Курсовая с практикой на тему Роль и значение судебной власти в демократическом государстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Общая характеристика судебной
власти………………………………………. 5
1.1. Судебная власть в системе
разделения властей……………………………….. 5
1.2. Признаки и значение судебной
власти……………………………………………. 8
Глава 2 Организация судебной власти…………………………………………………… 11
2.1. Судебная система………………………………………………………………………. 11
2.2. Понятие и принципы правосудия………………………………………………… 18
Заключение……………………………………………………………………………………….. 27
Список литературы…………………………………………………………………………….. 29
Введение:
Судебная власть представляет собой одну из трех ветвей власти,
наряду с законодательной и исполнительной, которые выделяются в соответствии с принципом разделения властей
в государстве. Судебная власть осуществляется системой специальных органов –
судов, на которые возложена задача осуществления правосудия в целях защиты прав
и интересов граждан государства, охраны правовых норм от нарушений. суды
выполняют различные правоохранительные задачи: обеспечивают соответствие
Конституции и законов, рассматривают различные виды споров, назначают наказание
за совершенное преступление. Эти задачи выполняются в рамках различных видов
судопроизводства – конституционного, гражданского, уголовного. В Российской
Федерации судебная власть осуществляется системой судов, которые осуществляют
возложенные на них задачи в соответствии с законом. Суды осуществляют
правосудие на основании определенных принципов, установленных законом. Важнейшими из них являются равенство всех
перед законом и судом, независимость и неприкосновенность судей, обязательность
судебных решений.
Актуальность рассмотрения
особенностей организации судебной власти заключается в том, что судебная
власть — это значимая категория,
отражающая деятельность системы судов, которая осуществляется независимо от
иных органов государственной власти в целях защиты прав и свобод граждан и обеспечения
соблюдения правовых норм.
Объект исследования — отношения в сфере функционирования судебной
власти.
Предметом исследования являются роль и
значение судебной власти в демократическом государстве.
Цель исследования —
определить особенности организации судебной власти в демократическом
государстве и порядок ее осуществления.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие
задачи:
· определить место судебной власти в системе
разделения властей,
· рассмотреть признаки и значение судебной власти,
· охарактеризовать судебную систему,
· рассмотреть понятие и принципы осуществления
правосудия.
Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ и
федеральные законы.
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих
авторов: Баглай М.В., Пиголкин А.С., Кутафин О.Е. и др.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением
и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности организации судебной власти в РФ,
можно прийти к следующим выводам.
1. Выделение ветвей власти – законодательной, исполнительной,
судебной обеспечивает специализацию выполнения государственных функций
различными органами – законодательной (по изданию законов), исполнительной (по
реализации законов), судебной (по охране интересов государства и граждан путем
применения законов). Для законодательных, исполнительных и судебных
органов конституцией и законами
установлен определенный круг полномочий, которые они осуществляют самостоятельно,
но, в то же время, находясь под контролем со стороны других ветвей власти.
Судебная власть должна быть независимой и самостоятельной в своей деятельности
по осуществлению правосудия. Контроль за ее деятельностью может проявляться
только в назначении судей и в установлении законодательного порядка судебной деятельности.
2. Система
судебных органов РФ, осуществляющих правосудие, закреплена законодательством РФ
и представляет собой четкую систему с подразделением судов по их компетенции.
Система судов РФ является иерархической и предполагает многоступенчатую
проверку вынесенного решения вышестоящими судами, что является необходимым для
обеспечения законности принимаемых решений. Подразделение видов
судопроизводства на конституционное, гражданское, уголовное, административное
несколько отличается от подразделения судов на суды общей юрисдикции,
конституционные, арбитражные. Суды общей юрисдикции осуществляют гражданское
уголовное и административное судопроизводство. Экономические споры, отнесенные
к ведению арбитражных судов можно считать разновидностью гражданского судопроизводства.
К ведению конституционных судов относится соответственно конституционное
судопроизводство. Законодательство устанавливает гарантии статуса судей порядок
назначения и освобождения их от должности.
3. Правосудие в целом при его надлежащем осуществлении в соответствии с
законодательством является важным и основным инструментом защиты прав и свобод
человека. Выполнением этой задачи занимается система особых органов- судов,
которые в своей деятельности являются независимыми и подчиняются только закону.
Однако эффективное осуществление правосудия возможно только при соблюдении
основных демократических принципов, важнейшими из которых являются: законность,
равенство перед законом и судом, обеспечение прав и свобод человека. В целом,
закрепление и соблюдение принципов правосудия, а также его осуществление судами
в соответствии с закрепленной за ними компетенцией создает в РФ необходимые
условия для защиты прав и свобод человека, поддержания правопорядка, и
выполнения иных задач судебной власти.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Общая характеристика судебной
власти 1.1. Судебная
власть в системе разделения властей Выделение в системе государственной власти трех ветвей власти
обусловлено разграничением основных направлений деятельности государства. Это —
законотворчество как способ формулирования и закрепления нормы права; это —
правоприменение как способ фактического претворения нормы права в жизнь; это —
правоохранение как разрешение на основе правового закона конфликтов и споров.
Законотворческая деятельность осуществляется представительным органом,
полномочия которого основаны на власти народа. Исполнение законов осуществляется
системой органов исполнительной власти, осуществляющей функции управления
обществом. Правоохранительная деятельность осуществляется системой судов.
Успешное взаимодействие органов государственной власти характеризует
устойчивость построения власти в государстве. «Традиционная концепция
разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно
к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как
создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному
осуществлению всеми ветвями власти своих функций»[1].
Эта система предполагает введение определенных ограничений в пользовании
ресурсами власти, разумным распределением функций и полномочий государственной
власти между ее органами. Система сдержек и противовесов заключается в том, что органы каждой из ветвей власти, осуществляя
свои функции, имеют возможность контролировать деятельность других органов.
Судебная власть контролирует деятельность иных органов власти путем
проверки соответствия их действий и решений закону. Судебная власть, несмотря
на наличие определенного контроля должна оставаться независимой. Отправление
правосудия только судом, независимость, несменяемость и неприкосновенность
судей, осуществление в установленном законом случаях судопроизводства с
участием присяжных заседателей, публичность выносимых судами решений —
некоторые из гарантий, обеспечивающих значение независимого арбитра суду и
необходимый авторитет решениям, принимаемым судом. «Самостоятельность судебной
деятельности означает, что суды действуют независимо от других органов
государственной власти, а принимаемые судом решения не нуждаются в
санкционировании какими-либо государственными органами: судебные акты могут
быть отменены только вышестоящими судами в соответствии с установленными
процедурами»[2].
Введение механизма разделения властей призвано исключить диктат
одной из ветвей власти, ограничить возможность занятия ею доминирующего
положения в общегосударственной властной структуре, обеспечить реальное
позитивное соотношение законодательной власти, исполнительной власти и
контрольно- регулятивной деятельности судебной власти. «Без разделения властей
и соответствующей эффективной системы сдержек и противовесов не может быть
правового государства и правовых законов. Препятствие для возникновения какой-либо
неограниченной власти, не связанной правом и конституционными принципами,
состоит в распределении власти между органами государства таким образом, что ни
одному из них не принадлежит вся государственная власть в полном объеме»[3].
Система органов государственной власти в РФ как и в любом
демократическом государстве строится на основании принципа разделения властей.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.[4]
(Конституция РФ) в ст. 10 устанавливает, что государственная власть в РФ
осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и
судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны. Таким образом, принцип разделения властей является одной из
основ конституционного строя РФ.
Демократическое государство – это государство, устройство и
деятельность которого соответствует воле народа, где соблюдаются общепризнанные
права и свободы человека и гражданина. Суверенитет народа является обязательным
для демократического государства. Конституция РФ в ст. 3 устанавливает, что
носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее
многонациональный народ. Таким образом, в РФ признается народный суверенитет –
принадлежность власти народу.
Конституция РФ указывает, что народ может осуществлять свою власть
непосредственно, а также через органы государственной власти и местного
самоуправления. Соответственно в
качестве форм осуществления власти народа выступают формы непосредственной и представительной
демократии. Непосредственная демократия
выражается в том, что народ выражает
свою волю по отношению к тем или иным вопросам управления. к формам
непосредственной демократии относятся: референдум, свободные выборы, собрания избирателей, индивидуальные и коллективные обращения граждан, митинги, демонстрации и др. Формы представительной
демократии представляют собой деятельность органов государственной власти и
местного самоуправления, которые формируются путем проведения выборов.
На уровне высших государственных органов путем выборов формируется
Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации. Также
избирается Президент Российской Федерации. На уровне субъектов РФ и местном
уровне избираются представительные органы. Представительные органы обладают
широким кругом полномочий по участию в управлении, основным из которых является
издание законов. Демократическое государство имеет 2 главных признака: реальная
представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
«Демократизм обеспечивают конституционные нормы об основных правах человека и
гражданина, в том числе политических, о гарантиях их обеспечения,
демократическом характере федеративных отношений, формировании, компетенции и
порядке деятельности органов государственной власти и местного самоуправления»[5].
Положения Конституции о демократическом устройстве получают
дальнейшее развитие в законодательных актах. Порядок формирования Совета
Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы установлены
федеральными законами.
В условиях демократического
политического режима, главной задачей государства становится защита прав и
свобод граждан, обеспечение их безопасности. Личность, ее права и свободы,
объявляются государством высшей ценностью. Верховная власть и суверенитет здесь
признаются принадлежащими народу, таким образом, каждый гражданин становится
носителем власти, которую он посредством выборов и других механизмов демократии
передает органам государства. Для обеспечения данного права приняты законы
регламентирующие порядок проведения выборов и референдума.
1.2. Признаки и
значение судебной власти Итак можно
выделить следующие основные признаки судебной власти:
1. Судебная
власть – это самостоятельная ветвь государственной власти, наряду с
законодательной и исполнительной, которая наделена особыми полномочиями по
осуществлению правосудия. Правосудие как вид деятельности судов по рассмотрению
и разрешению гражданских, уголовных, административных и иных дел может осуществляться в нескольких формах:
1) В форме
рассмотрения и разрешения гражданских, жилищных, семейных, трудовых и иных
споров, затрагивающих права граждан и организаций;
2) В форме
рассмотрения уголовных и административных дел и назначения наказания виновным
или оправдания невиновных лиц;
3) В форме
разрешения вопроса о соответствии нормативно правового акта Конституции РФ в
рамках конституционного судопроизводства.
Роль и значение правосудия определяется тем, что с его
помощью осуществляется защита нарушенных прав граждан или организаций,
производится разрешение споров и конфликтов,
обеспечивается соответствие Конституции РФ принимаемых законов.
2. Судебная
власть осуществляется особой системой органов – судов, которая определяется в
соответствии с законодательством РФ.
3. Судебная
власть осуществляет свою деятельность на основе ряда принципов закрепленных в
Конституции РФ.
4. Основной вид деятельности судов – правосудие осуществляется в порядке,
предусмотренном законодательством РФ. Правосудие осуществляется судами в
рамках конституционного, гражданского,
уголовного и административного судопроизводства. Процесс осуществления правосудия
регламентируется нормами процессуального законодательства. Так гражданское
судопроизводство осуществляется в соответствии с нормами гражданского
процессуального и арбитражного
процессуального законодательства. Уголовное судопроизводство осуществляется
в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства.
Административное производство в соответствии с нормами КоАП РФ. Конституционное судопроизводство заключается
в рассмотрении Конституционным судом РФ
дел о соответствии конституции нормативных правовых актов, а также в
рассмотрении конституционными (уставными ) судами субъектов РФ соответствия
конституции или уставу субъекта нормативных правовых актов субъекта РФ.
Таким образом, суд является
частью системы правоохранительных органов, обеспечивающим защиту прав и
свобод граждан в различных видах судопроизводства. Посредством обращения в суд можно разрешить
различные правоохранительные задачи. В том числе разрешить спор, возникший из гражданских или трудовых правоотношений,
предпринимательской деятельности. Также суды выполняют значимую функцию
обеспечения конституционности принятых законов. В том случае, если принятые
нормативные акты государственных органов или их действия и решения не соответствуют закону или Конституции РФ,
суд может признать их недействующими.
Исключительно важна роль суда в уголовном судопроизводстве, поскольку только
суд может признать лицо виновным в совершении преступления и назначить ему
наказание. Таким образом, суд
осуществляет охрану общественных отношений от нарушений, вызванных совершением
преступных деяний. Суды рассматривают также дела и об административных
правонарушениях, назначая виновным административное наказание. Все перечисленные
функции суда свидетельствуют о высокой значимости органов судебной власти в правоохранительной
деятельности государства. [1] Теория государства и права: Учебник для
вузов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М.2018. С. 120 [2] А.С. Пиголкин Теория государства и права:
Учебник.- М.2017. С.150 [3] Общая теория права и государства: Учебник
/ Под ред. В.В. Лазарева.- М. 2016. С.414 [4] Российская газета, 1993, 25 декабря. [5] Шахрай С.М. Конституционное право
Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры.
4-е изд., изм. и доп. М. 2017. С.109.