Курсовая с практикой на тему Роль компьютерных технологий в обучении младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические изучение особенностей формирования
учебной деятельности и роли педагога в ней в начальной школе. 6
1.1. Особенности формирования учебной деятельности младших
школьников 6
1.2. Роль компьютерных технологий в
процессе обучения младших школьников 10
Глава 2. Экспериментальное изучение
процесса обучения младших школьников с учетом использования компьютерных
технологий. 16
2.1. Изучение особенностей обучения
младших школьников. 16
2.2. Анализ результатов исследования уровня
сформированности учебной деятельности. 19
2.3. Методические рекомендации по организации
образовательного процесса для формирования учебной деятельности младших
школьников с помощью компьютерных технологий. 24
Заключение. 29
Литература. 31
Введение:
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе модернизации российский системы образования, проблема поиска путей наиболее эффективного и гармоничного развития ребенка является приоритетной и находится в центре внимания философии, психологии и педагогики. В этой связи все большее значение придается периоду младшего школьного возраста и подчеркивается его особая значимость в процессе социализации и становления личности ребенка.
Значение и
функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются
преемственностью её с другими звеньями образования и непреходящей, неповторимой
ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребёнка. В этой связи
основной функцией педагога начальной школы является формирование
интеллектуальной, эмоциональной, деловой, коммуникативной готовности учащихся к
активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.
Следует заметить, что
младший школьный возраст представляет важный этап в развитии ребенка. В этот
возрастной период происходит формирование системы организационных отношений,
ценностных ориентаций, целей и мотивов. Как замечал Л.С. Выготский, в этот
период совместная деятельность, которая сопровождается общением, является
фактом перехода психических функций из природного характера в сознательный.
Степень
изученности темы. Такие исследователи как Л.С. Выготский,
В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и многие другие в своих трудах
изучали формирование личности и особенностей формирования учебной деятельности
школьников, которое протекает в совместной деятельности со сверстниками и
педагогами.
В процессе формирования
педагогом учебной деятельности школьников происходит интеллектуальных обмен,
развитие коммуникацией, кооперации со сверстниками и развитие личности ребенка.
Такое положение подтверждается в трудах М.И. Лисициной, В.В. Рубцова, Е.В.
Степанова, Г.А. Цукермана и др.
Проблема широкого использования
современных компьютерных технологий в воспитании и образовании за последнее
десятилетие вызывает заинтересованность многих авторов в отечественной
педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы современной
информационной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р.
Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С.
Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. Различные дидактические
проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.
Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические — Б.С.
Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические — В.В. Рубцова, В.В.
Тихомирова и др.
Анализ научно-педагогической литературы, отечественной и
зарубежной практики исследований в области развития познавательного интереса
младших школьников средствами компьютерных игровых технологий, позволил выявить
противоречие – с одной стороны
признание компьютерных технологий в развитии познавательного интереса младших
школьников, с другой – недостаточное их применение на занятиях в начальной
школе.
Преодоление данного противоречия возможно посредством
организации деятельности младших школьников на уроках с использованием игровых
компьютерных технологий обучения, направленных на развитие познавательного
интереса детей.
Объект
исследования – учебная деятельность в младшем школьном
возрасте.
Предмет
исследования – формирование учебной деятельности детей
младшего школьного возраста посредством использования компьютерных технологий.
Тем самым целью исследования выступает изучение
особенностей формирования учебной деятельности у детей младшего школьного
возраста с помощью компьютерных технологий.
Поставленная цель
предполагает решение следующих задач
исследования:
1. Изучить особенности
формирования учебной деятельности младших школьников.
2. Охарактеризовать роль
компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников.
3. Организовать
исследование по изучению особенностей обучения младших школьников.
4. Проанализировать
результаты исследования уровня сформированности учебной деятельности.
5. Составить методические
рекомендации по организации образовательного процесса для формирования учебной
деятельности младших школьников с помощью компьютерных технологий.
Методы
исследования:
– теоретические: анализ и
обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические:
анкетирование, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая
значимость заключается в уточнении основных понятий и
особенностей учебной деятельности детей в младшем школьников возрасте, влияние
на воспитание личностных особенностей школьников компьютерных технологий.
Практическая значимость результатов
исследования может заключаться в использовании их для дальнейшего изучения темы
студентами психологических и педагогических факультетов, изучающих особенности построения
процесса обучения младших школьников с помощью компьютерных технологий. Так же
они могут быть использованы учителями младших классов при подготовке к
организации учебной деятельности младших школьников с учетом компьютерных
технологий.
Исследование проведено на
базе муниципальной бюджетной общеобразовательной
школы № 10. В исследовании приняли участие 26 обучающихся 1-А класса.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка
литературы.
Заключение:
Современный
этап развития общества выдвигает на первое место задачу активизации личности
человека в процессе его жизнедеятельности. Современному младшему школьнику
необходимо приобрести стойкие умения и навыки для самостоятельного обогащения и
использования в дальнейшей деятельности. Необходимые для осуществления этой
деятельности знания умения, навыки приобретаются и формируются в учебном
процессе именно в начальной школе.
Практика
современной школы показывает, что обучающиеся часто отчуждены от образовательного
процесса, и поэтому важнейшей задачей современного обучения будет являться
заинтересованность младших школьников в эффективном, самостоятельном процессе
обучения. Умение учиться будет означать для детей свободную ориентировку в
любой научной информации, умение применять знания на практике, самостоятельно
добывать их. Всему этому способствует использование компьютерных технологий в
ходе учебных занятий.
Изучив
психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что с одной стороны,
познавательная активность зависит от умения педагога создавать у каждого
школьника установку на процесс учения. С другой стороны, познавательная
активность является показателем познавательных возможностей младшего школьника,
уровней развития его мышления, памяти, устойчивости внимания, волевых усилий,
наличие ценных мотивов учения. Активность в учении рассматривалась нами не
просто как деятельностное состояние первоклассника, а как качество этой
деятельности, в котором проявилась личность самого ребенка.
Информатизация начального образования открывает педагогам новые
возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания
детей. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует
качественно новому содержанию обучения и развития ребёнка.
Соединение информационных компьютерных
технологий и инновационных педагогических методик позволяет организовать учебу
по разным дисциплинам привлекательной и по-настоящему современной, что способно
повысить эффективность и качество образования младших школьников.
Компьютерные технологии в образовании —
это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных
средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их
применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений
образования.
Использование компьютерных технологий в
работе с младшими школьниками открывает возможности:
-представить
наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
-создать
положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
-активизировать
познавательную деятельность школьников;
-оптимально
использовать время на занятии для активизации у младших школьников учебной
деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические изучение
особенностей формирования учебной деятельности и роли педагога в ней в
начальной школе
1.1.
Особенности формирования учебной деятельности младших школьников
Младшим школьным
возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период,
соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать
относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития.
В данном возрасте
происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент
развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит
постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими
словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения,
по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы
и импульсивны [6].
Именно поступление в
школу носит важный характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его
жизни. При этом меняется его социальное положение в коллективе и семье.
Обучение становится основной и ведущей деятельностью его жизни, у ребенка
появляется обязанность – учеба и приобретение знаний. Эта обязанность говорит о
серьезном труде, который требует от ребенка организованности, дисциплины, а
также волевых усилий.
Процесс обучения должен
полностью отвечать возрастным особенностям детей. При взрослении происходит
изменение отношения личности ребенка к обучению, к самому себе и окружающему
миру, в связи с чем меняются потребности и интересы индивида, его взгляды и
отношение [27].
Психолого-педагогические
исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет
не столько знание возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет
личностных характеристик и возможностей воспитанников. Рассмотрение
изолированно этих двух факторов не обеспечит достаточных оснований для
высококачественного личностно-ориентированного воспитания.