Курсовая с практикой на тему Роль литературно-музыкальных произведений в ДОУ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ДОУ.. 6
1.1 Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного
возраста: содержание понятия и основные направления. 6
1.2 Роль
литературно-музыкальных произведений в развитии детей дошкольного возраста. 11
1.3 Влияние
литературно-музыкальных произведений на нравственное воспитание детей
дошкольного возраста. 14
Выводы по главе. 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИЗУЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 20
2.1 Диагностика
уровня развития нравственных представлений у детей дошкольного возраста. 20
2.2 Анализ и
интерпретация полученных в ходе исследования результатов. 22
2.3 Методические
рекомендации для повышения уровня нравственной культуры личности у детей
дошкольного возраста посредством литературно-музыкальных произведений. 28 Выводы по
главе. 32
Заключение. 33
Список литературы.. 35
Введение:
Актуальность
исследования. Сегодня очевидными стали обстоятельства,
требующие системной модернизации российского обучения и воспитания, в котором
приоритетным направлением становится проблема исследования ресурсов развития
личности, особенно по отношению к детям.
В документах ФОГС отмечается,
что в структуре ключевых компетентностей должна быть представлена
компетентность в сфере эстетического и нравственного развития, которая
оказывает влияние на гармоничное развитие личности ребенка.
Особое внимание в
современной ситуации развития детей дошкольного возраста уделяется ведущей роли
воспитания в процессе приобщения ребенка к общечеловеческим и культурным
ценностям, которое определяет становление эстетически развитой личности,
способной к творческой самореализации. При этом эстетически развитой мы
называем личность, способную воспринимать и понимать ценности разнообразных
видов искусства, видеть их необходимость в жизни человека и активно участвовать
в литературной, музыкальной, творческой деятельности, создавая продукты
творчества.
Тема об эстетическом и нравственном воспитании является
особенно актуальной и нужной для дошкольного образования, так как для развития личности
дошкольника необходимо правильное формирование общей культуры, а также высшей
человеческой чувствительности, культуры чувств, которая заключается в познании,
понимания истины, добра, красоты, справедливости и утверждения их в жизни.
Для любой сферы человеческой деятельности необходима серьезная
эстетическая и нравственная подготовленность человека. Основная цель нравственного
воспитания детей заключается в развитии внутриличностной гармонии. В связи с
этим для развития художественно-эстетических чувств у учащихся требуются особые
средства и методы.
Учеными (Н.А. Ветлугиной,
А.П. Ершовым, А.Н. Леонтьевым, В.В. Медушевским, А.И. Савостьяновым, Д.Б. Элькониным
и др.) отмечается, что литературно-музыкальные произведения выступают одним из
наиболее эффективных средств нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
Объект
исследования: литературно-музыкальные произведения как средство
эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет
исследования: процесс эстетического и нравственного воспитания
детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить роль
литературно-музыкальных произведений в ДОУ.
Цель определила задачи исследования:
1. Изучить
содержание понятия и основные направления художественно-эстетического
воспитания детей дошкольного возраста;
2. Определить
роль литературно-музыкальных произведений в развитии детей дошкольного
возраста;
3. Выявить влияние литературно-музыкальных
произведений на нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
4. Провести
экспериментальное изучение уровня нравственной культуры детей дошкольного
возраста;
5. Предложить
методические рекомендации для повышения нравственной культуры личности у детей
дошкольного возраста посредством литературно-музыкальных произведений.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что предложенные нами методические
рекомендации по использованию литературно-музыкальных произведений будут
способствовать повышению нравственной культуры личности у детей дошкольного
возраста.
Методологическую основу исследования составляют:
— фундаментальные положения по вопросам
формирования нравственного сознания (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский,
С.Л. Рубинштейн, И.С. Кон и др);
— теоретические положения о системном подходе
(Э.А.Голубева, Б.Ф.Ломов, Н.И.Рейнвальд и др.);
— положения о деятельностном подходе и его
основополагающем принципе связи сознания и деятельности (П.Я.Гальперин,
В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.В.Столин и др.);
— концептуальные идеи личностно-ориентированного
подхода к организации педагогической деятельности (А.Н.Лурия, М.И. Шилова,
И.С.Якиманская и др.).
