Курсовая с практикой на тему Роль номинаций природных объектов в осмыслении произведений М. Пришвина в процессе преподавания русского языка в школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Методологические и лингвистические основы
исследования регионального аспекта на примере номинаций природных объектов в
осмыслении произведений М. Пришвина. 5
1.1.Специфика художественного текста. 5
1.2.Классификация онимов и
топонимов. 7
Глава 2. Организационно-методическая структура урока. 14
2.1 Цели, задачи и специфика учебно-воспитательной работы
с детской книгой. 14
2.2. Урок русского языка в 6-ом классе. Развитие речи. 16
Тема: «Мастерство М.М.Пришвина-пейзажиста». 16
Заключение. 26
Список использованной литературы.. 28
Введение:
Концепт
«природа» является одним из ключевых концептов в русской культуре, так как
природа – важная составляющая жизни россиянина. Она является естественной
средой обитания человека, дающая ему различную информацию об окружающем мире.
Кроме материальной стороны, природа является важной частью духовной жизни людей
– культурного наследия, менталитета народа. Однако, несмотря на огромную
значимость природы в жизни любого человека, данный концепт в лингвистике изучен
все еще не в полной мере.
Проблема
изучения лингвокультурных концептов в современном языкознании является одной из
самых актуальных проблем, о чем свидетельствуют многочисленные труды ученых.
Концепт
«природа» в произведениях нашел отражение на самых разных уровнях – языковом,
понятийно-образном, ценностном, ментальном. По мнению ученых, «концепт имеет
три важнейших измерения – образное, понятийное и ценностное».
Определения
ключевого слова, или имени концепта «природа», в толковых словарях русского
языка В.И. Даля, А.П. Евгеньевой и С.И. Ожегова разнятся, но можно выделить общие черты,
позволяющие сделать вывод об основных составляющих общекультурного концепта.
Главным в значении слова «природа» является общий компонент словарных статей:
все существующее на земле, не созданное деятельностью человека; органический и
неорганический мир; совокупность естественных ценностей и особенностей
какой-либо местности (рельеф, растительный и животный мир, климатические
условия и т.д.). В этимологическом словаре Г.А. Крылова в статье «натура»
читаем: «слово природа образовано как калька с латинского «natura».
Само же слово
«натура» является «заимствованием из латинского, где natura – «природа,
характер» образовано от natum – «рожденное, созданное» (от глагола nascor –
«рождаюсь, возникаю»)». Однако такие значения, как «мир» или «совокупность
естественных условий» свойственны в настоящее время только лексеме «природа»
(для лексемы «натура» они устарели).
Целью работы является анализ номинаций природных объектов в
осмыслении произведений М. Пришвина.
Объект исследования: произведения М. Пришвина.
Предмет исследования: анализ номинаций природных объектов в осмыслении произведений М.
Пришвина.
Задачи:
1. Проанализировать специфику художественного текста.
2. Выделить основные аспекты .классификации онимов и топонимов.
3. Проанализировать цели, задачи и
специфика учебно-воспитательной работы с детской книгой.
4. Разработать урок русского языка с использованием рассказов М.Пришвина.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.
Заключение:
Чтение — одно из важнейших средств
всестороннего гармонического развития личности. Умение читать — сложное умение,
включающее в себя овладение техникой чтения, осмысление читаемого, умение
работать с текстом произведения и самостоятельно ориентироваться в мире книг.
Воспитание художественным словом приводит к большим
изменениям эмоциональной сферы обучающегося, что способствует появлению у него
живого отклика на различные события жизни, меняя его отношение к вещам,
перестраивает его субъективный мир.
Развитие чувств и нравственного сознания обучающегося,
способствует формированию у него правильного оценочного отношения к
действительности [6].
Суть проблемы
состоит в том, что весь цивилизованный мир, а вместе с ним граждане нашей
страны попадают в своеобразную ловушку: развитие науки и техники позволяет
легко пользоваться массой источников информации в электронном, акустическом и
визуальном виде, что вызывает падение интереса к печатному слову, к чтению.
А это приводит к
возрастающему дефициту знаний и духовных ценностей и ориентиров. Ведь именно
книга является важнейшим объектом культуры, хранящим тысячелетние знания во
всех областях жизни человечества, а вдумчивое, осознанное чтение позволяет не
только сохранять, но и обогащать науку, культуру и образование.
Каждая миниатюра М.М.Пришвина – это маленькое
открытие в мире природы. Для писателя природа – изменчивая, вечно обновляющаяся
стихия. Чтобы заметить эти перемены, нужно быть внимательным и чутким
человеком. Свои маленькие открытия писатель объясняет действием
«сосредоточенного внимания».
Миниатюры М.М.Пришвина кратки, лаконичны, но
полны смысла и поэзии. Они читаются как стихи. Образные определения (эпитеты),
необычный порядок слов(инверсия) создают лиричность миниатюр. Сравнения,
сопоставления мира природы с миром человека делают природу ближе, понятнее,
роднее читателю. Писатель также часто использует олицетворение, чтобы показать
неразрывную связь всего живого.
Фрагмент текста работы:
Глава
1 Методологические и лингвистические основы исследования регионального аспекта
на примере номинаций природных объектов в осмыслении произведений М. Пришвина 1.1.Специфика художественного
текста Прецедентный текст или его элементы могут входить в более поздний художественный текст, вызывая эффект смысловой
новизны . В последующих отечественных
исследованиях было сформулировано определение прецедентного феномена как «социально и
культурно значимого общеизвестного представления о чем-либо, который выполняет
роль в обществе эталона культуры, символичного и метафоризированного » [12, с. 55]; были выявлены уровни прецедентных текстов, в
частности, универсальный и национальный, которые имеют наиболее важную
культурную значимость; выделены механизмы культурной актуализации прецедентных
текстов, а также создана типология прецедентных феноменов.
Также рассмотрим понятие аллюзии, которое наиболее близко к термину
«прецедентность».
Как отмечает Н.Д. Белоножко, аллюзия проявляется в ссылках только на
исторические события или литературные произведения и в отдельных случаях может
содержать намеки на известных личностей, бытовые ситуации или бытовые предметы
[Белоножко, 2012, 16].
И.Р. Гальперин рассматривает аллюзию как стилистический прием. Он же
является средством для расширенного переноса свойств и качеств персонажей и
событий на те, о которых идет речь в данном высказывании. [5, с., 110].
Значительные расхождения в ученой среде порождает вопрос намеренности
использования аллюзии. С одной стороны, намеренность автора – не обязательный
фактор введения аллюзии в текст, так как, с одной стороны, аллюзия может
употребляться преднамеренно, с другой стороны, автор может не понимать
воздействия того или иного факта на свое высказывание С другой стороны, аллюзия
заключает намерение автора в обязательном порядке. Следовательно, она является
осознанной и произвольной.
Еще один спорный вопрос в области аллюзии – включение в рамки аллюзии так
называемых «крылатых имен», или «аллюзивных имен». С. Влахов и С. Флорин
отмечают, что аллюзивные имена «у носителей языка ассоциируются с
определенным словом из фольклорных, литературных и фразеологических источников » [12, 215].
И.С. Алексеева рассуждает об аллюзивных именах, употребляющихся в
художественных и публицистических текстах как о так называемых «говорящих
именах», которые представляют собой «аллюзивные имена, которые у носителей
языка ассоциируются с определенным словом, сюжетом, персонажем » [2, 188].
Причем отдельные аллюзивные имена превратились в имена нарицательные, например,
донжуан, иуда. Другие аллюзивные имена до сих пор употребляются в языке как
символы – перифразы тех или иных качеств. Например, Отелло олицетворяет
ревность, Крез – богатство, Кассандра – прорицание и т.д.
В качестве классических функций прецедентных включений по Р. Якобсону [6]
можно представить следующие:
• экспрессивная функция (подбор цитат, характер аллюзий – важный элемент
самовыражения автора, его культурно-семиотических ориентиров, прагматических
установок (тексты и авторы, на которых осуществляются ссылки, могут быть
престижными, модными, одиозными и т.д.);
• фатическая (контактоустанавливающая) функция проявляется в том, что
прецедентный феномен ориентирован на адресата);
• апеллятивная функция прецедентности проявляется в том, что отсылки к
текстам-донорам в составе исследуемого текста могут быть ориентированы на того,
кто в состоянии ссылку опознать, оценить выбор и адекватно понять намерение
автора;
• поэтическая функция является развлекательной: опознание прецедентных
феноменов как занимательная игра автора с читателем, своего рода отгадывание
кроссворда;
• референтивная функция — функция трансляции информации о внешнем мире,
отсылка к другому тексту вероятно влечет активизацию той информации, которая
находится в претексте;
•
метатекстовая функция направлена на то, чтобы мотивировать читателя, узнавшего
отдельный отрывок текста как ссылку на иной текст, адресовать к
тексту-источнику, т.е. установить интерпретацию узнанного отрывка с помощью
исходного текста (метатекста