Курсовая с практикой Гуманитарные науки Международные отношения

Курсовая с практикой на тему Роль и место Центральной Азии во внешней политике РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ» 6
1.1 Экономико-политические преобразования стран ЦАР в течение 20 -21 вв 6
1.2 Современные концепции регионального развития и международных отношений 11
1.3. Основные проблемы обеспечения общемировой безопасности с учетом роли стран ЦАР……………………………………………………………………………………………………….19
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СТРАНАМИ ЦАР 23
2.1 Многосторонние инструменты сотрудничества РФ с государствами центральноазиатского региона 23
2.2 Регулирование трудовой миграции из стран ЦАР в РФ 27
2.3 Экономическое сотрудничество 29
ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ СТРАН ЦАР И РФ 34
3.1 Политико-экономические процессы развития ЦАР и влияние на них внешней политики РФ 34
3.2 Перспективы сотрудничества России со странами ЦАР 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованных источников и литературы 43

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Для современных международных отношений характерны сложность и многогранность процессов, рост конкуренции и взаимозависимости государств, обострение геополитической борьбы в условиях глобализации. Ведущие державы мира сталкиваются в борьбе за влияние в различных регионах мира, в том числе в Центральной Азии.
С образованием независимых государств центральноазиатский регион превратился в зону борьбы ведущих центров силы современного мира. В Центральной Азии сталкиваются интересы России, Китая, США, Европейского Союза, а также таких стран, как Турция, Иран, Индия, Пакистан, Южная Корея, Япония, и др.
Наряду с этим, сами центральноазиатские страны являются активными субъектами международных отношений, определяющие свои национальные интересы и отстаивающие их в условиях своего относительно небольшого опыта реализации внешней политики и довольно интенсивной региональной геополитической динамики.
Центральная Азия представляет собой традиционную зону влияния России. Начиная со второй половины 19 века и вплоть до распада Советского Союза регион являлся частью российского государства. После образования независимых государств Российская Федерация оставалась ведущим внешним «игроком» в Центральной Азии. В этой связи анализ роли и места региона во внешней политике России представляется, безусловно, актуальной задачей.
Степень изученности. Сотрудничество России со странами Центральной Азии изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. В частности, можно выделить работы И. Сафранчука, А. Кадомцева, А. Торина и др. В них рассматриваются те или иные аспекты сотрудничества России с ЦАР. В работе В. Парамонова анализируется взаимодействие в сфере безопасности . Также, тенденции и перспективы сотрудничества анализируются аналитическими центрами России .
Вместе с тем, имеется острая нехватка работ, рассматривающих Центральную Азию во внешней политике России начиная с 1990-х годов.
Объектом исследования является Центральная Азия, предметом – роль и место центральноазиатского региона во внешней политике России.
Целью работы является анализ роли и места Центральной Азии во внешней политике Российской Федерации.
К числу задач исследования относятся следующие:
— рассмотреть экономико-политические преобразования стран ЦАР в течение 20 -21 вв.;
— охарактеризовать современные концепции регионального развития и международных отношений;
— проанализировать основные проблемы обеспечения общемировой безопасности с учетом роли стран ЦАР;
— определить многосторонние инструменты сотрудничества РФ с государствами центральноазиатского региона;
— рассмотреть особенности регулирования трудовой миграции из стран ЦАР в РФ;
— проанализировать экономическое сотрудничество РФ и ЦАР;
— охарактеризовать политико-экономические процессы развития ЦАР и влияние на них внешней политики РФ;
— выявить перспективы сотрудничества России со странами ЦАР.
Характеристика источниковой базы. Источниками исследования послужили основополагающие документы по внешней политике России, многостороннему и двустороннему сотрудничеству со странами Центральной Азии.
Хронологические рамки работы. Исследование охватывает период с 1991 года по настоящее время.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав и восьми параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Россия сыграла важную роль в новой и новейшей истории республик Центральной Азии. В 20 веке первоначально Российская империя, а затем Советский Союз осуществили комплексную модернизацию социально-политической и экономической жизни региона. К моменту распада СССР центральноазиатские республики, хотя и пребывали в состоянии системного кризиса, вызванного центробежными тенденциями в Советском Союзе, располагали относительно развитой сельскохозяйственной и промышленной базой. В первую очередь, следует отметить здесь Казахстан и Узбекистан.
Прошедшие почти три десятилетия независимого существования показали, что эти страны с разным уровнем успешности смогли преодолеть стоящие перед ними проблемы. Однако ни одна из них не смогла преодолеть разрывы между развитыми и развивающимися странами, и все они заняли свое место в ряду типичных государств с развивающейся экономикой и ограниченным влиянием на процессы, происходящие за пределами Центральной Азии.
После распада СССР Россия смогла сформировать многосторонние инструменты сотрудничества, охватывающие и республики Центральной Азии. К ним относятся, в первую очередь, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС. Также следует выделить ШОС, которую отличает более широкий круг участников, таких как Китай, Индия и Пакистан.
Одним из ключевых факторов взаимозависимости России и центральноазиатских республик является трудовая миграция. Доходы от нее составляют важную часть валютных поступлений в Узбекистан, Таджикистан, Кыргызскую Республику. Фактор трудовой миграции используется Россией и в качестве политического инструмента, прежде всего, для вовлечения центральноазиатских республик в Евразийский экономический союз.
Экономическое сотрудничество России с государствами Центральной Азии находится на относительно высоком уровне. Российская Федерация традиционно является ведущим торгово-экономическим партнером центральноазиатских республик. В то же время, экономики этих государств относительно невелики по объему, поэтому они не входят в число ведущих торговых партнеров Российской Федерации. Подобная асимметрия свидетельствует о зависимости центральноазиатских государств от России.
Россия и республики Центральной Азии тесно связаны друг с другом в политическом плане. Регулярные встречи в двустороннем и многостороннем формате, схожие позиции по большинству международных проблем, в том числе и по угрозам региональной безопасности Центральной Азии, содействуют политическому сближению. В отличие от Южного Кавказа или постсоветской Восточной Европы, в Центральной Азии нет государств, находящихся в состоянии конфронтации с Москвой.
В перспективе Россия останется ведущим внешним актором в Центральной Азии. В ее пользу работает наличие системы международных организаций, в которых она играет ведущую роль, в том числе военно-политической и экономической структур, которые, в отличие от проектов 1990-х годов, на практике оказались существенно более эффективными. Относительная геополитическая изоляция региона создает благоприятные условия для сохранения текущих тенденций.
В то же время, в последнее десятилетие в Центральной Азии наблюдается резкое усиление влияния Китая. Если в первое десятилетие 21 века сотрудничество с центральноазиатскими республиками сконцентрировалось вокруг энергетического сектора, и посредством сети трубопроводов основные потоки энергоресурсов были перенаправлены в КНР, то с началом реализации проекта «Один пояс, один путь» экономическо сотрудничество существенно расширилось. Россия не может предложить странам региона симметричные по масштабу проекты, в связи с чем Китай постепенно занимает лидирующие позиции в экономическом секторе.
Формирующееся неформальное разделение региона на военно-политическую ответственность России и экономическую – Китая, как представляется, носит временный и неустойчивый характер. В долгосрочной перспективе вполне вероятно дальнейшее вытеснение России Китаем как с экономического поля, так и в других областях, за исключением культурно-гуманитарной сферы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ «ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ»

1.1 Экономико-политические преобразования стран ЦАР в течение 20 -21 вв.

20 век нынешние республики Центральной Азии встретили в составе Российской империи, которая проводила политику постепенного перехода туркестанского общества от феодального к капиталистическому строю. Важным положительным шагом была отмена рабства и строительство первых промышленных предприятий в регионе .
В то же время, несмотря на сохранение Бухарского эмирата и Хивинского ханства под российским протекторатом, националистические движение в регионе жестко преследовались. Ни до, ни после революции 1917 года подобные устремления мусульман Средней Азии не соответствовали интересам российского государства или европейского населения региона. Это было продемонстрировано в 1916 году, во время подавления антивоенного и антироссийского восстания, а также в период, когда красноармейские соединения разгромили недолговечное мусульманское правительство, созданное в Коканде в январе 1918 года под названием Кокандская автономия.
После революция активизировались националистические движения, которые противодействовали, с одной стороны, российскому господству, с другой – социальным изменениям, запланированным и осуществляемым советской властью. Уничтожив Хивинское ханство в 1919 году и Бухарский эмират в 1920 году, местные подразделения Красной Армии оказались втянуты в затяжную борьбу с басмачами, действовавшими преимущественно в горах в восточной части бывшего Бухарского ханства и Ферганской долине. Только после 1925 года наметился перелом в пользу Советской власти.
После этого Средняя Азия все больше интегрировалась в советскую систему посредством внедрения плановой экономики и улучшения коммуникаций, через коммунистические институциональные и идеологические рамки контроля, а также обязательную службу в Красной Армии. Экономика региона стала принимать все более ориентированные на центр формы. Традиционная религия, ценности и культура подавлялись, но в таких областях, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение жители региона явно выиграли.
После длительного периода проб и ошибок Москва пришла к решению создания в регионе пяти советских социалистических республик: Казахская ССР в 1936 году, Киргизская ССР в 1936 году, Таджикская ССР в 1929 году, Туркменская ССР в 1924 году и Узбекская ССР в 1924 году.
Как представляется, план состоял в том, чтобы превратить пять новых республик под пристальным наблюдением и твердой опекой со стороны Москвы в автономные образования, что предотвратило бы появление «туркестанской» национальной идентичности и таких сопутствующих идеологий, как пантюркизм или панисламизм.
Как следствие, казахи, чье вхождение в состав Российской империи происходило постепенно, начиная с 18 века, воспринимались как совершенно отдельные от узбеков к югу от Сырдарьи, территории которых были аннексированы в середине 19-го века. Будучи носителями иранского языка, таджиков можно было четко отличить от их тюрко-говорящих соседей, в то время как кочевые туркмены сильно отличались от оседлых узбеков. Аналогичным образом, киргизы Иссык-Кульской области (которых русские в царские времена называли «каракиргизы», применяя к казахам название «киргизы»), были объявлены отличными от своих казахских соседей.
В Средней Азии происходили те же изменения, что и в центральной части России. В 1928 году земля была насильственно коллективизирована в колхозы и совхозы. Это вызвало некоторое возрождение басмаческого движения.
В общественно-культурной сфере важнейшим событием стало так называемое «освобождение женщин Востока», отказ от религиозных традиций ношения одежды, изменившее социальный облик женщин Средней Азии и понимания роли женщины в обществе.
В целом ислам, традиционная религия региона, стал в 1920-х годах центром антирелигиозных движений. Большинство мечетей были закрыты, а религиозные школы стали антирелигиозными музеями.
Важным позитивным событием стала фактическая ликвидация неграмотности даже в сельской местности. Лишь небольшой процент населения был грамотным до 1917 года; этот процент увеличился почти до 100 процентов при Советах.
Во время Великой Отечественной войны многие отрасли промышленности были переведены в Среднюю Азию из более уязвимых мест в западных регионах СССР. Их сопровождало большое количество русского населения и других национальностей, которые были эвакуированы из районов, прилегающих к фронту. Поскольку во Второй мировой войне сражалось много мужчин, женщины и даже дети стали играть более заметную роль в экономике. Некоторые местные женщины даже начали работать в промышленных отраслях, хотя население в основном оставалось сельским. Также во время войны советские власти переселяли целые этнические группы из других частей СССР, в первую очередь из Северного Кавказа, в Среднюю Азию.
Еще одним событием, связанным с землей, которое привело к противоречивым последствиям, стала инициатива, начатая в начале 1960-х годов, по значительному увеличению урожайности хлопка в республике. Это привело к чрезмерному расширению орошаемых земель и пересыханию крупнейшей реки региона Амударьи и последующей экологической катастрофе в бассейне Аральского моря.
В период правления Л. Брежнева элиты в пяти республиках, например, такие их представители, как Динмухамед Кунаев из Казахстана или Шараф Рашидов из Узбекистана, научились получать максимальные выгоды от Москвы. Обещая лояльность к Кремлю и его требованиям, они получали необходимые ресурсы, а Москва даже игнорировала усиливающуюся национализацию, происходящую внутри каждой республики. Хотя они и не были националистами в полном смысле этого слова, они поддерживали сохранение собственных кланов у власти. Работая с лояльными кадрами, Москва могла управлять растущими националистическими настроениями, которые развивались среди интеллигенции Средней Азии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы