Курсовая с практикой на тему Роль дидактической игры при сплочении коллектива детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических
игр при сплочении коллектива детей младшего школьного возраста. 5
1.1. Дидактическая игра как вид
деятельности. 5
1.2. Возрастные особенности младших школьников. 8
1.3. Формы и методы, направленные на сплочение коллектива
детей младшего школьного возраста в процессе дидактической игры.. 12
Глава 2. Анализ возможностей практического использования
дидактических игр для сплочения коллектива детей младшего школьного возраста. 16
2.1. Анализ педагогического опыта по
использованию дидактических игр для сплочения коллектива детей. 16
2.2. Разработка комплекса
дидактических игр, направленных на сплочение коллектива младших школьников. 17
Заключение. 27
Список литературы.. 29
Введение:
Тема курсовой работы – «Роль дидактической игры при сплочении
коллектива детей младшего школьного возраста».
Актуальность данной темы заключается в том, что огромное значение для
формирования личности ребенка имеет коллектив, поскольку дети младшего
школьного возраста особенно остро нуждаются в общении со сверстниками. Для того
чтобы содействовать созданию коллектива детей, можно использовать различные
технологии, одной из таких технологий является дидактическая игра.
Проблемой использования дидактических игр в учебно-воспитательном
процессе занимались известные педагоги-практики, новаторы: А. Макаренко, В.
Сухомлинский, В. Яковлев; а также психологи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин.
Д. Б. Эльконин считал, что игра – это такая деятельность, в которой
воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно
утилитарной деятельности. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о
том, что игра формирует и активизирует общественную жизнь ребенка.
Дидактическая игра является игрой-воздействием, так как для достижения
результата, ученику необходимо выполнять определенные действия, задания и работать
сообща с другими игроками, что так же влияет на взаимоотношения внутри
коллектива, поскольку дети учатся решать проблемы вместе, согласовываясь друг с
другом.
Важно понимать, что игры приносят детям, как вред, так и пользу. Чтобы игра приносила пользу, важно учитывать
множество нюансов, начиная от содержания, формы и способа проведения,
заканчивая длительностью и получаемым в процессе игры результатам.
Дидактическая игра является необходимым элементом процесса обучения,
который развивает у детей мышление и воображение, формирует ориентировку в
жизненных ситуациях, а также, служит созданию и сплочению детского коллектива.
Все вышеперечисленное указывает на то, что работа по теме: «Роль
дидактической игры при сплочении коллектива детей младшего школьного возраста»
является актуальной.
Исходя из этого, была поставлена цель: выявление места и значения
дидактической игры, как технологии, применяемой при сплочении коллектива детей
младшего школьного возраста.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать
научно-методическую и педагогическую литературу по направлению дидактических
игр;
2. Проанализировать основные
особенности и классификации дидактических игр;
3. Выявить место, значение и
обосновать роль дидактических игр при сплочении коллектива детей младшего
школьного возраста.
Объектом исследования является процесс обучения детей младшего
школьного возраста.
Предметом исследования является дидактическая игра, как технология,
применяемая при сплочении коллектива.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и
психологической литературы по теме курсовой работы, синтез и обобщение
полученного материала.
Заключение:
В младшем
школьном возрасте происходит активное познавательное, коммуникативное и
творческое развитие. В связи с этим развитие взаимоотношений в коллективе детей
является самоценным, принципиально новым этапом в жизни ребёнка: в этот период
начинается развитие его деловой коммуникации и установления конструктивных взаимоотношений.
С этого времени заметно расширяются различные аспекты взаимодействия его с
коллективом сверстников, меняется социальный статус и повышается потребность в
самоактуализации.
Одним из эффективных средств развития младших школьников является игровая
деятельность. Средствами игры ребенок овладевает не только новыми знаниями:
также игровая деятельность играет значимую роль в развитии личности школьника в
целом. С помощью различных игр ребёнок приобщается к культуре, получает первые
представления об окружающем мире; игра – незаменимый источник нравственного
познавательного, творческого и эстетического развития личности детей.
Дидактическая игра предполагает создание игровых ситуаций,
требующих от учащихся коллективного взаимодействия. В младшем школьном возрасте
использование игр особенно важно: в этот период происходит смена ведущего вида
деятельности с игровой на учебную. Игра всё ещё очень значима для детей и
любима ими. Использование дидактических игр позволяет формировать мотивацию к
совместной деятельности, а также развивает познавательный интерес.
Процесс
развития общения детей младшего школьного возраста исследовали Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н.
Поддьяков, Л.А. Венгер и др.
На
творческий потенциал игры для развития детей указывали К.Д. Ушинский, Е.И.
Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Джанни Родари, О.С. Ушакова, О.А.
Белобрыкина, Л.Б. Фесюкова, Л.П. Стрелкова, В.А. Краснова и др. В данном исследовании
проведён анализ педагогического опыта, в ходе которого установлено, что
педагоги достаточно часто обращаются к использованию дидактических игр в своей
практике. При этом важнейшими целями использования являются не только
познавательное и творческое развитие, но и сплочение коллектива школьников.
Также установлены наиболее часто используемые педагогами приёмы и наиболее
эффективные виды дидактичкских игр.
На основе проведённого
анкетирования нами разработан комплекс дидактических игр, направленных на
сплочение коллектива детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр
при сплочении коллектива детей младшего школьного возраста
1.1. Дидактическая игра как
вид деятельности Игра является одним из тех явлений, которое сопровождает человека от
рождения и всю его жизнь. Особенно большое значение имеет игра в жизни ребенка,
который только учиться, как нужно общаться, размышлять, действовать в мире, наполненном
общением.
Многие ученые выявляют различные определения понятию «игра»:
Игра, с точки зрения К. Грооса, есть упражнение инстинктов с целью
приобретения ими наибольшей приспособляемости к условиям функционирования. [1,
с. 10]
З. Фрейд, В. Штерн и А. Фрейд считают, что игра –
инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой
символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким
давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего
возможности его свободного самовыражения. [2, с. 7]
По С. Л. Рубинштейну, Л.С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву и Д. Б.
Эльконину, игра – форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира
человеческих отношений. [2, с. 7]
Русский педагог Н. В. Шелгунов пишет, что игра ребенка – его жизнь, он
в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней
полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не
сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой
жизнью. [13, С. 7-8]
Д. Б. Эльконин трактует, что игра – это особый вид человеческой
деятельности (активности), в процессе которой создаются и развертываются
условные формы взаимосвязи объекта и субъекта. [6, с. 8]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра является особым
видом деятельности, помогающим ребенку приспосабливаться к условиям окружающей
его среды.
В дидактических
играх, проводимых в образовательных организациях, проявляется и развивается
творческое воображение ребёнка, который учится оперировать предметами как
символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации
превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности
и ощущает себя активным «участником жизни взрослы»"[1, с.29].
В играх
ребёнок не просто воспроизводит окружающую жизнь, но и преображает её, создавая
желаемое будущее. Л. С. Выготский писал:
«Игра ребёнка не является простым воспоминанием о пережитом, а представляет
собой творческую переработку важных пережитых впечатлений, комбинирование их и
построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям
самого ребёнка» [7, с.33].
Игра занимает
большое место в системе трудового, физического, нравственного, эстетического и
экологического воспитания дошкольников на базе дошкольной образовательной
организации. Она формирует различные полезные для детей психологические
качества личности, такие как решительность, ответственность, готовность к
саморазвитию, готовность к активным действиям, трудолюбие, доброту, чувство
прекрасного и др.
Игра имеет
большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с
наблюдениями повседневной жизни. Разыгрывая роли, изображая те или иные
события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными
явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший
способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их
словом [21, с.31].
Нередко игра
служит поводом для сообщения младшим школьникам новых знаний, для расширения их
кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к
героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии,
стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством
создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в
дошкольном детстве [3, с.72].
Творческую
игру, как правило, не следует подчинять узким дидактическим целям
образовательной организации, с её помощью появляются возможности решать
основные воспитательные задачи.
Интересная
игра значительно увеличивает интеллектуальную активность ребёнка, и он может
решить более трудную задачу, чем во время занятия. Играя, дети получают навыки
применения своих знаний и умений на практике, пользоваться ими в разных условиях.
В творческих играх открывается широкий простор для проявления фантазии и
экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний,
самостоятельный выбор решения поставленной задачи [19, c.44].
В игре
воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных
профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду,
к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых
атрибутов, конструированию [20, c. 34].
Таким
образом, в младшем школьном возрасте дидактическая игра является важнейшей
самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его
физического и психического развития, становления индивидуальности и
формирования детского коллектива. При этом задачей педагога является
организация конструктивного общения между детьми в процессе игр, помощь в
решении возникающих конфликтов, а также в определённых случаях – помощь в
выборе сюжета и направления игр в зависимости от поставленных воспитательных и
образовательных целей.