Экономическая теория Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Роль государства в решении проблем асимметрии информации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические
аспекты роли государства в решении проблем асимметрии информации. 5

1.1. Сущность
дефиниции «асимметрия информации». 5

1.2. Асимметричная
информация: неблагоприятный отбор и моральная опасность  10

2. Анализ роли
государства в решении проблем асимметрии информации. 19

2.1. Направления решения
проблем асимметрии информации. 19

2.2. Роль
информационной политики в решении проблем асимметрии информации  22

3. Влияние
асимметрии информации на рынок алмазов. 29

Заключение. 40

Список
использованной литературы.. 44

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях
повышается значимость информационной инфраструктуры, степени информированности
о динамике рынков, спроса и предложения на них и наличия оперативной и
объективной информации. Пример полной и симметричной информации — рынок
совершенной конкуренции, где определяемые через взаимодействие спроса и
предложения рыночные цены дают агентам рынка исчерпывающую информацию об
имеющихся альтернативах, что и позволяет принимать оптимальные решения. В
действительности же условия, в которых принимаются экономические решения,
чрезвычайно редко соответствуют допущению о полноте и симметричности
распределения информации. Напротив, общим правилом является недостаток и
недоступность рыночной информации, что препятствует принятию оптимальных
решений. Другая проблема — неравномерное распределение имеющейся информации
среди участников рынка, в результате чего возможны серьезные деформации в
поведении продавцов и покупателей.

Функционирование рынков в условиях асимметрии
информации оказывает негативное влияние на эффективность конкурентных
процессов, а существующие механизмы сглаживания эффектов асимметрии информации
не могут препятствовать монополизации рынка.

Степень разработанности проблемы. Проблемы асимметрии
информации являются предметом исследования специалистов в различных областях
знания — экономики, социологии, информатики. Так, можно назвать работы таких
авторов, как Л.А. Вдовенко, Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa, Д.Д. Дмитриев, Л.П.
Дроздовская, И.В. Козачок, С.Г. Краснова, Ю.Н. Лебедева, И.Ю. Ляшенко, М.А.
Мазурина, М.Н. Озерянская, Л.С. Ружанская, Б.В. Черников, Я.Л. Шкалаберда и др.
Но многие проблемы, связанные с возникновением искажений, порожденных
асимметрией и неполнотой информации, все ещё не решены. И значительно меньше
исследовались проблемы роли асимметрии информации в деятельности
государственных предприятий.

Цель работы заключается в том, чтобы определить
взаимосвязь асимметрии информации на рынках и деятельности государственных
предприятий.

В соответствии с целью исследования были поставлены
задачи:

— обобщить существующие в научной литературе
теоретические и методологические подходы к понятию асимметрии информации;

— классифицировать асимметричную информацию на виды;

— выявить последствия асимметрии информации и формы ее
проявления;

— охарактеризовать роль государства в снижении
рыночной неопределенности, возникающей из-за асимметрии информации;

Предметом исследования являются экономические отношения
между хозяйствующими субъектами рынка в условиях асимметрии информации.

Объектом исследования выступают экономические
процессы, отражающие влияние государственных предприятий на функционирование
рынков с асимметричной информацией.

Теоретической базой работы являются фундаментальные
труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам асимметрии
информации.

В работе применен разнообразный инструментарий,
отражающий традиционные черты методологии экономической науки. В процессе
работы над исследованием автором применялись как общенаучные методы познания:
структурно-функциональный, системный, анализ и синтез, так и частно-научные
методы: социологический, математический.

Информационной базой исследования послужил анализ
справочных материалов, данных периодической печати и сведений сети Интернет.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех
глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Асимметрия
информации имеет негативное влияние на макроэкономику, мезоэкономику и
микроэкономику, так как препятствует перераспределению создаваемых благ от
менее благополучных отраслей, производств и сфер деятельности к более успешным.
На микроуровне такой процесс приводит к снижению эффективности менеджмента,
уменьшению результативности функционирования финансовых систем, недейственности
управления рисками и недостаточному уровню качества принимаемых управленческих
решений. Механизмы и инструменты государственного регулирования способствуют
преодолению указанных проблем.

Асимметрия информации имеет негативное влияние на макроэкономику,
мезоэкономику и микроэкономику, так как препятствует перераспределению
создаваемых благ от менее благополучных отраслей, производств и сфер
деятельности к более успешным. На микроуровне такой процесс приводит к снижению
эффективности менеджмента, уменьшению результативности функционирования
финансовых систем, недейственности управления рисками и недостаточному уровню
качества принимаемых управленческих решений. Механизмы и инструменты
государственного регулирования способствуют преодолению указанных проблем.

