Курсовая с практикой на тему Роль дидактических игр в формировании словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретическое исследование навыков словесного общения и средства их развития у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха 4
1.1. Психологические и психофизические особенности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха 4
1.2. Особенности навыка словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха 9
1.3. Роль дидактических игр в формировании словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха 15
Выводы по главе 1 19
Глава 2: Исследование навыков словесного общения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха 21
2.1. Цели и задачи исследования 21
2.2. Методы исследования 21
2.3. Программа исследования 25
2.4. Анализ результатов исследования 30
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложение 42
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями слуха той или иной степени. Значение слуха в жизни человека очень велико. Слух является важной функцией, от которой зависит развитие речи и голоса. Особое значение приобретает функциональная роль органов слуха в детстве. Слух не заканчивает своего развития с рождением ребенка, а постепенно формируется в течение первых лет жизни. Если слух теряется или ослабевает, то в дальнейшем дети нуждаются во вмешательстве специалистов различного профиля. Такие дети часто имеют отклонения в развитии речи и голоса, нарушения в произношении звуков.
Сегодня в России активно изменяется социальная реальность и наряду с положительными достижениями существует множество проблем в социальной сфере. Одна из них – проблема воспитания детей с нарушениями в развитии. Эти нарушения могут быть вызваны разными факторами: например, потеря слуха, которая и сама по себе является значительной проблемой в обучении ребенка с нарушенным слухом. Чтобы предотвратить негативное влияние потери слуха на дальнейшее развитие ребенка необходимо провести ряд мероприятий, направленных на эффективное воспитание и методы коррекционной работы.
В работах Л. Выготского, Д. Эльконина, Л. Божович, М. Лисиной общение рассматривается как специфическая деятельность младших школьников, имеет свою структуру, возрастные особенности развития, свои формы и средства. Способствовать развитию навыков словесного общения могут ролевые игры, где встречается активность.
При выборе методов данного исследования учитывались теоретические положения о психологических механизмах становления субъектной активности личности (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн), о становлении личности, как субъекта учебной деятельности на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Гипотеза исследования: эффективность словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха зависит от степени нарушения слуха и коррекционной работы.
Объект исследования: развитие навыков словесного общения у детей младшего школьного возраста с дефектами слуха.
Предмет исследования: роль дидактических игр в словесном общении детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Цель исследования: выявить уровень навыков словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в процессе использования дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологические и психофизические особенности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
2. Изучить особенности навыков словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
3. Определить роль дидактических игр в формировании словесного общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
4. Провести исследование навыков словесного общения детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Методы исследования:
1. Анализ научной и научно-методической литературы.
2. Анализ анамнестических данных младших школьников с нарушениями слуха.
3. Психолого-педагогическое наблюдение за младшими школьниками с нарушениями слуха.
4. Диагностика навыков словесного общения и речевого развития младших школьников с нарушениями слуха.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Правильно сформированная речь в детстве на протяжении всей жизни является основным средством общения, самореализации, вхождения в социальную среду, регуляции эмоционального состояния поведения и деятельности на всех этапах личностного становления.
Речевое общение является сложной формой социального взаимодействия между двумя и более участниками общения, его главное предназначение — передача содержательной информации от одного участника к другому. Процесс речевого общения имеет свою сложную структуру и свои особенности, которые связаны с его спецификой как образования, возникающего в результате перемежающейся, главным образом устной, спонтанной речи собеседников, что происходит в определенных условиях.
Проведенный корреляционный анализ свидетельствует о достаточно-высоком уровне корреляционных связей между компонентом общения и качествами мышления: сообразительностью, быстротой наглядно-действенного мышления r xy = 0,933 (р> 0,001), последовательностью наглядно-действенного мышления r xy = 0,609 (р> 0 , 05), скоростью образно-логического мышления r xy = 0,671 (р> 0,01), логичностью, рассудительностью образно-логического мышления r xy = 0,698 (р> 0,01), что говорит о взаимозависимости мысли и слова.
Почти у всех детей в ходе исследования голоса выявлены те или иные дефекты голоса. Результаты проведенного исследования голоса детей представлены в голосовых картах. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что работа над голосом, которая проводится в данной группе детей, является недостаточной для формирования голоса, приближенного к норме. По нашему мнению, в работе с детьми исследуемой группы необходимо уделять больше внимания, как развитию голоса, так и коррекции выявленных нарушений.
Предложена разработанная система коррекционных упражнений для детей с дефектами голоса.
Голос имеет важное социальное значение в развитии ребенка, в общении с однолетками и взрослыми. Нарушения голосообразования влияют на развитие речи, нервно-психическое состояние, усложняют коммуникацию, нередко является причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.
Фонопедическая коррекция функциональных нарушений голоса у детей с нарушениями слуха может быть представлена в виде четырех этапов:
1. Подготовительный этап;
2. Этап постановки физиологичного и фонационного дыхания;
3. Этап формирования оптимального физиологичного механизма голосообразования;
4. Этап закрепления навыков голосообразования и голосоведения.
Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.
Изучив состояние голоса младших школьников, были выявлены следующие нарушения: сдавленный голос, голос с придыханием, голос с гнусавым оттенком; повышение голоса или переход на фальцет на некоторых звуках, низкий голос; а также слабый и крикливый голос.
Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса у слышащих и особенностях развития голоса у детей с нарушенным слухом, и о характерных для глухих и слабослышащих нарушениях голоса.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование навыков словесного общения и средства их развития у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
1.1. Психологические и психофизические особенности детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое и психическое становление ребенка. При его отсутствии ребенок самостоятельно, без специального воздействия извне не может овладеть словесной речью. Кроме того, ребенок не может контролировать произношение различных звуков. Отсутствие или недостаточное развитие речи ведут к нарушениям в развитии других познавательных процессов, прежде всего словесно-логического мышления и словесной памяти.
Причинами нарушения слуха у детей могут быть врожденная деформация слуховых косточек, атрофия или недостаточное развитие слухового нерва, химические отравления, родовые травмы, механические травмы, наследственность, алкоголизм родителей, перенесенные инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения) [3].
Различные заболевания органа слуха вызывают различные слуховые нарушения.
Кондуктивная тугоухость – это нарушение слуха, когда блокируется прохождение сигнала от источника звука до завитка, что является результатом повреждений частей наружного и среднего уха [11].
Сенсоневральная тугоухость (нейросенсорная) тугоухость наступает при повреждении структуры завитка, слухового нерва и головного мозга – поражения подкорковых и корковых центров и нервных клеток слуховой системы. Сенсоневральная тугоухость приводит к нарушению обработки мозгом неречевых и речевых звуков и речи как процесса и конечного результата.
Комбинированные нарушения слуха – это заболевания, локализованные в структурах наружного, среднего или внутреннего уха, которые охватывают и структуры головного мозга.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие устойчивое (то есть слух восстановить нельзя), двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух без применения средств компенсации) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота).
К нарушениям слуха относятся глухота, тугоухость, поздняя потеря слуха возникает у детей в возрасте 3-4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты [10].
Глухота – устойчивая потеря слуха, при которой разборчивое восприятие речи невозможно. К категории глухих относятся дети, слух у которых поврежден так, что они самостоятельно не могут использовать его для развития речи. Глухие дети овладевают речью с помощью зрительного (чтение с губ и лица собеседника) и слухозрительного (с помощью звукоусиливающей аппаратуры) способов восприятия словесной речи только в процессе специального обучения.
Тугоухость – устойчивое поражение слуха, которое вызывает трудности при восприятии речи. Детей с тугоухостью называют слабослышащими или с пониженным слухом. К категории слабослышащих относят детей, у которых повреждена слуховая функция, но слух сохранен настолько, что они могут самостоятельно хотя бы в минимальной степени овладеть словесной речью.
В зависимости от того, когда человек потерял слух, выделяют две группы пациентов: с долингвальной глухотой, когда был потерян слух в раннем детстве до начала полноценного овладения речью (позднооглохшие пациенты).
При потере слуха после 5-ти лет дети, как правило, сохраняют словарный запас, умение изъясняться. Основными задачами этого периода являются обеспечение ребенку обратной связи, умение слухо-зрительно-вибрационного восприятия и понимания устной речи тех, кто его окружает. Деятельность взрослых направлена на обеспечение ребенку с постлингвальной глухотой возможностей понимания обращенной к нему речи и сохранности фонематической, лексической и грамматической сторон собственного вещания, эффективность качественного общения и развития ребенка [6].
Лица с нарушением слуха плохо воспринимают речь и другие звуки. В большинстве случаев тугоухим людям помогает слуховой аппарат, который регулирует частотный диапазон звуков, доступных слуховому восприятию, осуществляет компрессию звуков, усиливает их. Однако при тяжелых нарушениях слуха и глухоте, особенно, если у человека повреждены или потеряны волосковые клетки, слуховой аппарат часто не помогает. В этом случае внутреннее ухо не может преобразовать звуковые колебания в электрические сигналы, которые необходимы для восприятия звуков мозгом. Именно для таких случаев применяется кохлеарный имплант. Подбор слухового аппарата может быть на одно или на два уха.
Дети, слухопротезированные двумя слуховыми аппаратами, понимают речь и особенно диалог значительно лучше, чем те, что пользуются только одним. Люди с нормальным бинауральным слухом могут уверенно указать источник звука или сказать, откуда он исходит, а также куда перемещается. Это означает, что человек может сфокусировать свое внимание на том, что хочет слышать. Только бинауральное протезирование гарантирует лицу с нарушением слуха более уверенное участие в групповых дискуссиях, при общении с несколькими людьми, при пребывании в школе и других общественных местах.
Психическое развитие слабослышащего и глухого ребенка происходит с отклонениями от нормы, поскольку физический недостаток вызывает нарушение многих функций психики и психических процессов. Имеющееся нарушение восприятия речи, что мешает становлению речевых механизмов, приводит к недоразвитию речевой деятельности. У ребенка речевое недоразвитие, которое обусловлено полноценным слухом, приводит к нарушению его познавательной деятельности и своеобразного развития таких психических процессов, как мышление, память воображение и тому подобное. Это осложняет социальное взаимодействие ребенка с нарушением слуха. Трудности словесного общения является одной из главных причин нарушений развития. Однако современные достижения науки (техники, медицины, сурдопедагогики) обусловили разработку высоких технологий, необходимых для практического решения большинства проблем детей с нарушением слуха [1].