Курсовая с практикой на тему Роль общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрастеТема №20
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Психологическая характеристика и особенности выделения подросткового периода в психологии 5
1.2. Понятие личности в отечественной психологии 8
1.3. Понятие межличностного общения 11
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 13
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1. Организация практической работы 14
2.2. Оценка методов и методик 14
2.3. Анализ полученных результатов 16
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 32
Введение:
Актуальность работы. В настоящее время уже нет необходимости доказывать, что межличностное общение является важным условием существования людей, без которого невозможно полноценное формирование человеческой психики, развитие и становление личности. Человек без общения не может жить среди других людей, а, следовательно, творить и развиваться.
Многие психологи признают особое значение общения уже в детском возрасте. И это не является случайностью, так как первые годы жизни ребенка действительно являются периодом, когда закладывается фундамент нравственного, физического и психического здоровья. Поэтому будущее ребенка во многом зависит от того, в каких условиях оно будет протекать. Ведь действительно, если с рождения лишить человека возможности общаться с другими людьми, то есть большая вероятность того, что он никогда не сможет стать цивилизованным, нравственно и культурно развитым человеком. Вследствие этого многие психологи стали заниматься более глубоким изучением проблемы общения в раннем возрасте. Данная тема не перестает интересовать людей и по сей день, так как общение является одним из главных факторов эффективности человеческой деятельности. Именно поэтому выбранная тема является актуальной и важной.
Объект исследования – процесс межличностного общения.
Предмет исследования – развитие личности в подростковом и юношеском возрасте.
Цель исследования – выявить роль общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Дать психологическую характеристику и особенности выделения подросткового периода в психологии;
2. определить сущность понятия личности в отечественной психологии;
3. рассмотреть понятие межличностного общения;
4. провести исследование по определению роли общения в развитии личности в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза исследования — подростковый и юношеский возраст характеризуется высоким уровнем самореализации в общении, коммуникативной направленностью: высокой контактностью, гибкостью, признанием ценности общения.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, математическая обработка данных.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, можно сделать вывод, что общение является сложным, многоплановым процессом развития и установления контактов между людьми, который порождаем потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, понимание и восприятие другого человека.
Общение является способом организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Взаимодействуя с иными людьми, индивид, таким образом, удовлетворяет собственные потребности.
Общение – это основной элементом для полноценного развития личности. В первые годы жизни ребенка процесс общения занимает особенное место, ведь в данный период закладываются основы деятельности растущего организма, основы личности. При помощи общения с взрослым человеком дети познают окружающий его мир, и если они не получают должного внимания и тепла от родителей – это может привести к замедлению всех сторон развития личности. Это может проявляться и в отставании умственного развития, отсутствии сформированной речи, и в замедлении развития эмоциональной сферы общества. Дети становятся скованным, неуверенным в себе либо, напротив, жесткими и агрессивными. Необходимо подчеркнуть, что возместить данный дефицит общения уже в старшем возрасте, будет довольно сложно. Потому родителям важно помнить о том, как необходимо для ребенка любовь и внимание.
Для детей в подростковом и юношеском возрасте общение также играет большую роль. Данный возраст – это один из самых сложнейших периодов в жизни человека. В данное время личность начинает стремиться к уже наиболее самостоятельной жизни. Личность начинает сталкиваться с таким явлением, как ответственность перед окружающими.
Актуальность изучения роли общения в подростковом и юношеском возрасте объясняется тем, что в данный период активно приходят новые переживания, осуществляется становление личности. Личность уже иначе смотрит на мир, оценивает происходящее. Ломаются прежние авторитеты, приходят на смену иные идеалы, быстро изменяющиеся, в силу интенсивного личностного становления.
Общение является видом межличностных отношений, в процессе которых вырабатываются все важные навыки социального взаимодействия, умение отстаивать собственные права, соотносить личные интересы с общественными, и подчиняться коллективной дисциплине, когда это необходимо.
Общение со сверстниками – это некоторый «канал информации», при помощи которого юноши и подростки способны узнавать множество необходимых для них вещей, о которых им не говорили, к примеру, взрослые.
Общение является одним из основных видов деятельности людей, не только способствующее эмоционально-волевой сферы у подростков, развитию познавательных процессов, однако, и оказывающее влияние на формирование личности в целом.
Фрагмент текста работы:
Психологическая характеристика и особенности выделения подросткового периода в психологии
Подростковый возраст представляет собой переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С. Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции поведения:
1) тормозящие развитие тенденции (низкий уровень социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);
2) тенденции, способствующие взрослению (феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения взрослости и т.п.) .
С одной стороны, к подростку предъявляются повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности . Социальная ситуация развития в подростковом возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к взрослой жизни, его нормам и ценностям. Основное новообразование подросткового периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте самосознание еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток пытается понять самого себя и свои возможности.
С точки зрения И.С. Кона, основными линиями развития личности в подростковом возрасте являются:
1. Процесс сепарации и индивидуации (речь идет о постепенном отделении от семьи, от родителей, поиск себя).
2. Процесс самоопределения (подросток узнает самого себя, формирует ощущение собственного «Я» – данный процесс является сложным и болезненным).