Курсовая с практикой на тему Роль государства в развитии системы бизнес-образования в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Бизнес-образование в РФ и его государственное регулирование 7
1.1. Система бизнес-образования в РФ: общая характеристика 7
1.2. Государственное регулирование бизнес- образования в РФ 10
1.3.Зарубежный опыт государственного регулирования системы бизнес-образования 21
Глава 2. Программа государственной поддержки системы бизнес-образования в РФ 25
2.1. Проблемы развития бизнес-образования в РФ 25
2.2. Направления государственной поддержки развития системы бизнес-образования в РФ 31
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Актуальность исследования. Судьба социально-экономических реформ в России в подавляющем большинстве случаев рассматривается с точки зрения совершенствования законодательства, выработки промышленной политики, изменений системы государственного управления и т.д. Образование как системообразующий элемент функционирования общества в том же контексте обсуждается редко. Однако и при обсуждении модернизации российского образования больше всего копий ломается вокруг проблем содержания среднего образования, перехода к двенадцатилетнему среднему образованию, финансирования первого высшего образования – одним словом, внимание общества сконцентрировано на среднем и базовом высшем образовании. Гораздо реже и почти исключительно на страницах профильных изданий появляются обзоры программ бизнес-образования, обычно сводящиеся к прямому сравнению состояния дел в России и в развитых странах Запада. Между тем, состояние российского бизнес-образования, на наш взгляд, в существенной степени определяет и будет определять ход социально-экономических реформ в стране и поэтому должно стать предметом детального обсуждения специалистами и представителями бизнес-сообщества.
Степень изученности проблемы. Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологической базой для работы были научные идеи российских и зарубежных ученых, занимающихся разработками проблем отечественного образования.
Отдельные вопросы образовательной системы, принципы управления этой системы на рынке рассматривались такими зарубежными учеными как, Р. Акофф, Б. Ридинг, Ф.Г. Абах и др.
Методологические вопросы организационной системы высшего учебного заведения и ее основные функции рассматриваются в трудах А.Г. Асмолова, Е.П. Белозерцева, В.М. Димова, Л.Г. Когана, В.А. Копылова, В.Т. Лисовского, В.Д. Попова, Г.А. Резника и др.
Следует выделить следующих отечественных педагогов как Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Я. Данилюк, Л.В. Занков, Т.Г Ивошин, А.Н. Леонтьев, С.Б. Мойсечук, Т.А. Осипов, В.В. Рубцова, В.И. Слободчиков, Л.Н. Седова, С. Чистяков Д.Ю. Эльконин труды которых посвящена вопросам развивающей образовательной среды в Вузе, ее основные компонентам и условиям создания.
Проблема управления образовательными системами получила отражение в исследованиях Т. М.Давыденко, Т. И.Ильиной, Н. В.Кузьминой, М. М.Поташника, В. П.Симонова, Т. И.Шамовой, В. А.Якунина и других. Изучение этих исследований позволяет обобщить различные подходы к управлению системой образования в современных условиях.
Проведенный ими анализ функционирования системы образования позволил понять причину вступления России в Болонский процесс.
Между тем, изученность вопроса в развития системы высшего образования Российской Федерации на основе принципах международных стандартов ученым малоисследована
В свете исследуемой темы, считаем необходимо отметить научные труды и проекты, опубликованные в РАНХиГС, посвященные исследованию теории и практики становления образования современной в Российской Федерации.
Цель исследования – синхронизировать стратегии развития страны (РФ) со стратегиями бизнеса.
Задачи исследования:
1. исследовать теоретические аспекты управления высшим учебным заведением в современных условиях;
2. рассмотреть основные функции бизнес-образования в России;
3. проанализировать основные модели бизнес-образования в России;
4. определить основные профессиональные стандарты в России;
5. выявить направления совершенствования государственного регулирования бизнес-образования в РФ.
Объект исследования – бизнес-образование в России.
Предмет исследования – организационно-управленческие отношения вмешательства государства в сферу бизнес-образования.
Информационно-эмпирической базой исследования явились нормативные материалы, официальная информация органов Федеральной службы государственной статистики России и Таджикистана, нормативно-справочные материалы, материалы научной литературы, международные стандарты, а также авторские разработки.
В качестве теоретической базой исследования выступают научные труды ученых стран науки педагогики, психологии, менеджмента, экономики, социологии Российской Федерации, экономистов, политологов и педагогов дальнего зарубежья, а также законодательные и нормативные акты Российской Федерации, в частности Конституция Российской Федерации, Законы, Постановления Правительства Российской Федерации, имеющие отношение к проблемам высшего образования, а также Концепции и программы различного уровня.
Научная новизна курсовой работы заключается в уточнении и дополнении, с учетом реформирования российской системы образования основные функции и принципы управления высшего образовательного учреждения, а также обосновании практических рекомендаций по внедрению и использованию международных стандартов в управленческую модель учреждений высшего образования в условиях европейского образовательного пространства.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выводы, полученные в процессе исследования, а также сформулированные практические предложения могут способствовать совершенствованию федерального и регионального законодательства в образовательной сфере. Положения исследования использованы в подготовке локальных нормативных актов по месту работы. Материалы работы могут использоваться в правотворческой деятельности для совершенствования административного законодательства, а также в процессе преподавания учебных дисциплин ―Административное право.
Заключение:
Сам термин «бизнес-образование» появился у нас недавно. Под ним понимают процесс получения знаний и внедрения их на практике. Фактически он совмещает теорию и апробацию в одном лице.
В этом сегменте выделяют несколько сфер:
– программы бизнес-школ, курсы по повышению эффективности управления и пр.;
– обучение в ВУЗах конкретной специальности (экономист, юрист, налоговик и пр.);
– курсы личностного роста, повышения квалификации и пр.
Сейчас государственное образование для развития бизнеса в России строится на следующих моделях:
Традиционное высшее.
Освоить данную степень можно в любом ВУЗе, где студенты могут обучиться по направлению «Менеджмент», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Налоги и налогообложение», «Управление персоналом» и пр. В ходе обучения человек получает обширную базу знаний, затрагивающую основные аспекты по управлению компанией.
Профпереподготовка.
Подобные курсы подходят для людей, имеющих определенный опыт. Как правило, они представлены в виде семинаров, вебинаров, курсов и рассматривают узкий спектр проблем.
Пройти курсы профпереподготовки может каждый желающий, который имеет оконченное образование и малейшие представления о своей профессии, сфере деятельности. На них обсуждаются вводимые новшества, механизмы, призванные усовершенствовать рабочий процесс, актуальные проблемы бизнеса.
Курсы по повышению квалификации.
Чаще всего предприятия направляют на подобные курсы конкретных работников в соответствии с собственными нуждами. На них детально изучают узкоспециализированные направления, темы, совершенствуя представления и умения работников.
МВА-программы.
Цель таких программ – повысить качество управления, менеджмента компании, сделать из обычного управленца настоящего профессионала. Такие курсы проводят только те учебные заведения и центры, которые прошли государственную аккредитацию.
В России практикуют следующие виды бизнес-образования: высшее и дистанционное. В рамках высшего образования человек получает степени бакалавра, а затем при желании магистра. Этот вид образования дает общие представления о ведении бизнеса и готовит узкоспециализированные кадры, которые смогут разбираться в ведении бизнеса.
Дистанционное обучение предполагает получение образования в свободное от работы время. Качество такого формата значительно уступает обучению в ВУЗе на очной или заочной основе, но все же помогает людям разобраться в вопросах: «Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему?» и открыть свое дело.
Эксперты определили 5 ведущих вузов, которые задействованы в концепции «бизнес-образования»:
– Высшая школа менеджмента СПбГУ;
– Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС;
– Институт бизнеса и экономики;
– Бизнес-школа Intergral на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова;
– Московская международная высшая школа бизнеса (МИРБИС).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Бизнес-образование в РФ и его государственное регулирование
1.1. Система бизнес-образования в РФ: общая характеристика
Бизнес-образование – термин, появившийся сравнительно недавно. Он обозначает процесс получения знаний в классическом понимании этого слова и одновременную их апробацию на практике.
Если сегодня в институтах и университетах главенствует принцип «изучить», то в этой системе – «научить». В основном программы бизнес-обучения предназначены для специалистов, уже имеющих диплом вуза, занимающих управленческие должности и при этом стремящихся расширить свой профессиональный кругозор. На занятиях рассматриваются как конкретные аспекты, связанные с руководством компанией, так и вопросы личностного роста.
В этой области бизнес-образования можно выделить несколько больших сфер: разнообразные программы бизнес-школ, нацеленные на получение новых знаний и навыков, позволяющих эффективно управлять компанией любой отрасли; коучинг, помогающий достичь баланса между личными и профессиональными целями.
Имеется возможность выбора как больших комплексных курсов, так и прикладных, рассчитанных на решение конкретных проблем.
Бизнес-образование в России изначально строилась по калькам с западного образца. Время показало неполную востребованность прозападных курсов в отечественных реалиях. Поэтому многие программы были приведены в соответствие конкретным запросам слушателей и перенацелены на решение актуальных российских бизнес-проблем. По мнению современных ученых (например, доктора физико-математических наук, декана высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, С. Филоновича), в России можно выделить несколько крупных ответвлений обучения в этой области: формально-традиционное – речь идет о получении диплома магистра или бакалавра.
В России он все еще пользуется популярностью, хотя на Западе больше ценится наличие практического опыта.
Некоторые специалисты отмечают, что, несмотря на довольно большое количество предложений, действительно полезных среди них не так уж много. В связи с этим необходимо максимально тщательно относиться к их выбору.
Государственное бизнес-образование реализуется в четырех моделях:
Традиционное высшее. Его получают в различных университетах, которые готовят специалистов в сферах предпринимательства, бизнеса и менеджмента. Среди достоинств можно назвать внушительную материально-техническую базу учебных заведений. В качестве минусов (хотя в некоторых случаях это может быть плюсом) нужно отметить узкую специализацию выпускников, вследствие чего могут отсутствовать навыки масштабного мышления.
Профессиональная переподготовка. Целевая аудитория в этом случае – слушатели с определенным практическим опытом. Преподают не столько профессора с высоким уровнем знаний, сколько специалисты, имеющие помимо научной квалификации обширную практику. От первого высшего образования переподготовка отличается меньшей формальностью, более творческим характером курсов. Выпускники программ могут занимать управленческие должности среднего звена. В числе последних трендов можно отметить обучение без отрыва от работы, которое становится все более популярным, но большого распространения пока не получило.
Повышение квалификации. Отличается более узкой профильной направленностью, глубоким изучением конкретных тем. Часто такие программы разрабатываются на основе запросов профессиональных сообществ или групп.
MBA-программы. Они направлены непосредственно на формирование качеств профессионального менеджера, способного управлять на определенном уровне любой компании. Как правило, предназначены для людей, уже имеющих за плечами практический опыт. Их цель – достижение абсолютно нового уровня – квалификации управленца-профессионала высшего класса. К этим программам имеются четкие государственные требования .
Сертифицированные курсы MBA могут реализовываться учебным заведением только при наличии у него госаккредитации. Все эти меры были призваны поднять область бизнес-образования на высокий уровень, что оказало глубокое положительное влияние как на экономику РФ и качество кадров административного ресурса.
Огромный вклад в развитие отрасли внесла Российская ассоциация бизнес-образования. У ее истоков стоят знаменитые руководители первых отечественных бизнес-школ – Буренин В. А., Евенко Л. И., Мануковский А. Б. Создавалась РАБО с целью обеспечения взаимодействия и координирования работы школ, а также приведения их деятельности к единому знаменателю. Только на первом собрании РАБО присутствовало более 20 руководителей разных компаний, оказывающих услуги в данной сфере. Главным достижением ассоциации можно считать дидактические наработки, совмещающие зарубежный и отечественный опыт. Свою цель РАБО видит в формировании структуры бизнес-образования, способной готовить специалистов, навыки которых будут соответствовать стандартам мирового уровня.
На сегодня в состав ассоциации входят 150 организаций. Два раза в год выходит журнал «Бизнес-образование», в котором освещаются насущные проблемы отрасли, обсуждаются и декларируются стратегии и планы дальнейшего развития.