Курсовая с практикой Иностранные языки Языкознание

Курсовая с практикой на тему Роль и место аудирования в обучении РКИ на начальном этапе.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Аудирование в обучении РКИ 5
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности 5
1.2 Особенности русского языка в аспекте фонетики 7
Глава 2. Аудирование в обучении РКИ на начальном этапе 13
2.1 Роль аудирования в обучении РКИ на начальном этапе 13
2.2 Методика преподавания аудирования на начальном этапе обучения 16
Заключение 23
Список использованной литературы 25

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Русский язык сложен в аспекте фонетики. Формирование умения аудирования является наиболее сложным и наименее изученным аспектом обучения русскому языку как иностранному. Поэтому многие студенты показывают низкие результаты в понимании русскоязычной аутентичной речи на слух. На начальном этапе обучения РКИ, мало кто из студентов может легко воспринимать аутентичную русскоязычную речь. Это приводит к некачественному освоению других видов речевой деятельности (говорение, письмо и чтение). Понимание русской речи на слух не просто важно для знания русского языка, а также расширяет возможности студентов в обучении, открывает доступ к большому выбору как аутентичных, так и адаптированных материалов, помогает максимально приблизить учащихся к атмосфере иноязычного общения. Данные возможности позволяют более эффективно соответствовать достижению основной цели обучения РКИ – формированию социальной и коммуникативной компетенции.
Особенно важно уделять должное внимание формированию навыков аудирования на начальном этапе, ведь данный этап является базовым, именно на нем формируются базовые навыки и умения, которые впоследствии будут совершенствоваться, и на основе которых будет продолжаться изучение русского языка как иностранного. Сейчас многие учат русский язык как раз больше с целью личного общения с носителями русского языка, и потому возрастает роль и место аудирования в обучении РКИ уже на начальном этапе. Данным фактом определяется актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования является аудирование как вид речевой деятельности.
Предметом исследования выступает методика формирования умения аудирования на начальном этапе обучения РКИ.
Цель исследования состоит в рассмотрении методики формирования умения аудирования на начальном этапе обучения РКИ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
2) изучить особенности русского языка в аспекте фонетики;
3) рассмотреть роль аудирования в обучении РКИ на начальном этапе;
4) описать методику аудирования на начальном этапе обучения.
Практическая значимость исследования: предложена система упражнений и критерии оценивания уровня сформированности умения аудирования.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Аудирование является одним из видов речевой деятельности и важнейшей частью обучения РКИ. Собственно, нельзя говорить о знании русского языка, есть студент не может воспринимать язык на слух. Такое умение к тому же взаимосвязано с говорением, чтением и письмом, то есть со всеми другими видами речевой деятельности.
При этом аудирование является самым сложным для обучения видом речевой деятельности. Оно включает в себя не просто прослушивание текста, но и его активное восприятие; узнавание уже знакомой лексики; выявление незнакомой лексики; вспоминание грамматических правил языка; анализ содержания текста и т.д.
Проводить занятия с включением аудирования сложно, так как студентам надо понять как отдельные слова, так и общий смысл ситуации. Поэтому нужно строго соблюдать принцип посильности. Сначала вводятся простые и понятные задания, и только потом мы переходим к сложным текстам и непонятной лексике.
Обычно для облегчения работы аудирование проводится с опорой на аудио текст. Как правило, работа с текстом состоит из трех этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.
Аудирование вводится уже на начальном этапе обучения. С самого начала педагог РКИ учит студентов слышать звучание русского языка, обращать внимание на звуки в речи. Нужно сразу же решать проблему акцента. Считается, что акцент все равно никуда не уйдет, и что эта проблема до конца не решается. Но известно, как акцент портит впечатление от речи иностранных студентов. И многое зависит от начального этапа. С самых первых уроков РКИ педагог начинает работу над предупреждением ошибок в произношении.
Важно научить студентов соотносить услышанное с ситуацией. Это позволяет развивать основы социокультурной компетенции. Сейчас в учебниках РКИ нет заданий на определение смысла ситуации, социальных позиций собеседников и т.д. Но такие задания необходимы. Поэтому при работе с текстом желательно использовать такие тексты, где есть четкая коммуникативная ситуация, которая дает представление о российской культуре общения.
На начальном этапе студентам нужно привить внимание к языку. Для этого нужно учить слышать отдельные звуки, осознавать границы слова, слышать интонацию. Это во многом вопрос внимания. С самых первых уроков РКИ учитель должен постепенно прививать ученикам культуру слушания: с особым вниманием слушать речь педагога и других студентов, выделять для себя ключевые моменты, связанные с лексикой, интонацией и произношением.
На начальном этапе студентам сложно отойти от вслушивания в звуки и понять смысл высказывания. Поэтому нужно привлекать их внимание и к смыслу текста, например, давать задание на прогнозирование его содержания.
Учащиеся должны быть активными. Аудирование – не прослушивание текста, это активный процесс восприятия смысла текста. В отношении обучения РКИ это означает, что учащиеся не только слушают звучащий текст, но и выстраивают для себя смысл высказывания.
При обучении иностранных студентов необходимо максимально использовать средства наглядности, так как они не только облегчают восприятие учебного материала, но и повышают мотивацию и облегчают запоминание.
Опираясь на достижения современной методики обучения РКИ, преподаватель может создать максимально эффективные условия для развития умения учащихся понимать звучащую иноязычную речь.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Аудирование в обучении РКИ
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование является одним из видов речевой деятельности и является необходимым к усвоению при изучении русского языка. На ранних этапах оно позволяет ознакомиться с фонетическим строем русского языка и интонацией его носителей, в частности мелодикой, ударением и ритмом.
С помощью аудирования происходит усвоение грамматического, лексического и фонетического материала. Также данный вид речевой деятельности неразрывно связан с овладением говорения, чтения и письма.
Аудирование является одним из основных и неотъемлемых составляющих общения. Ранее для обозначения данного вида речевой деятельности использовался термин «понимание речи на слух». Данный раздел был наименее развит, и обращал на себя наименьшее внимание методистов. Термин «аудирование» был введен американским психологом Брауном, а в России впервые был использован З.А. Кочкиной в 60-х годах XX века [11, с. 113].
Аудирование – это понимание воспринимаемой речи на слух. При этом осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией. Имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти [13, с. 22].
Аудирование представляет собой комплекс следующих умений: дифференцировать воспринимаемые звуки, обобщать их в смысловые группы, держать их в памяти в процессе слушания, прогнозировать и, в зависимости от ситуации и условий общения, понимать воспринимаемую речь.
Данный вид речевой деятельности играет важную роль в процессе изучения иностранного языка, в частности на начальном этапе обучения. С его помощью происходит усвоение звуковых аспектов иностранного языка, таких как его фонемный состав, интонация, мелодика, звуковая форма слов.
Так как ранее в центре внимания находились только чтение и говорение, аудирование воспринималось лишь как один из результатов тренировки данных видов речевой деятельности. Предполагалось, что ученик, который успешно воспринимает текст в письменном виде, способен усвоить его на слух с тем же результатом. Однако на данный момент все большее количество методических исследований основывается на аудировании.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы