Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Роль и специфика использования эпитетов при создании образа Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 5
1.1.Художественный текст как текст особого типа 5
1.2. Понятие художественного образа 9
1.3.Эпитет – как художественно-выразительное средство в художественном тексте 14
ВЫВОД: 18
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА МИХАИЛА БУЛГАКОВА «МАСЕР И МАРГАРИТА» 20
2.1.Особенности романа Михаила Булгакова 20
2.2.Особенности употребления эпитетов в создании образа Маргариты 23
ВЫВОД: 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
Список использованной литературы: 32

  

Введение:

 

Творчество М. А. Булгакова не перестает привлекать внимание как читателей, так и исследователей, несмотря на то, что изучено достаточно подробно с позиций литературоведения, культурологии, истории и даже лингвистики. Особое внимание привлекает роман «Мастер и Маргарита», который называют едва ли не самым загадочным романом русской литературы. Мы выбрали это произведение в качестве объекта исследования. «Мастер и Маргарита» — духовное завещание Булгакова, во многом автобиографичный роман, создававшийся писателем с 20-х годов до самой смерти, а дошедший до читателя лишь спустя много лет после его смерти. Книга находилась в архиве вдовы писателя, его Маргариты, Е.С. Булгаковой четверть века и после журнальной публикации в 1966 – 1967 годах была переведена на многие языки, стала выдающимся событием духовной жизни нашего времени, сделав своего автора одним из самых читаемых писателей XX столетия.
Булгаков работал над романом 12 лет, меняя композиционный и сюжетный ряд не единожды. Роман обладает многоплановостью воздействия на зрителя, переплетением тем, а также многообразием используемых художественно-изобразительных средств.
Сегодня произведение Булгакова не теряет своей актуальности. На его основе создаются пьесы, художественные фильмы, мюзиклы, балеты и симфонии. В этом заключается актуальность нашего исследования.
Несмотря на огромный интерес к роману в нем остается много неисследованного, непонятного и таинственного. Его можно назвать как бытовым романом, потому что в нем прекрасно представлен быт Москвы 30-х готов, так и фантастическим, и любовным, и философским, и сатирическим. Все эти жанры, несомненно, предполагают богатство художественно-выразительных средств.
Цель нашей работы – рассмотреть роль и специфику использования эпитетов при создании образа Маргариты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть художественный текст как текст особого типа
2.Раскрыть понятие художественного образа
3. Рассмотреть способы и специфику использования эпитетов в художественном тексте
4.Раскрыть особенности творчества Михаила Булгакова
4.Проследить роль и специфику использования эпитетов при создании образа Маргариты в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Объект нашего исследования – художественный текст романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Предмет нашего исследования – использование эпитетов в создании образа Маргариты в тексте романа.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в работах по исследованию художественного текста, в докладах, рефератах по истории русской литературы ХХ века и творчеству М.А. Булгакова. Исследованные материалы могут представлять интерес для лингвистов, литературоведов и культурологов.
Методами нашего исследования являются:
• анализ методической и исследовательской литературы по данному вопросу
• контекстуальный анализ художественного текста как особого вида текста
• Структура нашего исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лингвистика последних десятилетий проявляет особое внимание к проблематике картины мира художника слова, к вопросам его индивидуального стиля. Творческая индивидуальность писателя находит отражение в представленных в его произведения речевых средствах, в том числе в используемых им образных средствах языка. Именно образная система наглядно отражает эстетические, философские и иные воззрения автора.
Художественный текст принадлежит к одному из самых трудных для изучения объектов. Он обладает наиболее богатой внутренней структурой, которая практически не подлежит классифицированию и упорядочению.
Одной из отличительных особенностей художественного текста является его образность. Еще античные философы раскрыли двуплановость понятия «образ». С одной стороны, это облик предмета, а с другой – его сущность, идея. В отличие от античных философов новоевропейская эстетика, рассматривая понятие «образ», выдвигает на первый план не подражательный аспект, а продуктивный, связанный с творческой активностью художника.
Образность художественного текста связана с одной из важнейших текстовых категорий – художественной выразительностью текста. Она воздействует на чувства и эмоции читателя, тем самым обеспечивая более глубокое понимание содержания художественного произведения, создает художественный образ. Эпитет является одним из самых часто употребляемых художественно-выразительных средств для создания образа. Также эпитет выполняет в тексте эстетическую функцию, заставляя читателя сопереживать описываемому.
В процессе исследования литературных текстов XIX-XX веков, можно установить, что концептуализация действительности в сознании героя определяется не только его интеллектуальной, но и эмоциональной деятельностью.
В произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы проследили специфику использования эпитетов в создании образа Маргариты, увидели, что роль эпитета очень велика, а многообразие видов соответствует смысловому и эмоциональному контексту.
В процессе анализа романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» мы убедились, что автор редко использует только один способ репрезентации образа, предпочитая синтез двух разных способов репрезентации, а также добавляя авторские приемы, которые свойственны только этому произведению и делают его неповторимым.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

1.1.Художественный текст как текст особого типа

Текст является предметом интереса ученых различных областей: филологов, лингвистов, литераторов, историков и др. К. С. Шиляев утверждает, что в современном мире происходит «текстоцентризм» [Шиляев, 2014, 12] всего гуманитарного знания в целом. Н. Ф. Алефиренко называет текст «исходной данностью любой гуманитарной дисциплины» [Алифиренко, 2012, 5-6].
Впервые заговорил об анализе фрагмента речи длиною более одного предложения З. Харрис в 1952 году. В конце 60-х годов в США и Европе уже появляются первые исследования текста, направленные на выявление его структуры и составление типологии.
В период с 1972 по 1989 г. выходит несколько основополагающих работ, посвященных анализу текста. Сегодня мы имеем довольно большой круг исследований, посвященных изучению текста и механизмов его образования. Признаками и характеристиками текста занимались И. Р. Гальперин, Н.Н. Николина, Л. А. Новиков; лексике и грамматике как отдельным структурным элементам текста посвящали свои труды Н. С. Болотнова, А.Е. Супрун, З. Я. Тураева, О. И. Москальская и Е. А. Реферовская. Проблемы образа автора и читателя затрагивали Н.С. Валгина, а взаимоотношения текста и инертекста интересовали О. А. Бурукину, Н.А. Кузьмину, В. Е. Чернявскую. Учеными создаются модели восприятия и создания текста, а также неоднократно предпринимаются попытки систематизации подходов к его исследованию (Л. Г. Бабенко, Ю. Н. Земская, А. А. Кибрик, Е. А. Селиванова, Н. В. Панченко и др.).
Что же такое текст? Существует уже ставшее классическим определение И. Р. Гальперина: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981, 18].
К.С. Шиляев рассматривает текст не только как готовое произведение речи, но и как динамическую единицу в плане порождения, образования и понимания текста.
Само происхождение термина «текст» (от латинского textus – ткань, сплетение) говорит о том, что каждый текст – это объединение по смыслу ряда знаковых единиц, обладающих определенными признаками:
• структурно-содержательная цельность
• смысловое единство
• наличие основной темы и мысли
• авторство
• точная адресность
• принадлежность к определенному стилю речи (в зависимости от цели произнесения текста и ситуации, в которой он создается) [Тураева 1986, 99].
Все типы текстов различаются жесткостью требований к логической жесткости в них и языковому оформлению. Это напрямую зависит от стиля, жанра и объема текста. Максимальным единством, лаконичностью и точностью формулировок обладают произведения малых жанров. Более сложной, расчлененной и многоуровневой структурой обладают художественные произведения, а также научные работы. Подчиненные единому замыслу, они имеют несколько отдельных линий и тем, выделенных в тома, части, разделы, главы и параграфы. Части научных трудов связаны между собой логически, в то время как в художественной литературе такая мотивировка может быть менее отчетливой по причине многообразия сюжетных и композиционных возможностей, а также личностных особенностей самого автора.
Наибольшая творческая свобода наблюдается в художественных текстах, но и они имеют ограничения, «связанные родом литературы, жанром, влиянием художественных традиций, эстетическими вкусами эпохи» [Гальперин, 1981, 88].
Для связи предложений в тексте существуют особые приемы и средства, самыми важными из которых можно назвать единство темы и логику в последовательности построения, что является проявлением смысловой структурной организованности текста.
Одним из важнейших признаков текста является также стилистическое единство. Оно проявляется в особенностях лексики, фразеологии, фонетики, синтаксических конструкциях. Стили различаются как возможностью или невозможностью употребления тех или иных элементов и конструкций, так и их частотными соотношениями.
Ю.М. Лотман пишет: «знаковая природа художественного текста двойственна: с одной стороны, текст прикидывается самой реальностью, прикидывается имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора, вещью среди вещей реального мира. С другой, он постоянно напоминает, что он — чье-то создание и нечто значит» [Лотман, 1994, 18].
Пространство текста Лотман анализирует как модель мира, созданного автором. Этот мир имеет свою политику, свою культуру, религию. Лотман выделяет точечное, линеарное, плоскостное и объемное пространство художественного произведения. В качестве примера линеарного пространства исследователь приводит образ дороги либо запрет на движение в том направлении, где пространство ограничено, что значит «сойти с пути».
Художественный текст – это текст, опирающийся на образное отражение мира. Он существует для комплексной передачи информации разного вида:
•интеллектуальной
•эмоциональной
•эстетической
Очень важным свойством художественного текста является его эмоциональной воздействие на читателя. Это позволяет определить цель создания текста, которая, собственно, и заключается в воздействии.
Сообщение простых фактов — это всего лишь средство воздействия на читателя. Функция воздействия в художественном тексте не является самодостаточной, она ориентирована на формирование отношения — как эмоционального, так и рассудочного — к каким-то явлениям, фактам, событиям. В большинстве случаев автор ставит перед собой задачу не просто заставить читателя плакать или смеяться, а плакать или смеяться по определенному поводу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы