Курсовая с практикой на тему Роль музыкально-дидактических игр в развитии звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Использование музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста 11
Глава 2. Методологические особенности проведения музыкально-дидактических игр в развитии звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1. Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста 17
2.2. Конспекты занятий с использованием музыкально-дидактических игр в развитии звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста 21
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека…» — пишет Д. Шостакович. Никто не сомневается, что огромная роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит искусству, и в частности музыке, что она помогает лучше, глубже, шире познавать жизнь, вызывает благородные, возвышенные мысли, чувства. Для этого нужно, во-первых, научить детей понимать и любить музыку, во-вторых, воспитать у них художественный вкус, научить ценить подлинно художественное произведение и, в-третьих, развить музыкальные способности детей – их слух и память.
Главное в воспитании — «научить школьников любить ценить и понимать не музыку вообще, а музыку подлинно художественную». Д.Б. Кабалевский убежден, что учащимся младшего возраста доступно восприятие серьезной музыки и в своей работе часто обращался к музыкальной классике. Ведь только на основе классики, а также лучших образцов фольклора, современной русской и зарубежной музыки может быть воспитана подлинная музыкальная культура.
Уже состоявшийся опыт музыкальной педагогики выявляет две функции музыкального образования. Первая функция – классическая, т.е. формирование музыкальной культуры личности. Вторая функция – прагматическая, обслуживающая потребность в творческом специалисте. Поэтому активизируется развитие способностей к творчеству и образно-структурному мышлению. А всему этому способствуют музыкальные игры.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что восприятие музыки — сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Форма игры очень удобна для восприятия ребенка младшего школьного возраста. Соответственно, необходимо, чтобы музыкально-дидактические игры были как можно более продуктивные.
Объект исследования – музыкальное развитие младших школьников.
Предмет исследования – развитие звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста с применением музыкально-дидактических игр в развитии.
Цель данной работы – изучить особенности применения музыкально-дидактических игр в развитии звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
2. Показать использование музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить методику, цели и задачи проведения
Заключение:
Итак, музыкальное воспитание – неотъемлемая часть всесторонне развитой личности. Музыка пронизывает жизнь каждого человека. Поэтому закладывать основы музыкальной культуры стоит начинать с рождения. Для того чтобы привить детям интерес и любовь к музыке в доступной и понятной форме, для детей используются музыкально-дидактические игры.
В ходе занятий дошкольники развивают свои музыкальные способности: ритмичность, музыкальную и слуховую восприимчивость. Учатся дифференцировать звук по его высоте, продолжительности и громкости. Игровая форма и эмоциональное восприятие пробуждают у малышей интерес к музыке и дарит много радостных и веселых минут.
Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Проблема определения более эффективных средств в развитии музыкальных способностей детей требует глубокого рассмотрения научно-методической литературы. Изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие средства развития музыкальных способностей детей, мною было определенно, что музыкальная игра является активным средством музыкального воспитания младших школьников.
Можно сделать вывод о значении применения музыкально-дидактических игр в развитии звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-дидактические игры широко используются в различных видах деятельности дошкольников. Это уроки музыки, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, к которым относятся детские музыкально-дидактические игры. Все это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить деятельность детей и повысить эффективность воспитательной работы с детьми.
Следует отметить, что систематическое, последовательное применение музыкально-дидактических игр в работе с детьми имеет важное значение. Это возможно при правильном долгосрочном планировании музыкально-дидактических игр, а также при тесном сотрудничестве музыкального руководителя и воспитателя, так как осваиваемые на уроках музыки дидактические игры переходят в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлекательно- досуг.
Проведенная работа позволила нам сделать следующий вывод: процесс развития звуковысотного слуха у детей старшего дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в певческой деятельности будет положительным только в результате целенаправленной систематической музыкальной педагогической деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст ребенка является очень ответственным и важным и в жизни, в плане его становления и формирования как личности, а также в связи с подготовкой к предстоящему обучению в школе. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию.
В данный возрастной период у старших дошкольников накапливается достаточно большой запас музыкальных впечатлений и элементарных знаний о музыке. Интерес к восприятию-слушанию музыки становится постоянным. У большинства детей имеются собственные музыкальные предпочтения. Слушая музыкальные произведения, они способны их сравнивать, анализировать, оценивать, объясняя свою оценку .
В возрасте с 5 до 7 лет, продолжается развитие основных музыкальных способностей (настроения, музыкально-слуховой деятельности, музыкально-ритмического чувства). Развиваются и совершенствуются музыкальные и сенсорные способности. Формируется голосовая и дыхательная система. А потому возможности детского пения расширяются. Диапазон пения расширяется в пределах нот «до» первой октавы — до «ре», «ре-диез» второй октавы. Исполнение песен приобретает большую выразительность и мелодичность. Дети с удовольствием поют коллективно, в небольших ансамблях, индивидуально, как в сопровождении музыкального инструмента, так и без сопровождения. У них есть любимые песни, музыкальные игры, упражнения и желание исполнять их снова.