Для решения поставленных цели и задач нами были
использованы следующие методы работы:
— теоретические: анализ и синтез, обобщение и систематизация,
сравнение;
— эмпирические: Методика Г.М.
Фригман, Т.А.Пушкина, И.А.Каплунович «Беседа», Методика Г.М.
Фригман «Что такое хорошо и что такое плохо?», Методика Г.М. Фригман «Закончи историю».
База исследования: Д/С №11 Ленинградская обл. Лужский район.
Практическая
значимость: данная работа, результаты исследования, будут
интересны педагогам дошкольных организаций и студентам во время прохождения
педагогической практики.
Работа
включает в себя введение, две главы, в которых раскрываются
основные вопросы, касающиеся вопросов изучения роли литературно-музыкальных произведений в ДОУ.
Заключение:
Таким образом, мы выяснили,
что нравственное и эстетическое воспитание детей начинается с дошкольного
возраста.
Нравственность
предполагает такие черты, как: уважение к окружающим, помощь ближним,
человеколюбие и бескорыстность и др. С самого детства ребенку закладываются
такие программы, как радость, любовь, добро.
Так же узнали, что
задачей родителей и педагогов является сохранение и приумножение данных качеств
по мере взросления ребенка. С первых дней жизни дети ощущают заботу и ласку
своих родителей. Когда они делают первые шаги, им объясняются начальные понятия
о добре и зле. На этом этапе родителям важно прививать малышу корректное
поведение, указывающее на отношение между людьми. В более старшем возрасте
детей учат различать последствия своих поступков. Работу в данном направлении
осуществляют и педагоги.
Одним из средств
развития нравственных качеств личности ребенка являются литературно-музыкальные
произведения. При чтении произведений, стихов и сказок, прослушивании музыки
дети на наглядном примере видят, как поступают герои, что является правильным,
а что нет.
Каждый педагог
дошкольного учреждения использует в своей работе литературно-музыкальные
произведения, применяя при этом различные приемы, средства. Изучать опыт других
педагогов является важным аспектом в пополнении собственного педагогического
опыта.
Так же мы предложили
методические рекомендации по повышению уровня воспитанности старших дошкольников
при чтении и прослушивании литературно-музыкальных
произведений.
Влияние и значение литературно-музыкальных произведений для детей,
в дошкольном возрасте, несомненно. Литературно-музыкальные
произведения входят в жизнь ребенка с самого раннего возраста и
сопровождает его на протяжении всего детства, а иногда и остается на всю жизнь.
Литературно-музыкальные
произведения являются
самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Для всестороннего развития особенно
важно формирование духовно богатой, эстетически и музыкально развитой личности,
чуткой к красоте в искусстве и жизни, творчески активной, развитой
интеллектуально и физически.
Литературно-музыкальные
произведения развивают
эмоции, интересы, вкусы детей, развивают ребенка умственно.
Музыкальная деятельность предполагает
умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Литературно-музыкальные произведения рассматриваются
как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на
все доброе, прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ДОУ 1.1 Художественно-эстетическое воспитание
детей дошкольного возраста: содержание понятия и основные направления На
сегодняшний день одной из важнейших задач, которая стоит перед школой,
выступает проблема художественно-эстетического воспитания школьника, его
развития, формирования эстетической культуры. Решение данной проблемы можно
найти в трудах как отечественных, так и зарубежных педагогов и психологов.
Можно
выделить достаточное количество различных определений понятия
«художественно-эстетическое воспитание». Изучив их, можно выделить основные
положения, касающиеся его сущности:
1.
Художественно-эстетическое воспитание является процессом целенаправленного
воспитания чувства прекрасного.
2. Основная
цель заключается в формировании способности воспринимать и видеть красоту в
искусстве и жизни, оценивать ее.
3. Основной
задачей такого воспитания является формирование художественного вкуса.
4. Также
среди основных задач можно выделить развитие способностей к самостоятельному
творчеству и созданию прекрасного, а также развитие умений творчески создавать
продукты, сделанные своими руками.
Исходя из
данных положений, различают разные подходы к целям художественно-эстетического
воспитания. Поэтому решение проблемы его целей и задач занимает важное место в
развитии личности школьника.
По мнению
Л.А. Григоровича основная цель художественно-эстетического воспитания
представляет собой «активизацию способностей творчески трудиться, достигать
высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и
физического».