В традиционном микроэкономическом анализе было представлено утверждение о
том, что все участники рыночных операций имеют полную информацию относительно
параметров и характеристик всех товаров и услуг, находящихся в обращении на
различных рынках. Это условие функционирования совершенных рынков [2, c. 76]. В
практической деятельности, приведенная выше информация, не всегда находит
подтверждение.

Асимметрия информации означает ситуацию на рынке, когда один участник
(например, производитель) знает больше о товаре, чем другие участники данного
рынка (например, потребители, поставщики и другие) [1, c. 119]. Это негативное
явление, которое не дает возможности потребителям и поставщикам принимать
рациональные и тщательно обдуманные решения, в то время как производители могут
извлекать дополнительные выгоды в такой ситуации.

В результате неопределенности и асимметричности информации возникают
интерналии, т.е. издержки (в одном случае) и выгоды (в другом), получаемые
участниками определенной сделки, которые не были оговорены заранее при ее
заключении. Причина возникновения интерналий состоит в том, что транзакционные
затраты по сбору информации могут быть выше предельного дохода от обладания
полной информацией [3, c. 83]. Если рассматривать экономику на всех ее уровнях,
то совокупность сделок на микроуровне в условиях высокой асимметричности
приведет к снижению роста производства в целом.

Существует два типа асимметрии информации – скрытые характеристики и
скрытые действия. Скрытые характеристики проявляются в том случае, когда одна
из сторон рыночной сделки располагает более полной информацией, чем другая.
Скрытые действия – когда располагающий более полной информацией участник
рыночной сделки может предпринимать действия, которые не могут наблюдаться
менее информированным участником [2, c. 77].

Государство может способствовать решению указанной проблемы, аккумулируя
и предоставляя рыночную информацию в процессе государственного регулирования,
например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая
посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о
товаре [4, c. 458]. Для того чтобы обосновать оптимальные направления действий
государства для снижения негативных последствий рыночной асимметрии, необходимо
понять, в каких именно областях асимметрия проявляется больше всего.

Исходя из того, какие предприятия больше всего подвержены негативному
воздействию асимметрии, должны быть разработаны соответствующие направления
повышения эффективности участия государства в сфере снижения асимметричности
информации.

Исходя из изложенного, оптимальными направлениями деятельности
государства являются:

1. Стимулирование развития рейтинговых
агентств. Рейтинговые агентства – это предприятия, которые занимаются
определением уровня платежеспособности различных субъектов хозяйствования, их
финансовой устойчивости, способности генерировать чистую прибыль, эффективности
менеджмента и действий персонала и т.д. Основываясь на полученных данных, агентства
определяют рейтинг бизнес-единиц, их акций, облигаций и прочих ценных бумаг. В
странах с развитой экономикой при построении хозяйственных связей учитывается
полученная таким образом информация, что значительно сокращает асимметрию на
рынке ценных бумаг.

2. Дальнейшее развитие антимонопольного
законодательства. Сокращение уровня монополизма позволит сократить
асимметричность на рынке товаров и услуг.

3. Обеспечение развития кредитных
агентств, которые будут аккумулировать страховую и кредитную историю конкретного
физического лица. Аккумулирование такой информации и обеспечение доступа к ней
для всех участников обеспечит более высокую информационную открытость. Банки и
страховые компании активно создают собственные аналитические структуры для этих
целей, но их информация носит в большей степени закрытый характер и имеет
ограничения в доступе.

4. Регулирование рынка рекламы и активное
применение штрафных санкций в случае нарушения установленных правил. Не всегда
производители товаров сообщают правдивую информацию потребителям. Поэтому более
активное регулирование рынка и применение штрафов позволит решить эту проблему.

5. Ужесточение законодательства по
отношению к инсайдерам, которые могут использовать известную только им
информацию для принятия выгодных решений на фондовом рынке.

Можно сделать выводы, что асимметрия приводит к снижению роста
потенциала, как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Предложенные
оптимальные направления деятельности государства (стимулирование развития
рейтинговых агентств, продолжение развития антимонопольного законодательства,
обеспечение развития кредитных агентств, более активное регулирование рынка
рекламы, ужесточение законодательства по отношению к инсайдерам) позволят
значительно снизить интерналии от присутствия асимметричности на рынке.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты роли
государства в решении проблем асимметрии информации 1.1. Сущность дефиниции «асимметрия
информации» В теории договоров и экономике
информационная асимметрия связана с изучением решений в транзакциях, когда одна
сторона имеет больше или лучше информации, чем другая. Эта асимметрия создает
дисбаланс сил в транзакциях, что иногда может привести к сбоям в транзакциях,
что в худшем случае является своего рода провалом рынка. Примерами этой
проблемы являются неблагоприятный отбор [1], моральный риск и монополия на
знания [2].

Информационная асимметрия
распространяется и на неэкономическое поведение. Поскольку частные фирмы имеют
лучшую, чем регулирующие органы, информацию о действиях, которые они
предприняли бы в отсутствие регулирования, эффективность регулирования может
быть подорвана [3]. Теория международных отношений признала, что войны могут
быть вызваны асимметричной информацией [4] и что «большинство великих войн
современной эпохи были результатом того, что лидеры неправильно рассчитали свои
шансы на победу» [5]. Между национальными лидерами существует асимметричная
информация, писали Джексон и Морелли, когда есть различия «в том, что они знают
[то есть во что верят] о вооружениях друг друга, качестве военнослужащих и
тактике, решимости, географии, политическом климате или даже просто
относительная вероятность различных исходов »или там, где имеется« неполная
информация о мотивации других агентов »[6].

Информационная асимметрия изучается в
контексте проблем «принципал – агент», где они являются основной причиной
дезинформации и важны в каждом процессе коммуникации [7]. Информационная
асимметрия контрастирует с идеальной информацией, которая является ключевым
предположением в неоклассической экономике [8].

В 1996 году Нобелевская мемориальная
премия по экономике была присуждена Джеймсу А. Миррлизу и Уильяму Викри за их
«фундаментальный вклад в экономическую теорию стимулов в условиях асимметричной
информации» [9]. Это побудило Нобелевский комитет признать важность
информационных проблем в экономике [10]. Позже они присудили еще одну
Нобелевскую премию в 2001 году Джорджу Акерлофу, Майклу Спенсу и Джозефу Э.
Стиглицу за их «анализ рынков с асимметричной информацией» [11].

Асимметричная информация, также
известная как «информационный сбой», возникает, когда одна сторона
экономической транзакции обладает большими материальными знаниями, чем другая
сторона. Обычно это проявляется, когда продавец товара или услуги обладает
большими знаниями, чем покупатель; однако возможна и обратная динамика.
Практически все экономические операции связаны с асимметрией информации.

«Асимметричная информация» — это
термин, который относится к случаю, когда одна сторона в транзакции владеет
большей информацией, чем другая.

В определенных сделках продавцы могут
воспользоваться преимуществами покупателей, поскольку существует асимметричная
информация, в соответствии с которой продавец знает о продаваемых товарах
больше, чем покупатель. Может быть и обратное.

Асимметричная информация
рассматривается как желаемый результат здоровой рыночной экономики с точки
зрения квалифицированной рабочей силы, когда рабочие специализируются на
торговле, становятся более производительными и приносят большую пользу
работникам других профессий [13].

Асимметричная информация существует в
определенных сделках с продавцом и покупателем, когда одна сторона может
воспользоваться преимуществами другой. Обычно это происходит при продаже
предмета. Например, если домовладелец хочет продать свой дом, у него будет
больше информации о доме, чем у покупателя. Они могут знать, что некоторые
половицы скрипят, в доме слишком холодно зимой или что соседи слишком шумные;
информация, которую покупатель не узнает до тех пор, пока не купит дом. Таким
образом, покупатель может посчитать, что он заплатил слишком много за дом или
не купил бы его вообще, если бы у него была эта информация заранее.

Асимметричную информацию также можно
рассматривать как специализацию и разделение знаний применительно к любой
экономической торговле. Например, врачи обычно знают о медицинской практике
больше, чем их пациенты. В конце концов, у врачей есть обширное образование в
медицинских вузах, которого обычно нет у их пациентов. Этот принцип в равной
степени применим к архитекторам, учителям, полицейским, адвокатам, инженерам,
инструкторам по фитнесу и другим подготовленным специалистам. Таким образом,
асимметричная информация чаще всего приносит пользу экономике и обществу в
плане повышения эффективности.

Модели асимметрии информации
предполагают, что по крайней мере одна сторона транзакции имеет соответствующую
информацию, тогда как другая (ие) нет. Некоторые асимметричные информационные
модели также могут использоваться в ситуациях, когда по крайней мере одна
сторона может обеспечить соблюдение определенных частей соглашения или
эффективно отомстить им, в то время как другая (ие) не может [16].

В моделях неблагоприятного выбора невежественная
сторона не имеет информации во время переговоров о согласованном понимании
сделки или заключения контракта с ней, тогда как в случае морального риска
невежественная сторона не имеет информации о выполнении

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы