Курсовая с практикой Экономические науки Экономика

Курсовая с практикой на тему Роль государственного кредита в социально-экономическом развитии государства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретико-правовые основы государственного кредита в Российской Федерации 7
1.1 Понятие и роль государственного кредита в социально-экономическом развитии государства 7
1.2 Виды и формы государственных кредитов и займов 11
1.3 Методы и приемы управления государственным долгом 14
Вывод к 1 главе 22
2 Анализ государственных кредитов и займов в Российской Федерации за период 2016-2018 гг. 23
2.1 Государственные кредиты и займы по Бюджетному кодексу Российской Федерации 23
2.2 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга 27
Вывод ко 2 главе 34
3. Тенденции и перспективные направления развития государственного кредита в целях социально-экономического развития государства 35
3.1 Основные проблемы использования государственного кредита и управления государственным долгом государства 35
3.2 Направления совершенствования системы государственного кредита и снижения уровня государственного долга 37
Выводы к 3 главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В условиях рыночной экономики институт государственного кредита приобретает все более важное значение в составе финансовой системы страны. Это связано с бурным развитием сферы кредитных отношений в целом в условиях демократии и конкурентной среды, появлением новых форм привлечения кредитных ресурсов и гибкой системы кредитных инструментов, повышением роли кредитных рынков и формированием соответствующей инфраструктуры, а, следовательно, — ростом объема кредитных операций с участием государства. Указанное обусловливает целесообразность теоретического обоснования сущности государственного кредита, исследования его особенностей и структуры с применением системного подхода
Отмечая высокий уровень научных достижений, следует отметить, что научные исследования в области государственного кредита связаны преимущественно с проблемами бюджетного дефицита и государственного долга. То есть, внимание акцентируется только на кредитных отношениях, в которых государство является заемщиком.
Поскольку государственный кредит — это совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора или гаранта, вопросы государственного кредита следует исследовать комплексно, учитывая то, что государство одновременно предоставляет кредиты и берет в долг временно свободные средства. При этом кредитные отношения, в которых она выступает заемщиком, существенно отличаются от тех, в которых государство выступает кредитором или гарантом возврата кредитов, по целям, методам и социально-экономическими последствиями. Поэтому все три основные составляющие системы государственного кредита требующих исследования и обоснования.
Вместе с тем, можно отметить некоторые особенности государственного кредита, которые являются общими для всех составляющих системы.
В связи с тем, что в исследованиях вопросам государственного кредита основу составляют проблемы привлечения государством кредитов для покрытия бюджетного дефицита и управления государственным долгом, а другим составляющим системы государственного кредита не уделяется должное внимание, в научной литературе государственный кредит иногда интерпретируется как отношения, в которых государство выступает лишь заемщиком.
С целью формирования соответствующего понятийного аппарата финансовой науки необходимо избегать неоднозначности трактовки основных финансовых терминов, к которым, безусловно, относится и государственный кредит.
В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту
Рассматривая государственный кредит как сложную экономическую категорию, следует отметить, что он находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, при этом совмещая их отличительные особенности. Характеризуя государственный кредит с точки зрения финансов, следует отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений, вобрав в себя их механизмы, направления и аспекты.
Степень научной разработанности темы исследования следует оценивать с учетом новизны постановки научной проблемы, поскольку имеющиеся диссертационные работы по сходной тематике (в частности, М. В. Бездворных, И. В. Грачевой, А. А. Евтеевой, С. С. Карпова, А. В. Карташова, И. В. Костикова, Э. Х. Махмутовой, М. Е. Можаровой, Е. Г. Ситниковой, Е. В. Солововой, Д. Л. Хейло), составившие критическую основу настоящего исследования, либо посвящены государственному кредиту самой Российской Федерации или его следствию — государственному долгу или одной из его форм (государственным заимствованиям или государственным гарантиям), либо иллюстрируют специфику правоотношений в области регионального кредита на примере отдельного субъекта РФ.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование сущности и особенностей государственного кредита, систематизация кредитных отношений с участием государства и характеристика выделенных составляющих системы, а также расстановка семантических акцентов в формулировке определения государственного кредита.
Объектом исследования выступили общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования государственного кредита субъекта РФ.
Предмет исследования составляет совокупность норм законодательства РФ и субъектов РФ, регулирующих отношения, складывающиеся в области государственного кредита субъекта РФ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
 Изучить понятие и роль государственного кредита в социально-экономическом развитии государства;
 Рассмотреть виды и формы государственных кредитов и займов;
 Проанализировать методы и приемы управления государственным долгом;
 Охарактеризовать динамику и структуру предоставления государственных кредитов и займов;
 Проанализировать государственный внешний и внутренний долг;
 Описать основные проблемы использования государственного кредита и управления государственным долгом государства.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование особенностей государственного кредита, позволяет предложить авторское определение: государственный кредит — это система кредитных отношений с участием государства по поводу предоставления временно свободных средств в пользование на условиях возвратности с расчетом на выгоду (иногда — по поводу отсрочки платежа), в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Отличием данного определения является то, что государственный кредит рассматривается как система кредитных отношений, в которых государство одновременно является и заемщиком, и кредитором, и гарантом.
В современных условиях в решении проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней, стимулирования экономического роста, а также поиск более совершенных способов финансирования бюджетного дефицита значительное место принадлежит государственному кредиту. Рассматривая государственный кредит как сложную экономическую категорию, следует отметить, что он находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита, при этом совмещая их отличительные особенности.
Характеризуя государственный кредит с точки зрения финансов, следует отметить, что он занимает важное место в системе финансовых отношений, вобрав в себя их механизмы, направления и аспекты. С другой стороны, государственный кредит, сохраняя основные свойства кредита, основывается на следующих принципах кредитования: срочность, платность (возмездность), возвратность, обеспеченность, целевая направленность государственных кредитных средств, добровольность.
Сущность государственного кредита реализуется в трех основных функциях: распределительной, регулирующей и контрольной. Распределительная функция государственного кредита позволяет осуществить перераспределение денежных ресурсов в соответствии как с необходимостью поддержки конкретных направлений социально-экономической деятельности, так и с потребностями экономики в целом. Регулирующая функция проявляется в воздействии государства на денежное обращение, производство, занятость, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Контрольная функция обусловлена как самой природой кредита, так и функциями государства
Государственный кредит — денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных средств в распоряжение органов государственной власти и их использованием на финансирование государственных расходов.
Государственный кредит — привлечение государством временно свободных средств юридических и физических лиц в распоряжение соответствующих органов государственной власти для использования их на финансирование государственных расходов.
Государственный кредит — совокупность отношений, в которых государство выступает заемщиком, а предприятия или физические лица — кредиторами государства в результате покупки ее ценных бумаг.
Государственный долг как финансово-правовая категория представляет собой юридическую форму публичного финансового обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, публично-правовыми образованиями, являющегося финансово-правовым следствием кредитных отношений, обладающим специфическими признаками и обусловленного нормами национального и международного права.
Подытоживая вышесказанное, приходим к таким обобщениям: государственный кредит можно определить как систему кредитных отношений с участием, во-первых, государства по поводу предоставления временно свободных средств в пользование на условиях возвратности с расчетом на выгоду, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта; во-вторых, система государственного кредита содержит следующие составляющие: отношения, в которых государство выступает в качестве заемщика, отношения, в которых государство выступает в роли гаранта возврата кредита, и отношения, в которых государство выступает в роли кредитора. Построение эффективной системы государственного кредита требует учета особенностей кредитных отношений с участием государства.
В ходе исследования выявлено, что как финансово-правовой институт государственный долг характеризуется следующими правовыми принципами:
1) законностью, плановостью, федерализмом, добровольностью, прозрачностью (открытостью);
2) принципами, обусловленными экономическим содержанием долговых обязательств – возвратностью, срочностью, возмездностью, единством экономического пространства, достоверностью, обеспеченностью, эффективностью использования привлеченных денежных средств, целевой направленностью привлеченных денежных средств.
В качестве итога данного исследования необходимо еще раз отметить следующее. Во-первых, понятия «государственный долг» и «государственный кредит» не тождественны друг другу ни с теоретической точки зрения, ни с точки зрения существующей практики. Во-вторых, понятия «бюджетный кредит» и «государственный кредит» также не совпадают — второй является специфической частью первого. В-третьих, понятие «государственный кредит» следует рассматривать в широком и узком значении: как часть государственных (муниципальных) финансовых активов в целом (с теоретической точки зрения) и как внешние долговые требования Российской Федерации (с практической точки зрения с учетом российского законодательства).

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-правовые основы государственного кредита в Российской Федерации
1.1 Понятие и роль государственного кредита в социально-экономическом развитии государства
Сейчас экономика Российской Федерации требует осуществления эффективных экономических реформ для стабильного экономического роста. Решение задач экономической политики невозможно без значительных капиталовложений, мобилизация которых на современном этапе невозможно без значительных ресурсов со стороны государства. Поэтому современная финансовая политика государства объективно определяет необходимость использования государственных заимствований. Анализ последних исследований и публикаций. Важное значение места и роли государственного кредита в финансовой системе государства обусловило постоянное внимание исследователей к различным аспектам его функционирования.
Отдавая должное научным наработкам отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике, следует заметить, что существует потребность в ее дальнейшем исследовании, поскольку развитие государственного кредита происходит в условиях трансформационной экономики Российской Федерации, когда имеет место поиск новых путей построения эффективной системы управления государственным долгом и существует объективная необходимость преобразования государственных заимствований в действенный инструмент стабилизации социально-экономического развития [18].
С появлением государственных институтов и развитием правовых отношений кредитные отношения получили существенно новый уровень развития. В результате превышения доходов государства над его расходами формирования кредитных отношений с участием государства стало необходимым. Именно поэтому сферу государственных финансов, которая образовалась как результат несоответствия между размером расходов и доходов государства, выделили в государственный кредит. Следует учитывать, что государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни отдельного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства [9, с. 76].
В экономической литературе существует много подходов к определению понятия «государственный кредит» за его экономической сущностью.
Государственный кредит является структурным компонентом государственных финансов любой страны с развитыми рыночными отношениями, от его состояния зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономики, место страны на мировой арене [7].
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с валютными мерами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается перемещением спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Однако стоит отметить, что государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованные в бюджет с его помощью, направляются на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей [22].
Государственный кредит — совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика средств, кредитора и гаранта. О
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и резидентами и нерезидентами — другого, при которых государство традиционно выступает в роли заемщика (реже кредитора и гаранта).
Государственный кредит — это отношения между государством и другими экономическими субъектами по поводу мобилизации дополнительных денежных средств на условиях добровольности, платности, срочности, в которых государство выступает как заемщик или гарант.
Государственный кредит — это система экономических отношений, возникающих между государством и физическими и юридическими лицами (финансово-кредитными учреждениями, корпорациями, иностранными правительствами, международными финансовыми организациями и др.) По поводу мобилизации денежных средств на кредитной основе (на условиях платности, срочности, возвратности), в которых государство может выступать как заемщик, кредитор или гарант.
Государственный кредит — это привлечение государственными органами управления денежных средств на условиях займа.
Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредитором или заемщиком — юридические и физические лица [24].
Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих, с одной стороны, между государством, а с другой — между физическими или юридическими лицами по поводу мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на кредитной основе, то есть на условиях возвратности , срочности и платности. В таких экономических отношениях государство может выступать как заемщик, кредитор или гарант [25].
Напротив, экономическое развитие тормозится, если средства, полученные от выпуска облигаций государственных займов, направляются на погашение и выплату процентов по предыдущим займам. На современном этапе в сфере государственного кредита Российской Федерации чаще всего выступает в качестве заемщика. Целью подобных кредитных отношений является финансирование бюджетного дефицита, поддержка платежного баланса, финансирование реализации государственных программ.
Наиболее распространенными инструментами при этом выступают: казначейские обязательства Российской Федерации, облигации внутреннего государственного займа Российской Федерации, облигации внешнего государственного займа Российской Федерации, привлечение кредитных ресурсов Международного валютного фонда (МВФ).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы