Курсовая с практикой на тему Роль «мозговых центров» в выработке экономической политики в США
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Аналитические (мозговые) центры как субъекты
внешней политики государства. 6
1.1. Аналитические (мозговые) центры как институт
интеллектуальной поддержки внешней политики государства: понятие, определения,
отличительные особенности и типологии. 6
1.2. Место и роль научного и экспертного сообщества
(интеллектуальной элиты) в политическом процессе. 14
Глава 2. Принципы
функционирования «мозговых центров» США.. 18
2.1. Роль «мозговых центров» в выработке экономической
политики. 18
2.2. Влияние американских «фабрик мысли» на принятие
внутри- и внешнеполитических решений. 26
Заключение. 31
Список использованных источников и литературы.. 33
Введение:
Актуальность
разрабатываемой темы.
Актуальность исследования вопросов создания и развития мозговых центров
обусловлена возросшей ролью экспертного сообщества в подготовке аналитической
базы для принятия управленческих решений на самом высоком уровне. В настоящее
время мозговые центры причисляют к «пятой власти» после законодательной,
исполнительной, судебной власти и СМИ.
Мозговыми центрами («Think Tanks» – фабрика
мысли) принято называть экспертно-аналитические структуры (институты, советы,
ассоциации и др.), осуществляющие консалтинговую деятельность в соответствии с
заключенными государственными и корпоративными контрактами, как правило, в
области политического производства и оценки возможных социально-экономических
последствий политических решений.
Отличительной особенностью продукции мозговых
центров является целеполагание, которое базируется на соответствующих
представлениях о желаемых политических и социально-экономических результатах в
будущем.
Основной задачей таких мозговых центров является научное исследование
и построение картины будущего.
В настоящее время более половины мозговых центров сосредоточено в США
и Европе.
Анализ разработанности темы в научной литературе. Проблема определения «мозговых
центров» (Think Tank) привлекала внимание экспертов на протяжении многих лет, и
дискуссии по этому вопросу продолжаются. В научной литературе не существует
консенсуса относительно определения данного термина. Роль, придаваемая
аналитическим центрам в странах с различными политическими системами, и
особенности этой системы, в которую они вовлечены, также оказали влияние на
определение этих организаций.
Согласно
определению Д. Стоун, которое в основном применяется в англо-американских
культурах, «мозговые центры» должны быть отделены от государств и других групп
интересов, чтобы иметь возможность думать свободно. По словам П. Диксона, самым
главным является «постоянное существование «мозговых центров»», а не их
отделенность от какой-либо организации или государства[1]. Г. Виарда определяет
«мозговые центры» как исследовательские организации, основной целью которых
является проведение исследований по вопросам, связанным с политикой, и
распространение их взглядов по этому вопросу[2].
Дж.
Макганн дал наиболее инклюзивное определение понятия «мозговые центры». Мы
попытались объединить их различные функции, названные выше. Соответственно,
мозговые центры – организации, занимающиеся политическими исследованиями,
которые предоставляют консультации по внутренним политическим и международным
вопросам, производят ориентированные на политику исследования и анализ и, таким
образом, дают возможность народу и лицам, определяющим политику, принимать
обоснованные решения по вопросам государственной политики[3].
В академической среде не раз предпринимались попытки
классифицировать аналитические центры (Д. Зайцев, Дж. Макганн, Г. Кочетков, В.
Супян, М. Ахмед). Это осуществлялось, как правило, по следующим критериям –
целеполаганию аналитических центров, их уровню политической автономии
(аффилированности), финансовой независимости, степени влияния на
государственные решения, конкурентоспособности, источникам финансирования,
идеологической позиции, характеру исследовательской деятельности и организации.
Внимание к
формированию системы «мозговых центров» и их деятельности остается актуальным.
Поэтому нам интересен опыт влияния «мозговых
центров» США на процесс принятия решений американскими властями в сфере
экономики и политики.
Объект исследования: аналитические
(мозговые) центры как субъекты внешней политики государства.
Предмет исследования: аналитические (мозговые) центры США как механизмы
влияния на процесс принятия решений американскими властями в сфере экономики и
политики.
Цель работы:
выявить роль «мозговых центров» США в выработке экономической политики.
Задачи исследования:
— показать аналитические (мозговые) центры как
институт интеллектуальной поддержки внешней политики государства;
— уточнить место и роль научного и экспертного
сообщества (интеллектуальной элиты) в политическом процессе;
— выявить роль «мозговых центров» в выработке
экономической политики;
— определить влияние американских «фабрик мысли» на
принятие внутри- и внешнеполитических решений.
Методы исследования. В данной работе, в процессе исследования были использованы такие
методы, как метод анализа и синтеза, сравнение, теоретический анализ литературы
и источников.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух
глав (разделов), заключения, списка литературы. [1] Диксон, П. Фабрики
мысли / П. Диксон ; Пер. с англ. под общ. ред. В. И. Седова. – Москва: Прогресс, 1976. – 451 с. [2] Wiarda H. Think
tanks and foreign policy. Lanham: Lexington Books, 2010. 170 р. P. 30. [3] McGann J. The
fifth estate: Think Tanks, Public Policy, and Governance. Brookings Institution Press, 2016. 230 p.
Заключение:
«Мозговые
центры», объединяющие информацию c политикой и имеющие основную цель: анализ
политических проблем, зародились в начале XX в. и служили внешним источником
для лиц, принимающих решения. Помимо этого, как важный элемент гражданского
общества, аналитические центры информируют общество о правительственных
решениях, вовлекая население в политический процесс, и тем самым обеспечивают
общественный контроль над правительством. Более того, они способствуют
демократии, объединяя слои общества и обсуждая мнения меньшинств на различных
платформах.
Ранние
«мозговые центры» (США и Соединенное Королевство) в основном занимались
миротворческими исследованиями, влияние которых было относительно ограничено
(задействовано мало экспертов). Они претерпели большие изменения после Второй
мировой войны как с точки зрения объема, так и темы исследования. В дополнение
к военным и техническим вопросам основными предметами исследования подобных
центров второго периода стали внешняя политика и безопасность – естественное
следствие холодной войны. С 1970-х гг. в результате доминирования
неолиберальных взглядов в американских интеллектуальных кругах появились пропагандистские
«Advocacy Think Tanks», которые специализируются на определенных предметах и
работают под влиянием идеологических взглядов (фонд «Наследие»). В результате
окончания холодной войны и распада Советского Союза, ускорения демократизации в
Латинской Америке и других частях мира, глобализации и расширения
технологических достижений, увеличения числа финансирующих учреждений и фондов,
с 1980-х гг. стремительно стало увеличиваться количество аналитических центров
по всему миру (сейчас их число достигло около 7500).
Параллельно
с внедрением демократических институтов по всему миру роль и важность «мозговых
центров» растут. В относительно более открытой политической культуре подобные
центры выступают в роли катализатора новых и альтернативных идей и обеспечивают
площадку для обсуждений принятых правительством решений, сообщая о них
обществу. Таким образом, аналитические центры не только способствуют укреплению
и внедрению демократических институтов, но и выполняют функцию контроля над
злоупотреблением властью.
В
настоящее время, когда монополия национальных государств на международной арене
ослабевает, параллельно с ростом трансграничных проблем (окружающая среда,
глобальный терроризм и незаконная миграция), которые национальные государства
не могут самостоятельно решать, будет расти число «мозговых центров». Кроме
того, влияние этих организаций будет возрастать в тех обществах, где различные
альтернативные подходы и взгляды принимаются во внимание в процессе принятия
решений, отсутствует правовое регулирование, которое может ограничивать
деятельность аналитических центров, и в которых оживает сильное гражданское
общество.
Подводя
итоги деятельности «мозговые центров» США, можно констатировать, что, несмотря
на все существующие проблемы, центры играют важную роль в научной и
политической жизни США. Они успешно занимаются информационно-аналитическим
обеспечением всех ветвей американской власти, участвуют в разработке
основополагающих документов по вопросам внешней и внутренней политики, а также
эффективно воздействуют на американское общественное мнение. В то же время,
благодаря значительному различию в идеологической направленности, доклады и
исследования «мозговых центров» в США нередко вызывают острые дискуссии,
способствуя плюрализму мнений в экспертной среде, что, в свою очередь,
позитивно влияет на процесс принятия важнейших политических решений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Аналитические (мозговые) центры как субъекты внешней политики
государства 1.1. Аналитические
(мозговые) центры как институт интеллектуальной поддержки внешней политики
государства: понятие, определения, отличительные особенности и типологии По
мнению С.М. Самуйлова, мозговой центр (think
tank) подразумевает аналитический научно-исследовательский
институт, разрабатывающий рекомендации для правительства. Мозговые центры
помогают администрации принимать внешнеполитические решения, разрабатывать
стратегию поведения в том или ином регионе, а сотрудники таких центров нередко
становятся сотрудниками правительственных организаций[1].
По
определению О. А. Акопяна, мозговые центры (think tanks), также называемые
«фабриками мысли» или «мозговыми трестами», представляют собой публичные
институты, осуществляющие консультирование по государственным и корпоративным
контрактам, как правило, в области политического производства и оценки
возможных социально-экономических последствий политических решений[2].
Как считает Н.И. Бубнова, «мозговые центры» – это
некоммерческие научные организации, которые проводят стратегические,
военно-политические, экономические, социальные, технологические прикладные и
теоретические исследования по собственной инициативе или по заказу
государственных, общественных, благотворительных, коммерческих и некоммерческих
структур[3]. [1] Самуйлов С.М. «Мозговые центры» Обамы и Россия // Свободная
мысль. 2009. № 11. C. 173-188. [2] Акопян О.А. Ведущие мировые фабрики мысли сегодня:
новые смыслы на службе государства // Национальный институт развития
современной идеологии. – 2009. – С.2-16. [3] Бубнова Н. И.
“Мозговые центры” как акторы современной политики. Сравнительная политика, 2017, № 8(3), сс. 8-19.