Курсовая с практикой на тему Роль государственного регулирования экономики в современных условиях.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 6
1.1. Значение и инструменты регулирования экономики государством 6
1.2. Направления государственного и муниципального управления 11
2. Теория и практика государственного регулирования экономики 16
2.1. Элементы государственного регулирования экономики 16
2.2. Опыт регулирования экономики в разных странах 19
3. Импортозамещение как инструмент регулирования экономики РФ 26
3.1. Импортозамещение в ключевых секторах экономики России 26
3.2. Проблемы и перспективы импортозамещения в России 31
Заключение 35
Список использованных источников 37
Приложения 40
Введение:
Государственное регулирование экономики необходимо для решения важнейших проблем, обеспечивающих устойчивое развитие национальной экономики. Происхождение государства тесно связывается с развитием общественного разделения труда, которое возникло при переходе к производящей экономике. Государственное регулирование является одной из основных форм участия государства в рыночной экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития, и благосостояние населения. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.
Государство является особым экономическим субъектом, целостность и интегративность экономических функций которого (регулирующая, предпринимательская и защитная) традиционно определяются в качестве его системообразующих характеристик. Регулирование экономики как задача сверхбольшой размерности подразумевает определение направлений, объектов воздействия, четкое понимание целей и задач такого воздействия, идентификацию должных методов и требуемых инструментов. При этом в систему внешних и внутренних факторов, подлежащих анализу для определения концепции регулятивного воздействия и обеспечения эффективность воздействия такового, должны быть также включены необходимые данные и характеристики, связанные с участием государства в экономической деятельности в качестве хозяйствующего субъекта и с выполнением им защитной функции по обеспечению стабильности и безопасности национальной экономики. В подавляющем большинстве стран статус государства как регулятора экономической деятельности определяется установлениями, фиксирующими пределы его вмешательства в экономику, включающими правовые положения экономического характера об экономическом либерализме, равенстве и защите всех форм собственности, свободе предпринимательства, поддержке конкуренции, единстве экономического пространства и др. Очевидно, что каждое национальное государство на конкретный исторический период формирует собственную модель экономической деятельности, выстраивает свою экономическую тактику и стратегию регулирования экономики. При этом в некоторых случаях экономические подходы, платформы, инструменты и модули могут иметь достаточно высокий «индекс применимости», и, будучи разработанными одной страной, способны иметь не локальное, а «сквозное» значение для других стран, готовых адаптировать этот опыт.
Целью исследования является изучение отечественного и зарубежного опыта государственного регулирования экономики.
Задачи исследования:
охарактеризовать значение регулирования экономики государством;
описать модели государственного регулирования экономики;
изучить модели регулирования экономики в разных странах;
изучить политику импортозамещения в РФ.
Объект исследования – государственные инструменты регулирования экономики.
Предмет исследования – модели государственного регулирования экономики.
Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями, интернет-источниками по вопросам государственного регулирования экономики.
При написании работы использовались методы систематизации и обобщения, горизонтальный и вертикальный анализ.
Новизна исследования состоит в оценке проблем государственного регулирования экономики РФ в условиях санкций 2022г.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Главным результатом проведения исследования методологических подходов к сущности ГРЭ явилось: выявление необходимости расширения границ сложившихся представлений об особенностях ГРЭ с точки зрения учѐта факторов, формирующих благоприятные условия для экономической деятельности населения, усиления влияния глобальных процессов на развитие системы ГРЭ; выделение процесса оптимизации экономической среды в качестве движущей силы ГРЭ, определяющей необходимость синергии экономической стратегии, экономического проектирования и экономической политики; понимание необходимости разработки новой методологии ГРЭ, идейный замысел которой должен быть положен в основу структурной организации концептуальной модели ГРЭ, функционирующей на основе взаимодействия государственной, регуляторной и социальной политики.
Выводы, полученные в результате исследования, позволили обосновать новую методологию формирования концептуальной модели ГРЭ, включающую аргументацию еѐ структурных элементов – государственной, регуляторной и социальной политики, — взаимодействие которых лежит в основе совместного воздействия на экономику экономической стратегии, экономического проектирования и экономической политики, и обеспечивает требуемый двуединый результат – баланс государства и рынка и экономическое развитие.
Обоснование взглядов, понятий и идей, изложенных в новой методологии ГРЭ, позволило разработать соответствующую логическую системную модель, включающую в себя экономическую стратегию, экономическое проектирование и экономическую политику, которые функционируют на основе определѐнных принципов, функций и методов. Так, в концептуальной модели ГРЭ роль принципиальной основы играет экономическая стратегия, функциональной основы – экономическое проектирование и методической – экономическая политика. Возможность их взаимодействия и совместного функционирования обусловлена действием движущей силы ГРЭ – оптимизации экономической среды, а логика функционирования – экономической стратегией.
Проблема импортозамещения приобрела особую актуальность после
применения в 2014 году экономических санкций в отношении России. Это дало толчок мобилизации внутренних возможностей и резервов для обеспечения стабильности экономики и предотвращения кризиса.
Для развития регионов и повышения качества производимой
отечественной продукции необходимо разработать действенную политику
импортозамещения. Важным условием является разработка и реализация мероприятий по импортозамещению, направленных на усовершенствование производимой продукции на основе создания конкурентных преимуществ предприятий в технической, экономической и организационных сферах деятельности. На государственном уровне необходимо принять меры, направленные на достижение эффективного импортозамещения, которые, с одной стороны, стимулировали экономическое и энергетическое развитие, а с другой стороны, не допустили существенного ухудшения финансовых и производственных показателей отрасли. Можно выделить следующие меры по оптимизации процесса импортозамещения:
1) разработка механизмов стимуляции развития конкуренции среди
отечественных производителей для обеспечения эффективности процесса
импортозамещения;
2) отслеживание технико-экономических характеристик оборудования российского производства и сравнение их с зарубежными аналогами;
3) установление норм доходности и допустимых ограничений на
отдельные статьи затрат для предприятий, работающих в неконкурентной среде;
4) предоставление компаниям-потребителям права дополнительного
контроля затрат на замещаемую продукцию.
Фрагмент текста работы:
1.1 Значение и инструменты регулирования экономики государством
В настоящее время для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования.
Основными недостатками рыночной экономики обусловлены упущениями рынка, неспособность учитывать социальные запросы населения, вопросы защиты экологии и т.д. Особенно это значимо на региональном уровне.
Но рыночный механизм выполняет определенную роль в установлении равновесия в экономике, в ее поступательном развитии. Помимо этого, ему присущи недостатки. Существуют сферы, которые находятся вне досягаемости конкурентного рыночного механизма. Это относится к социальной сфере, образованию, культуре, охране окружающей среды и т. п.
Делая упор только на механизм рынка, невозможно произвести справедливое распределение доходов между населением. Если рыночное распределение доходов ничем не ограничено, высока вероятность появления социальной поляризации, безработицей, а также резкой дифференциации доходов и напряженности в обществе. Рынок и его механизм не сможет самостоятельно обеспечивать производство общественных товаров и услуг коллективного пользования. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Рыночный механизм сам по себе не способен решить проблему воспроизводства рабочей силы. Только с его помощью невозможно достичь глубоких стратегических прорывов в области науки и техники.
В результате чего эффективность национальной экономики в значительной мере зависит от вмешательства государства. Лишь синтезировав возможности государственного регулирования и рыночный механизм можно решить основные социально–экономические проблемы общества.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы государственного
регулирования экономики в современных условиях. 5
1.1. Сущность, цели и задачи государственного
регулирования экономики. 5
1.2. Виды и методы государственного регулирования
экономики. 8
1.3. Классификация субъектов государственного
регулирования экономики. 13
Глава 2. Особенности государственного
регулирования экономики. 18
2.1. Анализ состояния экономического развития
России. 18
2.2. Проблемы и пути совершенствования
государственного регулирования экономики 24
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
Как известно, раньше
большинство экономистов опровергали потребность и необходимость в
государственном регулировании экономического сектора, ссылаясь на то, что
рынок, сам по себе, может включать в себя все требуемые саморегулирующие
механизмы, то на сегодняшний день большинство ученых, напротив, теперь не так
оптимистично отзываются касательно саморегулируемых рыночных механизмов. В
начале текущего столетия в создавшихся условиях международного кризиса в
экономике большинству стран пришлось разработать ряд законопроектов, цель
которых состояла в поддержании банковского экономического сектора, предприятий,
выпускающих товары первой необходимости, а также в стабилизации цен на
общественно необходимые услуги и товары, финансирование общественных проектов.
Актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что модернизация национальной экономики
России, акцент на разрешение ключевых проблем повышения жизненного уровня
населения относятся к приоритетным направлениям ее развития.
Объектом исследования в
курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного
регулирования экономики в современных условиях.
Предметом исследования в
курсовой работе являются механизмы развития государственного регулирования
экономики в современных условиях.
Целью курсовой работы является анализ особенностей государственного регулирования
экономики в современных условиях.
Указанная цель достигается через ряд последовательных
задач курсовой работы:
— раскрыть сущность, цели и задачи государственного
регулирования экономики;
— изучить виды и методы государственного
регулирования экономики;
— рассмотреть классификацию субъектов
государственного регулирования экономики;
— провести анализ состояния экономического развития
России;
— выявить проблемы и пути совершенствования
государственного регулирования экономики.
Теоретическую основу курсовой работы составляют
научные положения, содержащиеся в трудах авторов по проблемам государственного регулирования экономики в
современных условиях.
Методология и методы курсовой работы. При
исследовании государственного
регулирования экономики в современных условиях использовалась
совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный,
сравнительный) методов познания.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили:
Конституция Российской Федерации[1],
а также другие нормативно-правовые акты.
Теоретическая значимость
курсовой работы состоит в том, что в ходе
исследования были выявлены основные особенности государственного регулирования экономики в современных условиях.
Практическая значимость темы курсовой работы
заключается в том, что основные теоретико-методологические положения,
практические выводы и рекомендации могут быть использованы при
совершенствовании государственного
регулирования экономики в современных условиях.
Структура курсовой
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы. [1] Конституция Российской Федерации: (принята
всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 1993. — N 237.
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Государственное
регулирование в области экономики представляет собой государственное
управление, направленное на упорядочение всей системы общественно-экономических
отношений в обществе. Государственное регулирование экономики — это особая
сфера деятельности, затрагивающая экономические интересы всех социальных групп
населения, предпринимателей, организаций, у каждой их которых имеются
собственные экономические интересы.
2. Государственное
регулирование экономикой в стране играет очень важную роль в построение всех
экономических отношений, ведь отчасти именно правительство выступает
посредником между производителем и потребителем, «настраивая» их
взаимоотношения как в пользу первого, так и второго. То есть, присутствие
государства в экономике обусловлено желанием поддержания стабильности всей
экономической системы, а также следовательно, повышению благосостояния
населения и всего государства в целом.
3. Государство
выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на
деятельность других субъектов. В любой стране, при любой
общественно-политической системе экономика так или иначе регулируется
государством в лице государственных органов. Государство воздействует на
экономику с помощью ограничений, закрепленных в законодательстве, системы
налогов и сборов, обязательных отчислений, гос. инвестиций, кредитования,
осуществления государственных социальных и экономических программ. Однако, помимо
государства выделяют еще ряд субъектов государственного регулирования
экономики. Каждый из них следует классифицировать по виду представителей
хозяйственных интересов.
4. В 2020 году российская экономика оказалась под
мощным воздействием сразу трех факторов, оказывающих серьезное негативное
влияние на динамику основных показателей социально-экономического развития.
Первый фактор — это обвальное снижение цен на нефть.
Внешний шок от падения цен на нефть на
мировом рынке, для России, сохраняющей высокую зависимость от поступающих в
страну доходов от экспорта углеводородов (нефти и газа), имеет первостепенное
значение.
Обвальное падение нефтяных цен негативно
отразилось на динамике национальной валюты (рубль обесценился к доллару и евро
более чем на 15%), на динамике индексов РТС и ММВБ (потеряли более 30%).
Второй негативный фактор — это снижение спроса на широкий круг товаров
российского экспорта.
В отличие от первого негативного фактора
(снижение нефтяных цен), теперь мы видим уже количественное снижение спроса на
широкий круг товаров российского экспорта, вследствие сжатия деловой активности
и замедления мировой экономики, со стороны таких ключевых игроков мирового
рынка, как Китай, США и страны Евросоюза.
5. В целом, в государственном регулировании любой экономики имеется ряд
проблем, решение которых позволит повысить эффективность экономики страны в
целом. Оптимизацию нельзя провести, предприняв только какую-то одну меру. Нужен
набор мер комплексного характера.
Первоочередной
задачей государственного регулирования является обеспечение стабилизации и
экономического роста производства. Его решение полностью зависит от способности
государственных структур осуществлять управление экономической системой страны.
Таким
образом, на современном этапе экономического развития России увеличение
государственного регулирования является объективной необходимостью.
Фрагмент текста работы:
.
Теоретические основы государственного регулирования экономики в современных
условиях
1.1. Сущность, цели и задачи государственного регулирования
экономики По мере развития рыночного хозяйства
возникли и стали обостряться экономические и социальные проблемы. Также
появилась необходимость в значительных инвестициях, малорентабельных либо
нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения
процесса воспроизводства в национальных масштабах; стали обостряться отраслевые
и общехозяйственные кризисы; массовая безработица; нарушения в денежном
обращении; обострилась конкуренция на мировых рынках, которые требовали
государственной экономической политики.
На развитие каждой страны оказывает
большое влияние экономическая сфера. Именно данная сфера влияет на развитие
всех остальных сфер нашей жизнедеятельности. В экономических системах абсолютно
любой страны государство регулирует экономику. Для стабильного развития стран
просто необходимо, чтобы государство регулировало экономику[1].
Органы власти аккумулируют определенные
средства в государственном бюджете, и затем перераспределяют их на
государственные и иные нужды. Бюджетные средства расходуются на такие
экономические цели, как развитие научно-технического прогресса, поддержку различных
отраслей, капитальные вложения в материально-техническую базу. Без
государственного регулирования экономики было бы невозможно дальнейшее развитие
страны. Стоит отметить, что вмешательство государства в экономику является
необходимым. Но также активная экономическая роль государства имеет свои
пределы, порождает такие проблемы как:
— неверные государственные решения;
— низкая эффективность государственного
вмешательства в экономику;
— высокие налоги;
— значительные расходы на государственный аппарат;
— бюрократия.
Государственное регулирование экономики —
деятельность органов власти по воздействию на процессы воспроизводства для
достижения определенных общественно полезных социально-экономических целей и
задач. Главной задачей государственного регулирования экономики является
создание определенных условий для того, чтобы обеспечить нормальное
функционирование экономики. Для решения поставленной задачи государство
использует такие средства для регулирования экономики, как:
— административно-правовые инструменты;
— налоговая система;
— кредитно-денежная система государства;
— государственная собственность;
— государственный заказ.
Государственное регулирование экономики
также как и любая другая деятельность имеет свои цели. Среди наиболее важных и
значимых целей, можно выделить следующие цели:
— минимизация неизбежных негативных последствий
рыночных процессов;
— создание финансовых, правовых, а также социальных
предпосылок для эффективного функционирования рыночной экономики;
— обеспечение социальной защиты тех групп рыночного
общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее
уязвимым. [1] Зверева
М.С. Сущность, цели и задачи государственного регулирования экономики //
Качество в производственных и социально-экономических системах. В 2-х томах.
Редколлегия: Е.В. Павлов (отв. ред.). — Курск, 2021. — С. 225-227.