучены взгляды разных исследователей на влияние различных факторов на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста, в том числе и успеваемости.
Исследователи, занимавшиеся данным вопросом, сходятся во мнении, что уровень успеваемости, несомненно, оказывает влияние на уровень самооценки младшего школьника, и, наоборот, уровень самооценки оказывает значительное воздействие на отношение ребенка к учебной деятельности и выбору заданий той или иной сложности.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование уровня самооценки и успеваемости младших школьников, проведен сравнительный анализ данных характеристик. Установить достоверной взаимосвязи в данном исследовании не удалось, что говорит о том, что гипотеза не подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи самооценки и успеваемости в младшем школьном возрасте
1.1 Психологические и возрастные особенности младшего школьника
Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет.
В период младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, происходит трансформация его социальной ситуации развития. Ребёнок получает радикально новый социальный статус — статус школьника, который напрямую проистекает из реализуемой им учебной деятельности.
Его самосознание претерпевает кардинальные изменения, что становится источником переоценки ценностей. Ведущей деятельностью этого возрастного этапа выступает учебная деятельность [1].
Для младшего школьного возраста типичным является совершенствование высшей нервной деятельности, дальнейшее формирование психической деятельности ребенка. Данный возрастной этап получил особый статус в возрастной и педагогической психологии, так как обучение в школе представляет собой качественно новую стадию формирования психологической сферы личности. В данный период психическое развитие ребенка реализуется в ходе выполнения учебной деятельности. Учебная деятельность побуждается различными мотивами: у ребёнка отмечается когнитивная активность, формируется тенденция к саморазвитию. Учебная деятельность обретает статус весьма значимой деятельности для младшего школьника. Успехи в учебе содействуют развитию его адекватной самооценки, тогда как, неудачи в ведущей в данном возрастном периоде учебной деятельности во многих случаях становятся причиной образования комплексов неполноценности или формирования синдрома хронической неуспеваемости [2].
К наиболее значительным параметрам личности младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность. В поведении учащегося начальных классов проявляется послушание, конформизм и подражательность [3].
В младшем школьном возрасте формируются максимально благоприятные условия для организации и закрепления нравственных характеристик и позитивных свойств личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Педагог представляет собой непререкаемый авторитет, поэтому его задачей становится обеспечение благоприятных условий для развития и становления высоконравственной личности.
От 7 до 10 лет ребенок осваивает новую деятельность – учебную. Под влияние новой, учебной деятельности преобразуется специфика мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его статус в социуме — – статус человека, который реализует значимую и оцениваемую социумом деятельность. Это становится источником преобразований во взаимодействии с окружающими людьми, в оценивании себя и других. Ребенок овладевает новыми нормами поведения, которые выступают как социально ориентированные по своему содержанию. Соблюдая нормы, школьник демонстрирует собственное отношение к детскому коллективу, педагогу. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели школьного обучения, демонстрируют крайнюю старательность в соблюдении обозначенных норм. Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком. Педагог представляет собой не условного «заместителя родителей», а члена социума, который обладает определенным статусом, и ребенку необходимо овладеть системой деловых отношений [30].