Курсовая с практикой на тему Роль и место малого бизнеса в экономике России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Зарубежный опыт стимулирования малого и среднего бизнеса 4
1.1. Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики 4
1.2. Опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса в странах ЕС 7
2. Возможности использования зарубежного опыта в развитии малого и среднего бизнеса РФ 12
2.1. Состояние малого бизнеса и его поддержка в РФ 12
2.2. Проблемы малого и среднего бизнеса в РФ 16
2.3. Направления использования зарубежного опыта 24
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 37
Введение:
В основе любого развитого государства, кроме крупных корпораций, также находится малый бизнес, который является гибкой, массовой и динамичной формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые выступают питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как деньгами, так и различными льготами в сфере налоговой политики. Таким образом, в отличие от России, в США, Японии, странах ЕС вклад малого бизнеса в экономику страны весьма значителен. В тоже время предприятия малого бизнеса обеспечивают занятость для большинства трудоспособного населения (более 50%), в то время как в России сектор малого предпринимательства предоставляет рабочие места всего лишь 22%. На основании этих данных заметно существенное отставание сектора малого и среднего бизнеса России от экономически развитых стран, что говорит о необходимости его развития и поддержки.
Цель исследования – выявление направлений поддержки малого бизнеса.
Задачи исследования:
• определить роль малого бизнеса в развитии экономики;
• изучить опыт поддержки и развития малого бизнеса в странах ЕС;
• проанализировать состояние малого бизнеса и его поддержку в РФ;
• выявить проблемы малого бизнеса в РФ;
• представить направления использования зарубежного опыта.
Объект исследования – положение малого бизнеса в РФ.
Предмет исследования – отечественный и зарубежный опыт поддержки и развития малого бизнеса.
Теоретической базой исследования являются статьи, книги, интернет-статьи по вопросам развития малого бизнеса.
Заключение:
Одним из структурных сегментов национальных экономик является малый и средний бизнес (МСБ или МСП). В международной практике интервал значения доли внутреннего валового продукта приходящегося на сегмент МСБ в экономически развитых странах варьируется от 40% до 60%. Этот сегмент экономики обеспечивает рабочие места, устойчивое развитие рынка услуг для населения, является одним из факторов формирования среднего класса.
Развитие малого и среднего бизнеса является одним из направлений стратегии развития Россий во всех принимаемых документах концепций развития страны, в частности в «Указе Президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 г.» определены ключевые направления развития страны на следующие шесть лет.
Поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется во всех национальных экономиках. Игнорирование этого механизма ведет не только к потере темпов экономического развития, постепенному нарастанию кризисных моментов, но может впоследствии привести к возникновению экономической сингулярности. В развитии малого и среднего предпринимательства следует выделить ряд проблем:
1. Снижение занятости населения в секторе малого и среднего бизнеса, несмотря на общий рост числа предприятий.
2. Высокие процентные ставки по кредитным займам.
3. Недостаточное использование мер государственной поддержки.
4. Высокая налоговая нагрузка.
5. Высокий уровень контроля со стороны ведомств.
6. Завышенные тарифы на услуги инфраструктурных монополий.
7. Развитие процессов централизации и концентрации капитала, что приводит к поглощению малых предприятий и в результате — формированию олигархических структур.
8. Падение платежеспособного спроса.
В сложившейся экономической ситуации совершенно очевидным является тот факт, что для формирования мощного частного экономического сектора необходимо проведение масштабной государственной политики, включающей следующие направления:
— Создание мощного, автономного и самое главное эффективного государственного органа, цель которого не столько в непосредственной помощи МСП, сколько в привлечении ресурсной составляющей: региональных властей, федеральных властей, частных компаний, реализация государственных заказов и т. д.
— Создание профильных учреждений, которые будут специализироваться на подготовке и переподготовки квалифицированных кадров для МСП.
— Возможность поддержки малых и средних предприятий при выходе на международный рынок, также содействовать развитию продуктов и услуг, на которых специализируется то или иное предприятие.
— Давать возможность стартапам «адаптационный» период для входа и закрепления на рынке.
— Льготное кредитование и страхование субъектов МСП.
Проанализировав зарубежный и отечественный опыт развития малого и среднего предпринимательства, нужно отметить, что Россия обладает огромным потенциалом в развитии МСП, однако для этого требуется пересмотреть действующую экономическую политику, применив подобные или заимствовать существующие меры реализации поддержки у зарубежных стран. В любом случае, малые предприятия являются неотъемлемой частью современной экономики, к преимуществам которых можно отнести: гибкость в принятии экстренных решений, быстрая адаптация к условиям рынка по сравнению с крупными предприятиями, относительно невысокие расходы на реализацию деятельности, существенное отличие в объеме первоначального капитала, более высокая оборачиваемость собственного капитала.
Фрагмент текста работы:
1. Зарубежный опыт стимулирования малого и среднего бизнеса
1.1. Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики
Малые и средние предприятия выполняют очень важную роль в финансовой системе – способствуют борьбе с безработицей за счет создания новых рабочих мест, формированию нормальной конкурентной среды. Они в большей степени способны реагировать на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность. Без предпринимательства невозможно себе представить эффективное устойчивое функционирование и динамичное развитие современной экономики. По уровню развития предпринимательства судят о способности страны приспосабливаться к постоянно изменяющейся обстановке .
Роль малого и среднего бизнеса велика не только количественно, но и функционально, то есть по тем задачам, которые они решают в экономике. К классическим для развитых стран задачам, решаемым малым бизнесом относятся:
– сглаживание колебаний экономической конъюнктуры, обеспечивающих особый механизм сбалансирования спроса и предложения;
– небольшие фирмы образуют своего рода фундамент, на котором вырастают более высокие «этажи» хозяйства и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В первую очередь это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний;
– лишь малые предприятия готовы использовать любую возможность для бизнеса. Так, специализированное производство выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Венчурный (рисковый) капитал готов на любую сферу приложения, но лишь если успех обещает сверхвысокую прибыль.
Обычно с малым и средним бизнесом связаны надежды на инновации, на ускоренное развитие среднего класса, но именно малое и среднее предпринимательство – это реальная возможность для граждан, оставшихся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов .
Внешняя среда, в которой приходится работать организациям, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии, революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организаций реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих их успеха.
Ценовая политика – одна из действующих рычагов влияния органов власти и управления на предпринимательскую деятельность. Выполнение всех общих принципов, рекомендаций, положений по ценообразованию, предусмотренные в законодательном и правовом порядке, является обязательным условием государственной дисциплины цен. Деятельность таких фирм выступает серьезным ограничителем произвола в монополистическом ценообразовании.
Малые и средние предприятия представляют значительную силу, способную воздействовать на общую структуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны малых и средних предприятий, крупным достаточно было бы заключить между собой взаимовыгодные соглашения. Никто не мешал бы им совместно повышать цены, сохранять несовершенные технологии и так далее. Всему этому препятствует малый и средний бизнес, эффективно сдерживая свойственную гигантам тенденцию к застою.