Курсовая с практикой на тему Роль дидактических игр в развитии лексического строя речи младших школьников с речевой патологией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
I. Теоретические основы работы над развитием лексической стороны речи младших
школьников с речевой патологией. 5
1.1Обзор
научной литературы на предмет изучении речевого развития учащихся 5
1.2.
Особенности лексической стороны речи детей с нарушениями речи. 8
1.3.
Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений у детей
в начальной школе. 13
Выводы
по I главе. 16
Глава
II. Практическая часть. 17
2.1.
Организация логопедической работы с
младшими школьниками с речевой патологией. 17
2.2.
Результаты и статистика проведения логопедической работы с младшими школьниками
с речевой патологией. 22
Выводы
по II главе. 26
Заключение. 27
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность
исследования. Младший школьный возраст — самый важный этап обучения школьников.
Высокая чувствительность этого возрастного периода определяет большой потенциал
для разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в которых она
существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает терять
свое значение и постепенно заменяется обучением и работой, суть которой
заключается в том, что эти занятия, в отличие от игр, которые являются просто
развлечениями, имеют определенную цель. Сами игры становятся новыми. Игры в
процессе обучения представляют большой интерес для младших школьников. Это
игры, которые заставляют задуматься, дают ученику возможность проверить и
развить свои навыки, в том числе конкурировать с другими учащимися.
Участие младших
школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает
настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких
играх улучшается мышление, включая действия по планированию, прогнозированию,
взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Степень развития
проблемы. Вопрос о природе и сущности игры волновал и еще больше привлек внимание
многих исследователей, таких как: Гальперин, П. Я., Данилова В. Л., А. В.
Запорожец, Э Д. Б. Различные подходы к детской игре отражены во многих работах.
Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры как
формы общения (Лисина С.И.), или как формы деятельности, включающей в себя
усвоение активности взрослых (Эльконин Д. Б.), или различают как проявление и
условие духовного развития (Пиаже Г.).
Любой из этих подходов,
подчеркивание одной стороны игры, в конечном счете недостаточен для объяснения
сути, особенностей детской игры в целом.
Цель исследования:
доказать эффективность игровых средств для развития связной речи у детей
младшего школьного возраста с речевыми патологиями. Исходя из цели, можно определить
ряд задач, которые будут решены в этой работе:
1. Провести обзор научной литературы на
предмет изучении речевого развития учащихся
2. Выявить особенности лексической стороны речи
детей с речевой патологией
3. Рассмотреть дидактическую игру как средство
эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе
4. Рассмотреть организацию логопедической работы
с младшими школьниками с речевой патологией
5. Провести анализ логопедической работы с
младшими школьниками с речевой патологией по пяти направления
6. Представить результаты и статистику
проведения логопедической работы с младшими школьниками с речевой патологией
Объект исследования –
процесс развития связной речи средствами игровой деятельности.
Предмет исследования
– игровые средства для развития связной речи младших школьников.
Теоретической и
методологической основой исследования являются труды российских ученых,
материалы периодической печати, научно-практических конференций, посвященные
вопросам развития лексического строя речи младших школьников с речевой
патологией.
Теоретические методы
исследования, используемые в работе: анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение.
Практические методы исследования: констатирующий эксперимент.
Данная работа изложена на
36 листах, и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав,
а также заключение и список использованной литературы.
Заключение:
Процесс проектирования
индивидуального образовательного маршрута в учебной деятельности младшего
школьника с речевыми нарушениями в устной и письменной речи – это актуальное,
результативное, перспективное направление в достижении образовательных и
воспитательных целей. Эта работа носит коррекционно-развивающий характер и
предполагает длительность системного планирования, организации и
прогнозирования положительных результатов воздействия, тем самым повышает
компетентностный уровень учителя. Учет возрастных и индивидуальных способностей
ребёнка учителем позволяет добиваться позитивных результатов и помогает ребёнку
в повышении уровня мотивации учения и социализации ребёнка в обществе.
Для ребенка младшего
школьного возраста игра имеет первостепенное значение. Игра имеет большое
значение в развитии психики детей. Игры способствуют развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, речи, развитию творческих способностей, они
направлены на умственное развитие ученика в целом.
В игре ребенок совершает
открытия, давно известные взрослому. Потребность в игре и желание играть у учащихся
должны использоваться и направляться для решения определенных образовательных
задач. Игра станет средством воспитания и обучения, если она будет
интегрирована в целостный образовательный процесс
Конечно, подготовка и
внедрение игровых приемов в процесс обучения требует от учителя больших усилий.
При подготовке к педагогической (дидактической) игре учитель сталкивается с
проблемами, которые не всегда зависят от его личных качеств как учителя, а
скорее от внешних ограничений. Это также недостаток дидактического игрового
материала, нехватка времени для игр с детьми. Среди учителей часто встречается
мнение: "Если мы будем играть с детьми во время занятий, когда мы будем
преподавать с ними правила?". Однако нам кажется, что эти проблемы возникают
в основном из-за непонимания важности игры как средства обучения, отношения к
игре как методу разрядки, а не стимуляции сознания учащихся.
Основная цель нашего
исследования была достигнута. Мы рассмотрели влияние дидактической игры на
эффективность развития связного языка при обучении учащихся начальной школы с
речевыми патологиями..
Мы справились с
поставленными задачами. Из этого можно сделать следующие выводы:
Игра носит социальный и
исторический характер, а окружающая среда выступает в качестве источника развития.
Характер игры, ее характер и структура определяются обществом.
На данный момент
существует множество классификаций игр, все из которых различаются из-за
разделения.
Дидактические игры часто
используются на разных уроках в начальной школе.
Дидактические игры имеют
большое значение в обучении учащихся начальной школы. Эффективность
использования дидактических игр на уроках начальной школы доказана опытом
многих педагогов и психологов.
Поскольку исследования по
использованию дидактических игр в начальном образовании продолжаются и по сей
день, и наше исследование является лишь кратким анализом работы многих
преподавателей и психологов, существует перспектива дальнейшей работы в этом
направлении.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы работы над развитием
лексической стороны речи младших школьников с речевой патологией
1.1Обзор научной литературы на предмет изучении речевого
развития учащихся Вопросы языковой культуры
в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых
(лингвистов, философов, психологов, социологов, педагогов) обеспокоены падением
общей языковой культуры.
Как отмечает Н. Г.
Комлев, «культура языкового влияния упала до самой низкой строчки». Русский
язык катастрофически отстал от высоких канонов русской литературы. Она
становится все более примитивной, стилистически беспомощной и часто вульгарной.
В связи с этим за последнее десятилетие преподавание родного языка в школе
значительно изменилось. Коммуникативно-лингвистическая направленность языкового
образования, реализация языкового и литературного развития младших школьников
становятся все более очевидными.
По словам Т. Г.
Рамсаевой, языкообразование — это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и
формирование ученика как личности. Под развитием языка в начальной школе
понимается приобретение учащимися языковых навыков, обеспечивающих готовность к
полноценному языковому общению в устной и письменной форме.
Поэтому повышенное
внимание к языковой подготовке учащихся является преимуществом современного
этапа обучения русскому языку, поскольку речь — это деятельность человека,
использующего язык для общения, выражения эмоций, формирования мыслей, познания
окружающего мира, планирования своих действий и так далее. [ 15, с. 34]Кроме
того, речь — это не только процесс, но и результат: лингвистические тексты,
устные или письменные, книги, рассказы, песни и т. д.