Курсовая с практикой на тему Роль эмоционального фактора в решении моральных дилемм
- 
												Оформление работы
- 
												Список литературы по ГОСТу
- 
												Соответствие методическим рекомендациям
- 
												И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
 на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение	3
Глава 1. Теоретический анализ роли эмоционального фактора в решении моральных дилемм	6
1.1. Эмоции и размышления в решении моральных дилемм	6
1.2. Влияние фрустрации на актуализацию субъектом моральных дилемм	13
Выводы по главе 1	17
Глава 2. Эмпирическое исследование роли эмоционального фактора в решении моральных дилемм	18
2.1. Организация и методы исследования	18
2.2. Результаты исследования и их обсуждение	21
Выводы по главе 2	27
Заключение	29
Список литературы	31
Введение:
Актуальность исследования. Изучение того, как люди принимают моральные решения, остается актуальным вопросом, который всегда будет интересовать ученых и мыслителей. В течение десятилетий философы и психологи разрабатывали различные концепции, например, «золотое правило морали», «категорический императив» Канта, утилитаризм, которые пытаются объяснить, как решать моральные дилеммы. Одним из важных аспектов изучения этой темы является определение роли, которую играют эмоции и рациональные рассуждения в процессе принятия моральных решений.
Исследование взаимосвязи между эмоциями и рациональными рассуждениями в моральных вопросах принято считать началом серьезных теоретических работ с времен Нового времени, когда началась дискуссия об этическом сентиментализме. Стэнфордская энциклопедия философии утверждает, что для представителей этой традиции (широко понимаемой, включающей не только Новое время, но и более ранние периоды) эмоции и желания играют ключевую роль в структуре морали.
Оппоненты такого подхода разной степенью согласия считали, что решающую роль в морали играет разум. В настоящее время эта тема по-прежнему актуальна, хотя и стала менее раздутой. Начиная с XXI века в философии стали наблюдаться значительное увеличение исследований в этой области, частично благодаря нейронаукам, которые предоставили большое количество эмпирического материала для изучения данной темы. Использование эмпирического материала, полученного в рамках других наук, к обозначает тренд в этике нового тысячелетия, часто называемый «эмпирическая этика», «экспериментальная моральная философия» или «эмпирически ориентированная философия». При этом, разум и эмоции, как правило, не рассматриваются как противоположности, а, скорее, как взаимодействующие факторы, которые обеспечивают сложное разнотипное взаимодействие. В этой связи, многие современные философы разрабатывают концептуаальные модели, которые описывают способы взаимодействия разума и эмоций в процессе принятия моральных решений.
В области морального содержания отвращения значимыми являются труды Д. Келли, а также работы Ш. Николса, которые изучают связь норм, запрещающих наносить ущерб другому, с эмоциональной реакцией человека на такой ущерб. Критический анализ современного эмпирического сентиментализма представлен в работах Дж. Дармса и Д. Якобсона. В процессе принятия моральных решений рассматриваются роль эмоций и рациональных соображений в трудах Д. Писарро и Ч. Гелион, Дж. Хайдт и С. Кесбир, а также Дж. Грина и других авторов.
Цель исследования – раскрыть роль эмоционального фактора в решении моральных дилемм.
Объект исследования – эмоциональный фактор.
Предмет исследования – роль эмоций в решении моральных дилемм.
Задачи исследования:
1.	Раскрыть эмоции и размышления в решении моральных дилемм	.
2.	Описать влияние фрустрации на актуализацию субъектом моральных дилемм.
3. Провести эмпирическое исследование роли эмоционального фактора в решении моральных дилемм.
Гипотеза исследования: если человек эмоционально стабилен, то он с лёгкостью решает моральные дилеммы.
Методы исследования:
	теоретические: анализ психологической литературы, описание, классификация, дедукция, индукция, сравнение.
	эмпирические: опрос, тест, качественный и количественный анализ результатов исследования.
	математико-статические: коэффициент корреляции Спирмена, критерий Стьюдента.
База исследования: компания «МГТС» (главный офис г. Москва)
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для создания образовательных материалов и программ для школьников и студентов, которые хотели бы развивать свои эмоциональные навыки и лидерские качества.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Человеческое моральное решение часто определяется не только рациональными факторами, но и эмоциями. Это может быть хорошо описано с помощью идеи нелинейности. В отличие от линейного отзыва, который является прямо пропорциональным влиянию, нелинейный отзыв предполагает разнообразие реакций, каждая из которых не является точно определенной. Таким образом, нравственное решение человека не является однозначно определенным эмоциями, которые его предшествуют, и может быть значительно изменено как рациональными соображениями, так и ситуативными факторами. Кроме того, соображения, которые предшествуют решению, не всегда оказывают непосредственное влияние на само решение. Однако, это не означает, что эмоции и рассуждения не играют важную роль в принятии нравственных решений. Напротив, они могут существенно влиять на то, как человек оценивает ситуацию и какие варианты решений он считает доступными. Например, эмоции, такие как страх или гнев, могут усиливаться в некоторых ситуациях и стать доминирующими факторами при принятии решений. Также рассуждения могут быть опорожнены эмоциями, если человек не способен разделить свои эмоции и субъективные оценки от объективных фактов.
Понимание того, как именно эмоции и рассуждения влияют на принятие моральных решений, требует более сложного подхода, чем предположение о доминировании одного из этих факторов. В реальности, эмоции и рассуждения могут взаимодействовать друг с другом на различных уровнях, и их влияние на принятие моральных решений может быть сложным и непредсказуемым. Например, эмоции могут усиливать или ослаблять рассуждения, в зависимости от того, как они влияют на способность человека к логическому мышлению. В то же время, рассуждения могут влиять на то, как человек оценивает и обрабатывает свои эмоции.
Принятие моральных решений не зависит от степени влияния эмоциональных или рациональных факторов, а определяется сложной комбинацией всех этих факторов. Нельзя утверждать, что моральное решение пропорционально предшествующим ему эмоциям или соображениям, или что оно однозначно детерминировано такими факторами.
Принятие моральных решений является сложным и разнообразным процессом, который включает в себя взаимодействие эмоциональных и рациональных факторов. В некоторых случаях рассуждения могут быть использованы для рационализации исходной эмоциональной реакции, в других случаях соображения могут предшествовать эмоциональной реакции и определять ее, а иногда между этими факторами может существовать циклическая причинность.
Влияние эмоций или рациональных рассуждений на моральное решение имеет нелинейный характер.
Таким образом, эмоции и рациональные рассуждения влияют на принятие моральных решений непостоянно и неоднородно. Их влияние не может быть точно предсказано и имеет нелинейный характер.
Цель нашего исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
. Эмоции и размышления в решении моральных дилемм
Многочисленные современные исследования показывают значительную, если не решающую, роль эмоций в процессе принятия человеком многих моральных решений. Например, исследования с использованием нейровизуализации показали, что задачи, в которых испытуемые размышляют над некоторыми нравственными проблемами, активируют в их мозге участки, отвечающие за эмоции . Другие исследования показали, что манипуляции с эмоциональными состояниями могут изменять моральные суждения человека . Например, участники эксперимента, в которых вызвали чувство отвращения, были более строгими в оценке определенных нравственных нарушений. Также установлено, что, поднимая людям настроение, можно стимулировать их к тому, чтобы предлагать больше помощи другим. Теми факторами, что поднимали настроение в исследованиях, были хорошая погода, веселая музыка, красивые воспоминания, приятные ароматы.
Клинические исследования выявили связь между повреждениями мозговых участков, отвечающих за эмоции, и расстройствами в моральном поведении. В одном из них установлено, что люди с повреждением вентромедиальных участков префронтальной коры головного мозга (ventro-medial prefrontal cortex), в отличие от здоровых людей, в задачах, в которых перед ними стоит выбор пожертвовать жизнью одного человека (лично толкнув его на путь) ради того, чтобы спасти жизни шестерых людей, вступающих в этот шаг (т.е. действуют как крайние утилитаристы) .
Поэтому авторы данного исследования отмечают, что этот участок головного мозга является критически важной для нормальных суждений о том, что хорошо, а что плохо, по крайней мере для определенной категории моральных дилемм . Дж. Хайдт и С. Кесбир отмечают, что люди, у которых повреждены вентромедиальные участки префронтальной коры головного мозга, теряют способность интегрировать эмоции в процесс рассуждения и принятия решений. Они хорошо знают, какие нормы морали существуют в обществе, однако не могут делать правильного морального выбора, поскольку лишены интуитивного ощущения правильности. Часто в них происходит упадок нравственной личности. Если же повреждения произошли еще в детстве, то в них может развиться поведение, которое свойственно психопатам . Исследователи отмечают, что около 1% мужчин и значительно меньше женщин являются психопатами и они совершают 50% всех тяжких преступлений. Исследования показали у таких людей недостаток моральных эмоций. Они имеют достаточный набор знаний о социальных нормах, но им не хватает эмоциональной реакции на них.