Курсовая с практикой на тему Роль игры в развитии ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка 5
1.1 Понятие игры и игровой деятельности 5
1.2 Виды и функции игровой деятельности детей разного возраста 8
1.3 Роль игры в развитии ребёнка 11
Глава 2. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации 15
2.1 Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ для организации сюжетно-ролевой игры дошкольников 15
2.2 Методические рекомендации по проектированию предметно-развивающей среды для организации сюжетно-ролевой игры дошкольников 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Актуальность. Теория и практика игры включает в себя комплекс различных проблем и вопросов. Происхождение и сущность игры, ее структура и содержание, виды игр и их значение, методика руководства и многое другое служат предметом глубокого изучения психологов и педагогов.
В детском саду обучение и воспитание успешно может быть обеспечено при организации игровой деятельности детей. Игра затрагивает все стороны личности ребенка: она требует активной работы мысли и трудовых умений, богата эмоциями и искренними чувствами.
При обучении детей — необходим личностный, индивидуальный подход, который легче всего осуществить педагогу в процессе игры. Этой проблеме посвящена данная работа.
Тема данной работы весьма актуальна и востребована. Применение игры в работе с детьми, у которых она является ведущей деятельностью, является незаменимым фактором осуществления и реализации личностного подхода в обучении. Использованию игры в практике обучения детей посвящены работы Ш.А. Амонашвили, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.В. Запорожца, М.П. Агановой, Д.Б. Эльпонина, А.С. Макаренко, М.Ю. Ронгинского, Б. Никитина, В. Красноухова, Е. Синицыной, Д.Н. Кавтарадзе, Г.М. Ляминой, Н.М. Щелованова, Э. Занкинда, М. Конина, Д. Менджерицкой, Е. Флерина, и многих других.
Каждый ребенок индивидуален и в реализации личностного подхода игра является незаменимым средством при обучении и воспитании детей.
Объект исследования: игра как реализация личностного подхода в обучении.
Предмет исследования: применение на занятиях игр как эффективного средства в реализации индивидуального подхода к детям.
Целью исследования является теоретическое изучение использования игры при личностном подходе в обучении.
Гипотеза исследования: развитие детей в игре дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить: систему использования игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие игры и игровой деятельности;
2. Изучить виды и функции игровой деятельности детей разного возраста;
3 Ознакомиться с ролью игры в развитии ребёнка;
4. Провести экспериментальное исследование нравственного развития детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования: изучение теоретических источников, наблюдение и беседа, психологические методы исследования (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонкиной «Кончи рассказ», «Мрачные картинки» ), статистическая обработка материала.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения комплекса упражнений на совершенствование игровой деятельности в работе с детьми, а также в возможности использования полученных данных в процессе подготовки специалистов.
Опытно — экспериментальная база: Исследование проводилось в детском саду №9 Ягодка в селе Ильинском в старшей группе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
В курсовой работе цель реализована полностью, все задачи решены. Современная социокультурная ситуация стремительно меняется, общество переходит в постиндустриальный, информационный тип, в котором будут жить сегодняшние дети. Сегодня предметная и социокультурная среда дошкольника меняется чрезвычайно динамично. Доступны новые игрушки, видеопродукты с новым содержанием, электронные игры. Тенденции, переживаемые обществом, Д. И. Фельдштейн называет «появлением нового типа детства». Современный этап построения новых форм взаимоотношений мира детей и мира взрослых ученые определяют как кризис детства. Главный индикатор этого кризиса – детство. Главный показатель этого кризиса – разрыв между жизнью взрослых и детей и вытекающая из этого потеря связи и посредников между настоящим и будущим детей, между сегодняшним и завтрашним днем.
Меняются отношения между взрослыми и детьми, при этом традиционные взрослые представляют себя учителями и воспитателями, а дети — учениками и воспитанниками, усилия взрослых сосредоточены не на взаимодействии, а на влиянии на детей, заменяя «человеческие» виды общения «путем декларирования важности детства общество передает воспитательные функции дошкольному образовательному учреждению, а сегодня еще и средствам массовой информации, разрывает глубинные связи между миром взрослых и миром детей, тем самым создавая «неиспользуемое пространство» между ними и увеличивая культурно-духовную пропасть. . Дети рядом, не во взрослом мире. Средства массовой информации, телевидение и компьютер вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к нарушениям психического здоровья детей, искажению мировоззрения и жизненных ценностей. Высокие требования современного общества к дошкольному воспитанию детей вытесняют из жизни детей специальную деятельность.
Все вышеперечисленные причины влияют на игру современных детей. Ролевые игры современных детей редки, плохи, профессиональные рассказы практически исчезли, дети обычно предпочитают бытовые рассказы или записанные по мультфильмам и видеоиграм. Даже в семилетнем возрасте редко можно найти идеальную форму двухходовой игры, в основном детские игры слабо структурированы и состоят из односложных действий.
Проанализировав данные, полученные в ходе эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что ролевые игры характеризуются средним уровнем проработки, бедным содержанием и тематикой. В самостоятельных играх наблюдаются повторяющиеся сюжеты без введения детьми новых сюжетов. Поэтому необходимо принимать меры по повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.
Рекомендации, представленные в работе по проектированию предметной развивающей среды, будут полезны воспитателям дошкольных учреждений, стремящимся повысить уровень ролевой игры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка
1.1 Понятие игры и игровой деятельности
Игра — исторически сложившееся социальное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра глубоко укоренилась в культуре каждого отдельного народа. Его культурную самобытность можно увидеть в играх, в которые он играет и изобретает.
Слово «игра» не является научным термином в строгом смысле этого слова, оно крайне неоднозначно. Вы можете играть в шашки, в куклы, на музыкальных инструментах, в футбол или в догонялки — это все разные формы игр и цель у них разная [3]. Чтобы рационализировать бесчисленные игры, мы можем представить их как независимые типы игр, границы между которыми не являются жесткими. К таким самостоятельным видам игр относятся: азартные игры, военно-исторические игры, логические игры, деловые игры, дидактические игры, познавательные игры, ситуационно-ролевые игры, компьютерные игры, психокоррекционные игры, спортивно-интеллектуальные игры, ролевые игры, подвижные игры, спортивные игры.
Независимо от характера игровой деятельности под игрой (как и под спортом) обычно понимают сознательную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно поставленной участниками и связанную с применением ряда правил.
Игра как вид деятельности имеет свои особенности, отличающие ее от других видов деятельности человека. игра это:
1. ДОБРОВОЛЬНО, значит игрок не связан принуждением, иначе игра теряет свою привлекательность.
2. ИНИЦИАТИВНОСТЬ, т.е. не терпит пассивности, иначе участник не несет нагрузки.
3. ОТДЕЛЬНО, т. е. происходит в точных, заданных пространственно-временных рамках.
4. НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНАЯ, т.е. не приводящая к созданию материальных благ и ценностей.
5. ТВОРИТЕ, когда появляются новые сложности и правила.
6. ИЛЛЮЗИЯ, когда участник полностью осознает, что действует в рамках условной реальности, а не повседневной жизни [10].
Игровая деятельность относится к подвижным (спортивным) играм, основным отличием которых являются двигательные действия.
Игра — одна из потребностей человека, обусловленная самой природой. Это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность в получении новой информации. В основе механизма игровой деятельности лежат объективные физиологические и психологические закономерности [5].
а) Эмоциональная основа игровой деятельности
Меняющийся эмоциональный фон обязательно сопровождает игровую деятельность и служит основой для интереса. Человеческое стремление к опыту очень велико.
Физиолог П.В. Симонов определяет эмоции как отражение в нашем мозгу величины потребностей и вероятности их удовлетворения. Наличие определенной информации придает эмоциям нужный цвет. Эмоции возникают, когда есть несоответствие между информацией, которая нужна человеку, и информацией, которой он располагает в данный момент. Если информации недостаточно (например, спортсмен не знает, допустят ли его до соревнований), это негативные эмоции. Если полученная информация достаточна (например, установлен факт участия спортсмена в основном составе), эмоции приобретают положительную окраску. Когда возникают положительные эмоции, человек проявляет готовность к действию.
Игра – это постоянное изменение количества информации, постоянное изменение связей между игроками (действия партнеров во время игры и действия «противника», ставящего свои условия). Поэтому подбор, реализация и актуализация игровых ситуаций составляет практическую основу игры. Поэтому одна и та же игра, время от времени повторяющаяся, не похожа на предыдущие варианты, действия ее участников разнообразны, неожиданны, связаны с самостоятельным инициативным решением двигательных и творческих задач. Интерес и потребность человека в игровой деятельности постоянны.
б) Энергетическая основа игровой деятельности
Энергетика игровой деятельности строится на эмоциональной основе. Состояние недостаточности информации для удовлетворения потребности, т.е. отрицательные эмоции на энергетической стороне означают состояние «закупорки» энергии. Положительные эмоции в постоянно меняющихся условиях игры создают новые ситуации, требующие автоматической подачи энергии, большего количества, чем необходимо для завершения действия. И.П. Павлов называл эмоции источником питания нервных клеток, академик П.К. Анохин, однако, писал: «Эмоции наполняют кору головного мозга и дают ей устойчивый энергетический заряд» [11].
Таким образом, интерес человека к игре — это его потребность в этом виде деятельности — в смене способов умственных и физических усилий, в постоянной новизне ситуаций. С энергетической точки зрения подвижная или спортивная игра — это обмен двумя физическими состояниями — «блокировка» и неадекватная реакция. Поэтому в игре постоянно меняются положительные и отрицательные эмоции [9].
Игра – это чувственно-эмоционально окрашенный вид деятельности, в отличие от автоматизированных, жестко запрограммированных действий.
Победа над соперниками — суть мобильных и спортивных игр. С этой целью игрок создает новые структуры действий и улучшает старые. Все это воспринимается как положительные эмоции. Чем лучше игрок играет, тем больше удовольствия он получает.
Несмотря на важность игрового результата, основным процессом остается сам игровой процесс, т.к. в игре много разных этапов, выводов, завершающих действий. В игре присутствуют элементы нового, неизведанного, поэтому человек стремится к игре и заранее осознает возможные потери. Интерес к игре превалирует над ее исходом.
В игре работает принцип самовозбуждения, т.е. самооценка своих действий.