Финансово-экономическое обеспечение регионального развития Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Роль государственно-частного партнерства в стимулировании регионального развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
1. Теоретические и организационно-правовые основы государственно-частного партнерства 6
1.1. Сущность государственно-частного партнерства и история его возникновения 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства 10
2. Тенденции развития государственно-частного партнерства в регионах на примере Ярославской области 26
2.1. Опыт регионов в реализации государственно-частного партнерства 26
2.2. Взаимосвязь государственно-частного партнерства и экономического развития региона 34
2.3. Проблемы и перспективы государственно-частного партнерства 44
Заключение 54
Список использованных источников 57

 

  

Введение:

 

Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) как механизм, суть которого заключается в сочетании частных и государственных инициатив и объединении их ресурсов для оказания общественно значимых услуг, прежде всего, в инфраструктурных отраслях, получил широкое признание во всем мире. Дефицит бюджета, необходимость повышения эффективности его использования наряду с низким качеством общественно значимых услуг стали главными предпосылками для использования ГЧП.
По мнению некоторых исследователей, взгляды на роль ГЧП претерпели за последние годы существенные изменения, произошедшие в связи с переходом от традиционной поддержки единичных проектов к их тиражированию и продвижению широкого портфеля проектов с участием частных инвесторов.
Так, 16 марта 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Министерства здравоохранения и социального развития российской Федерации, заявил: «Прошу самым внимательным образом изучить лучший отечественный и зарубежный опыт государственно-частного партнерства в социальной сфере. Нам необходимо сделать этот институт одним из важнейших механизмов реализации социальной политики» .
Актуальность темы исследования.
В условиях внешних ограничений, действующих с 2014 года в отношении российской экономики, значительно возросла роль ГЧП как инструмента развития инфраструктуры, модернизация которой ставится сегодня руководством страны во главу угла. Поэтому особую актуальность приобретает вопрос развития в России рынка качественных проектов ГЧП, в т.ч. их продвижения.
Наряду с привлечением внебюджетного финансирования ГЧП позволяет значительно повысить эффективность государственного управления и расходования бюджетных средств, что не менее актуально для нашей страны.
Вместе с тем формирование рынка, который характеризовался бы значительной долей проектов ГЧП в сравнении с долей проектов, реализующихся в рамках государственного заказа, в настоящее время сдерживается рядом барьеров, важнейшим из которых является отсутствие сформулированной государственной политики в сфере ГЧП, российской программы развития ГЧП, разрозненность усилий органов государственной власти, недостатки нормативно-правовой базы, отсутствие стандартизированной документации, достаточного количества квалифицированных специалистов в области ГЧП. Данный уровень развития рынка приводит к менее активному участию частного сектора экономики в ГЧП. Но, несмотря на существующие ограничения, в стране наблюдается ежегодный рост проектов с участием частных инвесторов в разных секторах экономики.
Объектом исследования является механизм определения частного партнера для реализации проекта государственно-частного партнерства.
Предметом исследования является государственная политика по формированию условий для активного использования механизмов ГЧП.
Цель исследования заключается в анализе российской практики в области применения механизмов ГЧП.
Для достижения цели исследования представляется необходимым решить следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты ГЧП; рассмотреть правовое регулирование государственно-частного партнерства; рассмотреть формы государственно-частного партнерства; оценить состояние российского рынка проектов государственно-частного партнерства и систему государственного управления данной сферой;
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Институт ГЧП открывает новые возможности для всех: государство в условиях дефицита бюджетных средств получает помощь в решении задачи по комплексной модернизации страны, приток инвестиций, появление новых рабочих мест, повышение качества жизни людей; бизнес – новые проекты с понятной нормой доходности и перспективами развития; финансовые институты – диверсификацию инвестиционных портфелей и качественные долговые активы с долгосрочными государственными гарантиями; население – доступ к современной и комфортной среде и услугам.
ГЧП на сегодняшний день является своего рода организационным альянсом между государственным и частным сектором, обеспечивающим эффективное развитие социально-экономических проблем определенных территорий.
Развитие ГЧП как государственной сферы довольно ново, поэтому в научной литературе существует множество трактовок форм и механизмов развития ГЧП как фактора развития страны. Если в мировой практике изначально особые экономические зоны являлись отдельным независимым сегментом экономики, то в РФ они рассматривались как форма развития ГЧП. Проекты ГЧП принято рассматривать в виде нескольких форм развития: контрактов и арендного соглашения между государством и частным сектором, концессии (самая распространенная форма), соглашений о распределении продукции, а так же договоры об общей деятельности государства и частного сектора.
Механизмы развития ГЧП зависят от объема передаваемых государством правомочий частному сектору в отношении государственной собственности и инвестиционных обязательств.
Особенности государственного управления проектами ГЧП основываются на специфических факторах экономического развития в отношении которого принято осуществлять проект. Для каждого проекта предусматриваются отдельные правомочия собственника, различная возможность предоставления налоговыx и иныx льгот, гарантий и разделение полученныx финансовыx объемов между сторонами, участвующими в реализации того или иного проекта ГЧП. Государство всегда берет на себе роль независимого регулятора данныx отношений.
На сегодняшний день одной из важнейших проблем мировой экономики является недофинансированность инфраструктуры. Последнее время, например, активно подчеркивал необходимость увеличения почти в 2 раза общерегиональных затрат на инфраструктуру Межамериканский банк развития. На уровне стран проявили себя в первую очередь США, разработав
Программу инфраструктурного развития на $1,5 трлн от которой они ожидают в ближайшие десять лет получить до 0,2 п. п. к темпам ежегодного экономического прироста. При этом значимая роль в дальнейшем инфраструктурном развитии отводится частному капиталу и государственно-частному партнерству. За последнее время в мировой практике развития инфраструктуры в целом и сферы ГЧП в частности сформировались несколько интересных трендов:
1. Инфраструктурное планирование. Для государств, которые разрабатывают подобные документы впервые, характерны упрощенные программы в виде перечня проектов.
2. Государственная поддержка инфраструктурных инвестиций. Создание специализированныx финансовыx институтов, чья деятельность направлена на поддержку проектов ГЧП. Актуальность государственной поддержки обусловлена спецификой проектов ГЧП, где значение проектных рисков и их надлежащее распределение между сторонами зачастую имеют решающее значение для привлечения инвестиций частного партнера и заемного финансирования со стороны кредитных учреждений
3. Дополнительная институционализация сферы ГЧП. Важным аспектом государственной политики в сфере развития инфраструктуры и ГЧП является институционализация. Создание национальных межведомственных органов, ответственных за тот или иной аспект развития ГЧП.
4. Плата за доступность остается основным механизмом возврата частных инвестиций. Хотя возможность коммерциализации спроса на инфраструктурные объекты в рамках ГЧП зачастую воспринимается в качестве одного из инструментов повышения бюджетной эффективности, в мировой практике плата за доступность до сих пор остается ключевым механизмом возврата частных инвестиций.
5. Инфраструктурный экспорт. На фоне растущего глобального рынка строительства, включающего и сферу общественной инфраструктуры, некоторые страны начинают активно поддерживать «инфраструктурный экспорт» своих компаний, выходящих на зарубежные конкурсы. Некоторые государства пытаются усилить их конкурентоспособность за счет координации и концентрации компетенций на правительственном уровне.
Применяется еще множество меxанизмов управления государственными органами мирового сообщества в развитии проектов ГЧП. В мире на сегодняшний день очень развито «чувство конкурентоспособности» по отношению к другим странам, поэтому каждая страна понимает, что ГЧП позволяет экономить бюджетные средства и распределять иx по более важным социально-экономическом сферам, что позволяет стране быть на более высоком уровне развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические и организационно-правовые основы государственно-частного партнерства

1.1. Сущность государственно-частного партнерства и история его возникновения

Определяя высокую роль частного сектора в повышении темпов экономического роста, инвестиционной и инновационной активности, уровня жизни населения, в том числе и в современной Российской Федерации, обеспечении социально-политической стабильности, государства используют многообразные механизмы взаимодействия с бизнесом с целью привлечения инвестиций в социально значимые отрасли.
Следует отметить, что характер взаимодействия государства и бизнеса может существенно отличаться в зависимости от уровня развития и особенностей национальных рыночных отношений. Однако согласно теории государства и права «…государство никогда не свободно от выполнения своих социальных функций», связанных с общенациональными интересами, а частный бизнес, в свою очередь, «…всегда остаётся источником развития и увеличения общественного богатства».

Таблица 1. Понятие ГЧП
№ Автор Понятие
1 В. Е. Сазонов Механизмы привлечения ресурсов для исполнения публичных целей
2 Организация «Economic and social Commission of the United Nations for Asia and the Pacific Увеличение, улучшение инфраструктурных услуг
3 Европейская экономическая комиссия Финансирование, планирование, исполнение, эксплуатация объектов, произодств и услуг публичного сектора
4 В. Г. Варнавский Совместная работа, общая цель
Именно по этой причине сложившееся соотношение функциональных особенностей субъектов публичного права и частного сектора предопределяет комплекс особых долгосрочных взаимосвязей и взаимоотношений между властью и частным сектором.
Как в зарубежной, отечественной экономической литературе, так и в практике понятие государственно-частное партнерство применяется для обозначения любых форм разнообразного сотрудничества государственной власти и частных структур, а также возникающих отношений по привлечению дополнительного капитала посредством реализации общественно значимых проектов и программ в масштабах федерального, регионального и муниципального уровней.
Как правило, ресурсное обеспечение совместных проектов осуществляется как из государственных источников, так и за счёт частных инвестиций, однако, как подчёркивает ученый-экономист Г.А. Борщевский, исходя из основной идеи государственно-частного партнерства, привлечение частных структур к финансированию строительства, эксплуатации, реконструкции и управления осуществляется к объектам, находящимся в сфере интересов и контроля государства .
Более того, поскольку субъектом взаимодействия является имущество, принадлежащее на правах собственности непосредственно государству (муниципалитету), то организационно государственно-частное партнерство, согласно утверждению отечественных ученых-экономистов Г.А. Борщевского, В.Г. Варнавского, Н.А. Игнатюка и других исследователей, имеет институциональный характер, выстраиваемый на основе долгосрочных договорных отношений .
Таким образом, анализ и обобщение научной литературы позволяют утверждать, что государственно-частное партнёрство является институционально-организационным альянсом между государством и бизнесом с юридическим оформлением на определённый срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков, осуществляемое на основании соглашения в целях привлечения частных инвестиций.
Важно отметить, что государственно-частное партнерство образуется в целях реализации проектов и программ в широком спектре отраслей национальной экономики, и применяется в тех случаях, когда государство было особенно заинтересовано в привлечении дополнительных частных инвестиций при сохранении собственности на объекты, обеспечивая при этом благоприятный инвестиционный климат для развития различных видов предпринимательства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы