Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль электронных образовательных ресурсов в создании предметно-развивающей среды младшего школьника.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ РОЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 5

1.1. Характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе 5

1.2. Значение электронных образовательных ресурсов в создании предметно-развивающей среды в начальных классах 9

Выводы по главе 1 13

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ 14

2.1. Требования к электронным образовательным ресурсам 14

2.2. Создание предметно-пространственной среды с использованием электронных образовательных ресурсов 16

Выводы по главе 2 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

  

Введение:

 

Одна из целей современного российского образования — информатизация образовательного процесса. Учебный процесс требует существенного расширения арсенала средств обучения за счет широкого использования ИКТ, в частности, электронных образовательных ресурсов. За последние несколько лет количество информационных электронных образовательных ресурсов многократно увеличилось: электронные образовательные ресурсы, интерактивные учебники, аудиокниги, дистанционное обучение, системы удаленного присутствия и другие.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет один из метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования как «активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач». Из этого следует, что необходимо использовать электронные образовательные ресурсы при создании предметно-развивающей среды в начальных классах [2].

Предметно-развивающая среда — это комплекс эстетических, психологических и педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованных в пространстве и времени, насыщенных разнообразными предметами и игровыми материалами. Она способствует становлению и утверждению чувства уверенности в себе, позволяет учащимся проверить и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативы, творчества.

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды учебного класса отражен в научных трудах. Исследованию данного вопроса посвящены работы таких авторов: А.З. Зак, В.А. Ясвин, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Е.В. Высоцкая, И.А. Баева, И.М. Улановская, М.Ю. Гладких, Н.И. Поливанова, О.Л. Трофименко и др.

В последнее время тема электронных образовательных ресурсов часто обсуждается в педагогических кругах. Целесообразность их применения, редактирования, риски использования в образовательном процессе — всё чаще становятся предметом профессиональных педагогических дискуссий. Это обусловлено тем, что именно электронные образовательные средства позволяют наиболее полно и качественно обеспечить реализацию общедидактических принципов наглядности и доступности.

Объект исследования: предметно-развивающая среда.

Предмет исследования: роль электронных образовательных ресурсов в создании предметно-развивающей среды.

Цель исследования: изучение роли электронных образовательных ресурсов в создании предметно-пространственной среды.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать предметно-развивающую среду в начальной школе;

2. Определить значение электронных образовательных ресурсов в создании предметно-развивающей среды в начальных классах;

3. Выявить требования к электронным образовательным ресурсам;

4. Описать процесс создания предметно-пространственной среды с использованием электронных образовательных ресурсов.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении роли электронных образовательных ресурсов в создании предметно-развивающей среды в начальной школе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы практикующими педагогами в организации предметно-развивающей среды в начальной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так мы охарактеризовали предметно-развивающую среду в начальной школе

Предметно-развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами, и что правильно организованная предметно развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Определили значение электронных образовательных ресурсов в создании предметно-развивающей среды в начальных классах. Создание оптимального школьного кабинета, оснащенного персональным компьютером, новейшими техническими средствами обучения и другим современным оборудованием, где рационально размещены стенды и плакаты, учебно-наглядные пособия, является одной из задач создания образовательной среды в классе.

Выявили требования к электронным образовательным ресурсам. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, непрерывного и устойчивого доступа всех участников образовательного процесса к любой информации, касающейся реализации основной образовательной программы, планируемых результатов, организации образовательного процесса и условий его осуществления.

Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками и (или) учебниками с электронными приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы начального общего образования на языках обучения и воспитания, определенных учредителем образовательного учреждения.

Описали процесс создания предметно-пространственной среды с использованием электронных образовательных ресурсов. использование ИКТ позволяет эффективно организовать учебный процесс:

— предоставить учебный материал в текстовой и в мультимедийной форме, что позволит разнообразить формы уроков и вызвать интерес учащихся к изучаемому материалу;

— автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний учащихся и процесс освоения, закрепления и использования учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;

— индивидуализировать обучение;

— увеличить объем получаемой информации.

Очевидно, что дальнейшее развитие начального образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением информационно-коммуникативных технологий для развития познавательной способности младших школьников. Особенностью профессиональной деятельности учителя начальных классов стало то, что именно он адаптирует детей к образовательной среде, показывает особенности обучения и самообразования в условиях информационного общества, реализует развивающую функцию обучения в условиях информационной среды.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ РОЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Характеристика предметно-развивающей среды в начальной школе

Современная школа — это место, где ребенок испытывает широкий спектр эмоциональных и практических взаимодействий со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития областях. В школе ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном кабинете [4]

Предметно-развивающая среда — это совокупность эстетических, психологических и педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованных в пространстве и времени, насыщенных разнообразными предметами и игровыми материалами.

История педагогики знает некоторые подходы к организации развивающей среды. Интерес представляют идеи М. Монтессори и В.А. Сухомлинского.

Мария Монтессори говорила, что «основой является среда ребенка, организованная в соответствии с потребностями психической жизни» [10]. Следует отметить, что она называла эту среду «подготовленной средой» и впервые использовала идею зонирования детского пространства: зона практической жизни, зона сенсорного развития, языковая зона, математическая зона, космическая зона [10].

Особенности «подготовленной среды» М. Монтессори:

1. Мебель, соответствующая росту детей (легкие столы и стулья, низкие полки, выключатели и ручки и т.д.);

2. 5-6 ковриков для индивидуальной работы;

3. Развивающие материалы сгруппированы и разложены по отдельным коробкам, полностью подготовлены к работе и лежат в строго определенных местах, доступных ребенку;

4. Уголок с игрушками, диван и библиотека выделены в отдельную зону;

5. Спортивный комплекс и «шумная комната» выделены в отдельную зону или примыкают к рабочему кабинету;

6. Туалетная комната;

7. Детская кухня выделена в отдельную зону с посудой и постоянным доступом к воде;

8. Гардеробная комната с открытыми стеллажами, с зеркалом и индивидуальными пакетами для сменной одежды и обуви.

9. Зеленый уголок [8].

В своем подходе она выдвинула следующие требования к образовательному пространству:

1. Классная комната должна быть просторной. Лучший вариант освещения класса — панорамные окна;

2. Цвета классной комнаты должны успокаивать, не вызывать детского возбуждения и быть подходящими для работы;

3. обязательно наличие доступа к воде;

4. В качестве непременного атрибута в классе должны присутствовать комнатные растения, и дети должны иметь к ним доступ;

5. Предметы, окружающие ребенка, должны соответствовать его возрасту, росту и пропорциям.

6. Обстановка должна быть максимально приближена к домашней [10].

Основная идея при планировании предметно-развивающей среды Монтессори — создать пространство, которое не только обеспечивает ребенку комфорт, но и способствует его развитию через материальное окружение.

В Монтессори-школе образовательная среда, окружающая ребенка, дополняется следующими зонами: музыкальной, художественно-танцевальной, географической, естественно-научной, иностранного языка и т.д. [8]

В подходе В.А. Сухомлинского к формированию предметно-развивающей образовательной среды системообразующим элементом являются объекты, создаваемые учащимися, и инструменты для их создания. Он сказал: «Воспитание средой, воспитание вещами, созданными самими учащимися, обогащающими духовную жизнь коллектива, является, на наш взгляд, одной из самых тонких сфер педагогического процесса» [12].

В «Школе радости» Сухомлинского нет четкого деления на зоны воспитательной среды школы, нет конкретных названий, но анализ его работ позволил нам выделить некоторые зоны и дать им условные названия, исходя из задач воспитания ребенка:

1. Зона любви и заботы о матери («Сад матерей»);

2. Зона творчества («Комната сказок»);

3. Зона гражданственности и героизма («Сад Героев»);

4. Зона заботы о природе (сад, огород, теплица, крольчатник и мн.др);

5. Зона тишины и размышлений;

6. Зона здоровья и спорта и т.д. [12].

Интересны также исследования профессора Сьюзен Б. Нойман. Она выделяет такие компоненты предметно-развивающей среды:

— Обстановка (мебель, гигиена и чистота, организация пространства), условия для различных видов детской деятельности (музыка, подвижные и интеллектуальные игры, рисование, танцы и т.д.),

— Наличие дидактических материалов (канцелярские принадлежности, дидактические и развивающие игры, книги, компьютеры),

— психологический климат и условия взаимодействия (мастерство педагога, общение между детьми, взаимодействие с родителями).

По мнению С. Ньюмана, предметно-развивающая образовательная среда — это не только материально-техническая составляющая среды, но и умение педагога использовать ее для создания условий, выявляющих и развивающих способности ребенка [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы