Медиакоммуникации, журналистика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Роль и место СМИ в освещении актуального искусства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1.
Культурологическое исследование «актуального искусства». 6

1.1.   Ретроспективный
анализ понятия «актуальное искусство»
. 6

1.2.   Влияние исторических,
социокультурных и политических процессов на развитие актуального искусства в
современной России
. 13

Глава 2. Специфика освещения
актуального искусства в российском медиапространстве
  17

2.1. Характеристика российского
медиапространства
. 17

2.2. Освещение актуального искусства
в государственных и частных СМИ
.. 22

2.3. Гуманистическое отношение СМИ к
художникам акционистам
. 27

Заключение. 33

Список
литературы
  35
  

Введение:

 

Актуальность исследования. Искусствоведческие
проблемы в современном обществе становятся объектом активного обсуждения в СМИ
в связи с их значимостью для социума в целом. СМИ во многом демонстрируют не
только саму проблему, но также ставят вопрос и о том, насколько несовершенны
этические и морально-нравственные устои современного общества, знание
законодательства и осознание самого факта акта творения.

Одним из актуальных вопросов современного
общества является объективность отражения средствами массовой информации актуального
искусства и искусства в целом. Информирование суть трансляция знаний,
используемых как основа для социального действия, и, оно как следствие,
выступает источником упорядоченности социальной системы.

В СМИ существуют и отдельные виды, которые
ставят перед собой доминирующей целью создание прецедента рассмотрения и
изучения искусства, создание общественного резонанса. При этом общественный
резонанс СМИ реализуется в контексте изучения особенностей языка как части
культуры, а также является средством формирования собственных рейтингов,
привлечения внимания в рамках конкуренции с другими СМИ. Подобная модель
преимущественно действует в многочисленных СМИ. Их сюжеты развиваются по
принципу поиска нетипичной ситуации и развития особенностей развития искусства.

Современными специалистами, занимавшимися
изучением социальных проблем, отмечается доминирующее влияние СМИ на
формирование мнения населения. При этом степень влияния СМИ усиливается в связи
с тем, что развиваются коммуникативные каналы, позволяющие обеспечить обратную
связь. В связи с этим СМИ не только формируют общественное мнение, но также и
реагируют на отклик, трансформируя информационные потоки согласно интересам и
требованиям потребителя. На фоне этого проблемы искусства становятся не просто
отражением общественной нестабильности, но и средством PR для конкретных СМИ.
Данная проблема проявляется все более явно, однако ее изучение на современном
этапе ограничено только рамками общей теории. В связи с этим тему исследования,
можно, определить, как актуальную.

В ходе изучения заявленной темы был
привлечен широкий круг научных работ, составивших методологическую базу
исследования. Среди них труды следующих авторов: Белла Д., Бурдье П., Хидценса
Э., Моля А., Ноэль-Нойман Э., Хабермаса Ю.и других.

В числе работ российских и западных
теоретиков по проблемам гражданского общества рассмотрены труды Апресяна Р.Г.,
Викпока В.В., Волкова В., Гаджиева К.С., Гелнера Э., Голенковой З.Т.,
Дилигенского Г.Г., Левады Ю.А., Либоракиной М., Романенко Л.М, Сунгурова А. и
др.

Автор также опирался и на труды
исследователей журналистики и массовой коммуникации, в частности по проблемам
взаимоотношений СМИ и общества: Верховской А.И., Викуловой Л.Г., Грушина Б.А.,
Дзялошинского И.М., Дридзе Т.М., Дубина Б.В., Засурского Я.Н., Коновченко С.В.,
Корконосенко С.Г., Лазутиной Г.В., Миллера Э.Д., Прохорова Е.П., Силкина В.В.,
Токаровского Г.Д., Фомичевой И.Д., Шарунова А И., Шаркова Ф.И.и др.

Объектом изучения — СМИ как информационный
канал.

Предмет изучения – информирование общества
о состоянии актуального искусства.

Цель данной работы — анализ СМИ как канала
информирования общества об актуальных проблемах искусства

Исходя­ из цели, ставятся следующие
задачи:

определить специфику актуального искусства;

рассмотреть особенности реализации
актуального искусства;

выявить специфику СМИ в распространении
актуального искусства;

изучить подходы к отражению актуального
искусства в СМИ;

Теоретико-методологическую основу
исследования составляют труды российских и зарубежных политологов, историков,
философов и социологов, медиа-экспертов, посвященные изучению СМИ как канала
информирования об актуальных проблемах актуального искусства.

Методологическая основа исследования
строиться на строгих научных принципах, методах и подходов. В работе соблюдены
принципы объективности подачи материала, историзма и научной объективности, а
также системности. В исследовании были использованы компаративистский
(сравнительный), социологический, исторический, а также институциональный.

Кроме того, автору помогли методы
контент-анализа, которые были использованы при исследовании СМИ как канала
информирования­ об актуальных социальных проблемах общества, а также
включенного наблюдения, анализа статистических данных и моделирования и др.

Теоретическая и практическая значимость
исследования. Выводы, полученные автором в рамках настоящего исследования,
показывают реальную роль современных СМИ, как канала информирования об
актуальных проблемах искусства.

Глубокий анализ СМИ, как канала
информирования об актуальных социальных проблемах общества может послужить
эмпирической базой для подобных исследований в рамках широких
политико-социологических проектов.

Структура работы. Исследовательская работа
состоит из введения, заключения, двух разделов и списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Действенность и эффективность публикаций
об актуальном состоянии искусства так же зависит от ряда сопутствующих
факторов, к которым относятся такие составляющие, как сюжет, жанр и манера
изложения информации. Специалисты, занимающиеся изучением отражения актуального
искусства в СМИ, отмечают, что наиболее интересными для общества жанрами
являются репортажи, интервью, журналистские расследования. Адресата привлекает
живое общение и реальные факты, красочно иллюстрирующие окружающую
действительность. В связи с этим в современном обществе широкую популярность
приобретают различного рода шоу, которые отражают социальные проблемы в
аудиовизуальном формате и на примере конкретных жизненных ситуаций.

Таким образом, проблематика современного
искусства в контексте журналистики рассматривает ряд значимых социальных
проблем и ставит перед собой задачу их освещения, решения, воздействия на
читателя с целью сформировать общественное мнение относительно того или иного
социального явления и проблемы. Проблемы и их решение в СМИ рассматриваются
неоднозначно и зависят от той концепции, которой придерживается информационный
канал. При этом наиболее популярными становятся СМИ, которые ориентированы на
развлекательный аспект и отражают социальные проблемы в рамках освещения
конкретных жизненных сценариев и особенно реальных практик.

Современная продукция СМК часто является важнейшим
инструментом управления, а также формирования позитивного общественного мнения.
Главным аспектом в данном процессе, прежде всего, является процесс управления
информацией, направленный на достижение определенной цели. При формировании
отношения к событию уважаемое СМИ имеет огромные возможности, преподнося его в
таком ракурсе, в котором выгодно. В связи с этим практически однозначное
событие может быть истолковано в различном ключе.

Основополагающей особенностью функционирования СМИ, как
составляющих СМК, является тот факт, что на современном этапе они во многом
ориентированы не на повышение качества или количества информации, а на
повышение уровня заработка. Например, являясь изданиями частными газеты и
журналы в своем развитии следуют законам бизнеса, ориентируясь на привлечение
дополнительных средств прибыли помимо продажи тиражей. Одним из подобных
средств является реклама. Реклама занимает страницы изданий все чаще и все
больше. Она занимает наиболее выгодные позиции, встроена в­ тексты практически
на каждой странице. При этом реклама так же является информацией и
ориентирована на конкретные целевые группы в рамках коммуникаций.

Так же необходимо отметить и кризисные явления, которые
оказывают влияние на современные СМК и особенно СМИ, как их значимую
составляющую. Как отмечают аналитики, современный медиарынок не стабилен,
серьезное влияние на него оказывают экономические процессы. Неблагоприятные
прогнозы относительно развития медиарынка появляются с 2010 года с усилением
процессов финансового кризиса, а также и переориентированностью потребителя от
одних групп СМИ к другим. Одним из наиболее проблемных секторов были названы печатные
издания, и к началу 2015 года аналитиками указывалось, что доля этого рынка
сократится в среднем на 40% (по словам заместителя министра связи и массовых
коммуникаций РФ Алексея Волина).

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Культурологическое исследование
«актуального искусства».

 

1.1.         
Ретроспективный анализ понятия «актуальное искусство»

 

Многие искусствоведы сходятся во мнении, что
понятие «актуальное искусство» зародилось на рубеже 60-70-х годов
XX
века. Актуальное искусство представляет собой совокупность новаторских
художественных практик, созданных в конце
XX
века и получивших свое развитие в
XXI веке.

Большинство произведений искусства, созданных до XX
века опирались на две основные ценности – самобытность и эстетизм.

Считается,
что смену вектора в развитии мирового искусства спровоцировало появление
модернизма, главной причиной зарождения которого считают ориентацию на
преодоление закостенелых традиционных взглядов на искусство, а также стремление
к новизне. Большинство художественных направлений эпохи модернизма (к примеру,
импрессионизм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм) стремились к общей идее
– разрушить прежние ценности. Художественный протест был направлен против
обывательского представления об эстетике, постоянного ретранслирования уже
прискучивших художественных форм прошлого и зависимости искусства от вкусов и
потребностей большинства. Однако идея отказа от существующих традиций переросла
свою изначальную цель. От перестройки художественных форм автор приходит к
социальному и политическому протесту.

Главенствующим
постулатом формирования модернистического искусства становится принцип
отрицания. Первые попытки изменения существующих традиций были предприняты
абстракционистами. Предметом отрицания европейских авангардных течений стала
художественная форма произведений прошлого. Василий Кандинский называл
абстракционизм «искусством свободы», апеллируя тем, что давая свободу
неосознанному и хаотичному, абстракционизм как бы освобождает искусство от
существующих догм.

Принцип
отрицания получил свое дальнейшее развитие с появлением футуризма. В футуризме
отрицание существовавшей ранее художественной формы трансформировалось в
идейный отказ от наследия прежнего искусства. Появились манифесты, в которых
художники и писатели провозглашали эстетику разрушения, как «омолаживающую силу
одряхлевшего мира». «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о славном
прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка,
чтобы не проник свежий воздух» — пишет в своем «Манифесте футуризма»
основоположник направления Филиппо Томаззо Маринетти. Художники призывали к
разрушению галерей и музеев, дабы избавить мир от наследия прошлого. По мнению
футуристов: «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью»[1].

В России
клуб футуристов был создан Д.Бурлюком и носил название «Гилея». 18 декабря 1918
года под авторством Маяковского, Бурлюка, Крученых был издан манифест «Пощёчина
общественному вкусу», где футуристы предлагали скинуть с «парохода
современности» мировую классику.

Еще один
революционный взгляд на ретранслирование окружающего мира в художественную
форму — это так называемая «эстетика безобразия». Примером может служить
картина Пабло Пикассо «Герника», написанная в мае 1937 года. «Герника»,
исполненная в манере кубизма, стала публичным протестом художника против
бомбардировки нацистами города Герники во время гражданской войны в Испании.
Чтобы реальнее отразить ужасы войны, Пикассо, в достаточно грубой технике,
представил на полотне хаос, состоящий из множества ломаных линий и форм. Образы
персонажей на картине как бы искажены под влиянием насилия и страха. Рваная
композиция, построенная на контрасте света и тени, стала демонстрацией увечья.

«Эстетика
безобразия» интересна не столько в качестве формы изображения реальности,
сколько в качестве способа отражения существующих в обществе социальных и
политических проблем.

Следующим
революционным жестом в искусстве стал уход от ремесленного принципа работы
художника. Развитие категории художника от ремесленника к автору с «активной
волей» можно проследить на примере одного из самых эпатажных направлений в
искусстве ХХ века – дадаизма, зародившегося во время Первой мировой войны в
Швейцарии и развивавшегося как «антиискусство».

Дадаизм
возник как протест против традиционных культурных и моральных принципов. Он
отвергал академическое искусство, а также стал ответом политическим событиям
того времени. Постулаты дадаистов были следующими: «Дадаист является наиболее
свободным человеком на земном шаре», «Наиболее приемлемая система – не иметь
никакой системы».

Дадаизм –
своеобразный бунт тех, кто столкнулся с ужасом войны и ее социальных
последствий. У дадаистов не было четко-сконструированного художественного
стиля. В попытке эпатировать общество, они бросались из одной крайности в
другую. От Цюриха до Кёльна все выступления дадаистов были ориентированы на
привлечение к себе внимания и провоцирование скандалов. Они старались вызывать
общественное недовольство, заставить широкую буржуазную публику разочароваться
в ее традиционном отношении к искусству.



[1]Маринетти Ф. Манифест футуризма// http://futurismrus.narod.ru/firstman.htm 22.05.2013

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы