Курсовая с практикой на тему Роль имиджа в карьере педагога
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА
УЧИТЕЛЯ 5
1.1
Вербальные и невербальные средства общения. 5
1.2
Принципы технологии построения имиджа. 6
1.3
Классификация имиджа. 8
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ИМИДЖА ПЕДАГОГА.. 17
2.1
Влияние имиджа учителя на учебный процесс. 17
2.2
Исследование имиджа педагога. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 35
Введение:
Актуальность
исследования. В современной школе требования к общему уровню образовательного
процесса обусловлены не только запросами общества, касающимися содержания
осваиваемых программ, но и достаточно высокими требованиями к личности учителя,
который должен транслировать целостный и гармоничный образ, начиная от
стильного, подобающего должностным обязанностям внешнего вида и заканчивая
высоким уровнем профессионализма.
Имидж
педагога прямо или косвенно оказывает влияние на эффективность взаимодействия
субъектов образования, поэтому осмысление различных аспектов, составляющих
данный феномен, с целью его коррекции сообразно существующим школьным реалиям
является актуальным направлением психологических исследований.
Проблема исследования. Роль имиджа в карьере педагога, осмысление
аспектов имиджа с целью его коррекции.
Объект исследования. Имидж и образ современного педагога.
Предмет исследования. Учитель как участник педагогического процесса
педагог – ученик.
Цель
представленной курсовой работы – выявление наиболее значимых и предпочтительных,
с точки зрения учащихся старших классов, характеристик педагога. Методология и
методики исследования.
Для решения поставленной цели нужно
последовательно решить следующие задачи:
— изучить вербальные и невербальные
средства общения на уроке;
— выстроить принципы технологии
построения имиджа педагога;
— классифицировать имидж учителя по
определенным критериям;
— выявить влияние имиджа учителя на
учебный процесс, роль имиджа в карьере педагога;
— провести исследование имиджа
педагога.
Методологической базой исследования
были психосемиотические подходы, принятые в социальной психологии, в частности
разработанная Е. А. Петровой концепция психосемиотики общения и ключевые
теоретические положения объективной и субъективной психосемантики, выдвинутые Е.
Ю. Артемьевой, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелевым.
Выбор психодиагностических методик
осуществлялся на основе трехфакторной модели организации имиджелогического
пространства. Представления старшеклассников о внешнем облике «идеального» и
«плохого» учителя изучались с помощью проективной методики. Для выяснения
интерпретаций школьниками таких компонентов имиджа учителя, как личностные,
профессиональные и коммуникативные качества, использовался метод свободного
семантического опроса, дополненный методикой «Факторное пространство имиджа
учителя».
Практическая значимость. Результаты
исследования могут быть задействованы в практике школьной психологической
службы и в коучинговой деятельности с целью донесения до педагогических
коллективов и заинтересованных учителей роли имиджа в карьере педагога.
Курсовая работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Общий объем курсовой работы
составляет 37 страниц машинописного текста, в работе приведены таблицы,
рисунки.
Список использованных источников
включает 30 наименований.
Заключение:
Итак,
в рамках нашей курсовой работы была выявлена роль имиджа в карьере учителя. Для
этого была рассмотрена проблема имиджа учителя и проведено исследование.
По результатам первой главы мы
узнали, что термин «имидж», учитывая двойственную – психологическую и
социальную – природу обозначаемого им феномена, традиционно входит в понятийный
аппарат социальной психологии, в рамках которой он понимается как разновидность
эмоционально окрашенного и формирующегося в результате социального познания
образа.
Принципы технологии построения
имиджа. Первому принципу воздействия на людей с целью создания у них нужного
мнения, необходимо влиять не только на их сознание, но и на их подсознание,
чтобы у них возникало чувство приятного при упоминании имени учителя
Второй принцип можно представить
так: формируя свой имидж, педагогу следует воздействовать в большей степени на
подсознание учеников, чем на их сознание.
Выделяются следующие составляющие
имиджа или их классификация: средовый имидж, габитарный имидж, овеществленный
имидж, вербальный имидж, кинетический имидж.
Средовый имидж предполагает
характеристику человека по искусственной среде его обитания — по его кабинету,
жилищу, автомобилю и так далее.
Габитарный имидж — это
характеристика человека по его собственной внешности — по костюму, макияжу,
прическе и так далее.
В соответствии с функциональным
подходом выделяют личностный, желаемый, зеркальный, корпоративный виды имиджа.
Л. Робертс предложил различать
желаемый и воспринимаемый профессиональный имидж.
В рамках психосемиотического подхода
выделяются следующие основные компоненты профессионального имиджа: внешний
облик, социальное предъявление личности, индивидуально-психологические,
профессионально-коммуникативные и общие особенности деятельности специалиста.
Пришли к выводу, что наиболее важные
компоненты имиджа учителя – его профессиональная компетентность, эрудиция,
педагогические рефлексия, целеполагание, мышление, умения импровизировать,
общаться и техника преподавания.
По результатам написания второй
главы оказалось, что существует ряд сложившихся формальных требований к имиджу
учителя, чей труд направлен на воспитание детей. Он должен через
знаково-символические средства и формы: стиль и цвет одежды, прическу, жесты,
качество и тембр речи и тому подобное – транслировать образцы внешнего вида и
поведения.
Но как часто транслируемый учителем
«идеальный» образ не совпадает с субъективным восприятием его обучающимися, что
проявляется в участившихся в современной школе случаях межличностных конфликтов
«ученик – учитель». Эта проблема составляет особый научный интерес.
Поэтому мы провели исследование.
Целью нашего исследования стало эмпирическое выявление представлений
старшеклассников разной гендерной принадлежности об имидже идеального учителя,
что позволило нам сделать вывод о роли имиджа в карьере учителя. Теоретическая
значимость работы заключается в расширении знаний о феноменологических аспектах
положительного образа педагога в сознании учащихся и детализирующих его
элементах, к которым, по нашим предположениям, должны относиться личностные
характеристики (миролюбие, тактичность, уверенность в себе, трудолюбие, ум и
другие), особенности коммуникации (жизнерадостность, психологическая гибкость,
активность), внешний облик (классическая стрижка, одобряющие жесты, радостное
выражение лица и прочее), а также профессиональные качества (знание своего
предмета, умение сотрудничать и тому подобное).
Для проведенного нами на базе
Интернета исследования в соответствии с его целью была сформирована выборка из
учащихся старших классов в количестве 60 человек – 30 юношей и 30 девушек.
В
целом испытуемые обоего пола продемонстрировали схожие представления об
«идеальном» учителе.
Главным
критерием распознавания «плохого» педагога в глазах выступает его
неконструктивное поведение, проявляющееся как в агрессии, так и в
недоверчивости, бестактности, придирчивости, неискренности, неумении и
нежелании сотрудничать. Идеальную учительницу словесно изображали так:
прямоугольная форма лица, полное телосложение, классическая стрижка, радостное
выражение лица, одобряющий жест.
Различия
в группах юношей и девушек касались только одежды: большинство первых отметило
предпочтительность ее спортивного стиля; вторые – деловой стиль (36,7%) или
платье (40,0%). Облик «плохой» учительницы у испытуемых мужского и женского
пола также совпал по всем позициям: треугольная форма грустного лица,
спортивный стиль гардероба, запрещающий жест. Единодушия в ответах нет
относительно стиля одежды. 36,7% юношей и 46,7% девушек отметили деловой стиль,
30,0% и 40,0% соответственно – неофициальный, 33,3% – спортивный.
Таким
образом, мы выявили роль имиджа в карьере педагога. Цель курсовой работы
достигнута полностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ
1.1 Вербальные и невербальные средства общения Вербальные и невербальные средства
общения – важные составляющие имиджа. Что и как мы говорим, умеем ли словом активировать
ресурсы человека, настроить его на себя, какие жесты и позы при этом мы
демонстрируем, что происходит с нашей мимикой, как мы сидим, стоим и ходим —
все это влияет на восприятие нас другими людьми [3, с.65].
Для улучшения своего
профессионализма в частности учителю необходимо обратить внимание и на умение
представить себя окружающим наиболее выгодным образом. Доказано, что 35%
информации человек получает при словесном (вербальном) общении и 65% — при
невербальном. Внутреннее соответствие образа профессии — внутреннее
"Я", на наш взгляд, ведущее из составляющих педагогического имиджа,
поскольку умение нравиться и располагать к себе других людей выступает необходимым
качеством в профессиональных и личностных контактах. Не менее важно, чтобы
имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его
характеру и взглядам [3, с. 34].
Создавая свой образ, мы тем самым
самосовершенствуемся. Личностное как нечто внутреннее проявляется через
деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность
выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее —
продуктивное. Это чаще всего — оригинальность, непохожесть, внешнее самооформление,
экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее
оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса — от цели и задач до
отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации, а также в стиле
общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой
эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени
свободы импровизации на уроке.