Курсовая с практикой на тему Роль двигательной активности в сохранении здоровья учащихся начальных классов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты
двигательной активности учащихся начальных классов 5
1.1 Понятие двигательной активности
и ее роль в жизни учащихся начальных классов 5
1.2 Восполнение двигательной
активности детей младшего школьного возраста в образовательной среде
современной школы.. 11
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Экспериментальное
исследование роли двигательной активности в сохранении здоровья учащихся
начальных классов. 19
2.1 Характеристика выборки, методы проведения исследования и
его результаты.. 19
2.2 Рекомендации для повышения
двигательной активности учащихся начальных классов. 24
Выводы по 2 главе. 28
Заключение. 29
Список использованной литературы.. 31
Введение:
Двигательная
активность в качестве элемента здорового образа жизни выполняет определенную
роль в общей цепи профилактических мероприятий, что используются в качестве
одного из методов лечебной практики.
За счет
двигательной активности возможно поддержание оптимальной физической формы и
обеспечение хорошего самочувствия. Кроме того, мышечная работа способствует
насыщению организма кислородом и питательными веществами, нормализации обмена
веществ, повышению иммунитета. За счет мышечных нагрузок усиливается
кровоснабжение, а значит и функциональные возможности головного мозга.
Особенно важна
постоянная двигательная активность для учащихся начальной школы, т.к. служит
условием не только личностного, но и познавательного развития детей. Однако
оказавшись в школе, дети попадают в условия, ограничивающие их двигательную
активность, что связанно с режимом обучения, перегруженностью учебной программой
и отсутствием систематических и достаточных занятий физическими упражнениями. Такие
перемены ведут к перегрузкам и развитию психосоматических нарушений.
Важность
двигательной активности в жизнедеятельности младшего школьника подтверждена
многими авторами (И.М. Баканов [2], А.В. Жмулин [6], С.В. Начинская [14], Л.И.
Лубышева [11], В.И. Лях [12], В.Р. Кучма [10] и др.). Но сегодня, из-за
интенсификации образования двигательная активность учащихся сокращается, что
неоднократно отмечено многими специалистами физического воспитания (Е.В.
Осолодкова [16], А.Г. Комков [9] и др.).
Помимо этого,
исследования, проводимые в 2017-2019 гг. среди первых классов в России,
показали, что в 2017-2018 учебном году количество первоклассников с 3-5 группой
здоровья составило 25% от общего количества первоклассников. Тогда как в
2018-2019 их количество достигло уже 34% [15].
Поэтому сейчас
остро стоит вопрос разработки новых форм и средств двигательной активности
школьников начальных классов, как важнейшей составляющей профилактики
заболеваемости.
Цель
исследования – рассмотреть, какую роль играет
двигательная активность в сохранении здоровья учащихся начальных классов.
Объект
исследования: здоровье учащихся начальных классов.
Предмет
исследования: двигательная активность младших
школьников, как составляющая сохранения их здоровья.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что:
— основная масса
учащихся младших классов нуждается в увеличении двигательной активности для улучшения
состояния их здоровья;
— в
образовательном процессе школы используется минимальное количество форм
повышения двигательной активности учащихся.
Задача
исследования:
1. Рассмотреть, что подразумевается под
двигательной активностью, и какую роль она играет в жизни школьника.
2. Охарактеризовать особенности восполнения
двигательной активности детей младшего школьного возраста в образовательной
среде.
3. Выяснить роль двигательной активности в
сохранении здоровья учащихся начальных классов и составить рекомендации ее
повышения.
Теоретико-методологические
основы исследования: подход к пониманию образовательной роли
двигательной активности для школьника (П.Ф. Лесгафт), исследования по объективному измерению двигательной
активности детей (Н.Т. Лебедевой, Р.А. Ахундову и др.), концепция двигательной
активности младших школьников (В.К. Бальсевич) и т.д.
Методы
исследования: в работе использован комплекс общенаучных
методов построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ
литературы); эмпирические методы (опрос).
Практическая
значимость: результаты работы могут быть использованы
для построения двигательной активности в учебном процессе начальной школы.
Структура исследования: работа объемом 33 страницы,
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Работа посвящена
изучению роли двигательной активности в сохранении здоровья учащихся начальных
классов. Исследование проведено на теоретическом и практическом уровнях.
В первой главе
представлена теоретическая часть исследования. Было охарактеризовано понятие
двигательной активности, представляющее собой совокупность разнообразных движений, совершаемых индивидом в
определенный промежуток времени, выражаемая в единицах затраченной энергии или
количестве произведенных движений.
Выяснено, что у детей младшего школьного возраста
гигиеническая норма двигательной активности, которая обеспечивает нормальное
здоровье и развитие организма, составляет 6-15 часов организованных занятий в
неделю. Если учесть общую двигательную активность, требующуюся растущему
организму, то необходимый уровень количества организованных и неорганизованных
занятий должен составлять 12-30 часов в неделю.
Однако с поступлением в школу, общая двигательная активность
детей падает почти на 50%, и продолжает снижаться от младших классов к старшим.
При малоподвижном положении снижается функционирование многих систем организма
у школьника, в особенности сердечнососудистой и дыхательной. Поэтому
единственная возможность для нейтрализации отрицательных явлений, возникающих у
школьников в процессе продолжительной низкой двигательной активности, состоит в
организованной физической деятельности.
Школа имеет
большие возможности для повышения двигательной активности учащихся начальных
классов. Это в первую очередь урочные формы – урок физкультуры,
физкультминутки, утренняя гимнастика, активные игры, как в процессе уроков, так
и на переменах и внеурочные – секционные занятия, спортивные соревнования и
т.п.
Вторая глава
посвящена практическому исследованию роли двигательной активности в сохранении
здоровья учащихся начальных классов. В исследовании принимали участие 80 учащихся 2-3 классов Базой исследования выступила
школа №…. в городе….
Исследование
показало, что среди учащихся начальных классов присутствуют дети, которые по различным причинам не
принимают участия в физкультурных мероприятиях. Они составляют 33,75% от всех
опрошенных учащихся. Дети, которые занимаются физкультурой редко (не более 2
раз в неделю). Они составляют 37,5% от общего числа опрошенных учащихся. И
дети, которые регулярно занимаются физическими упражнениями в виде утре ней и
вечерней зарядки, посещают спортивные секции и т.п. Таких 28,75%, т.е. самая
малочисленная группа.
Наибольшее число
пропускающих школу по причине болезни (38,4%) именно среди учащихся проявляющих
низкую двигательную активность. Тогда как среди регулярно занимающихся
физической культурой, таких лишь 8,9%.
Школа еще больше снижает двигательную активность учащихся
начальных классов, т.к. в ней использование урочных форм повышения двигательной
активности носит минимальный характер. Несмотря на некоторую системность их
использования, они недостаточны для осуществления полноценной активности
учащихся начальных классов. Кроме того, отсутствуют какие бы, то ни было
внеурочные формы.
Другими словами, двигательная
активность является необходимым условием поддержания нормального
функционального состояния организма. Отсутствие рациональных физических
нагрузок в первую очередь сказывается на здоровье, т.к. снижается
сопротивляемость организма различным простудным заболеваниям (ОРВИ, ОРЗ, грипп
и т.д.).
Таким образом,
цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза исследования
подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
1.1 Понятие двигательной активности и ее роль в жизни учащихся
начальных классов
Существенный компонент любого вида деятельности (игровой,
трудовой, учебной) – это движение. Именно этим и объясняется необходимость
глубокого изучения двигательной активности в единстве с деятельностью и тесной
ее взаимосвязи с различными сторонами развития.
«Двигательная активность представляет собой вид деятельности
человека, при котором активацией обменных процессов в скелетных мышцах
обеспечивается их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в
пространстве» [23, с. 208].
Если сказать по простому, то двигательная активность – это
совокупность разнообразных движений, совершаемых индивидом в определенный
промежуток времени, выражаемая в единицах затраченной энергии или количестве
произведенных движений (локомоций). Еще проще можно сказать, что двигательная
активность – это деятельность, характеризующая активность двигательного
аппарата человека.
Двигательную активность принято измерять в количестве
израсходованной энергии при совершении какой-либо деятельности (в кал или Дж за
единицу времени), в количестве выполненной работы (число сделанных шагов,
затраты времени при совершении движений за сутки, за неделю и т.п.).
Как физиологический процесс двигательная активность
проявляется у любого живого существа. При этом, она может быть низкой, когда
человеком осознанно/вынужденно ведется малоподвижный образ жизни или высокой, к
примеру, у индивида, занимающегося спортом. Она состоит из любого вида мышечной
деятельности (труд, обучение и физические упражнения). То есть, человек может
выполнять специальные физические упражнения (приседания, подтягивания), или
заниматься работой по дому (уборка квартиры), или просто пройтись по улице.
Двигательную активность разделяют на три основные формы:
обязательную и самостоятельную. Обязательные формы в имеющейся литературе
оцениваются с множественных позиций: социальной, политической, педагогической,
психологической, медицинской и т.д. Самостоятельная – это индивидуальные
физические нагрузки.
В зависимости от побуждающего фактора, двигательная
активность может быть условно разделена на два вида: специально организованную
(навязанную) и спонтанную (произвольную) активность.
Организованная двигательная активность представляет собой
суммарный объем специально подбираемых и направленно воздействующих на организм
школьников педагогических средств (например, физические упражнения и физические
нагрузки, представленные в соответствующих учебных или тренировочных формах
занятий). Частично организованная двигательная активность – это движения и
нагрузки, которые младший школьник регулирует сам, и они, как правило, не
связаны с решением целенаправленного развития физических кондиций.
В содержании этого вида двигательной активности выделяют в
первую очередь подвижные и спортивные игры, разнохарактерные развлечения,
организуемые детьми самостоятельно в условиях активного отдыха и досуга. Сюда
же можно отнести и спортивные соревнования, в которых младшие школьники
принимают участие в соответствии с собственными интересами, индивидуальным
уровнем владения техникой игровых и соревновательных действий.