Курсовая с практикой на тему Роль деятельности в психическом развитии ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
1. Характеристика исследуемого
социально-педагогического явления. 5
1.1. Общая характеристика сферы самосознания в
психологии. 5
1.2. Содержание понятия «самооценка». 16
1.3. Связь самооценки и психического развития ребенка. 21
2. Практическая часть исследования. 23
2.1. Характеристика опытно-экспериментальной работы.. 23
2.2. Обобщение информации. 29
2.3. Методические рекомендации. 37
Заключение. 41
Список использованных источников. 42
Введение:
Младший школьный возраст – сложный период в жизни, для данного периода характерно
переосмысление ценностей, идеалов, формирование четкого мировоззрения и т.д.
В данном возрасте происходит становление сознания и самосознания, а центральным
образованием личности выступает самооценка, по средствам которой регулируется поведение,
становление личности и планирование жизненных перспектив каждого ребенка.
Актуальность темы исследования. В условиях модернизации современной системы
образования важным является возросший интерес к психическому развитию ребенка.
Современное направление образования в нашей стране ориентировано на признание
права обучающегося на реализацию своей индивидуальности и всестороннее развитие
здоровой, самостоятельной и творческой личности. По Федеральному государственному
образовательному стандарту одним из условий развития личности, способной к самоактуализации
и готовой к высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка.
Психическое развитие – процесс
накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики,
обусловливающие формирование личности. Психическое развитие всегда имеет
индивидуальные особенности.
Одним из важных теоретических
понятий, связанных с психическим развитием, являются факторы, которые
способствуют или препятствуют, ускоряют или замедляют процесс развития
человека.
На всем протяжении жизни ребенка его
психика находится в процессе непрерывного развития, протекает не всегда
равномерно (скачкообразно): периоды относительно медленного, постепенного
созревания сменяются периодами бурного развития.
Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было
раньше в готовом виде. Каждый возрастной период характеризуется
анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка, появлением новых
социальных потребностей и определенным характером взаимоотношения его с
окружающей средой.
Ученики младшего школьного возраста делают лучше всего, начиная с конкретных
ситуаций, подробных описаний. Критерием правильного обобщения является умение привести
конкретный пример, соответствующий полученным знаниям.
Восприятие младшего школьника характеризуется высокой эмоциональностью и яркостью
воспринимаемых образов.
Символические и схематичные изображения воспринимаются хуже, визуальный материал
лучше. Небольшой жизненный опыт не позволяет ученикам точно оценить время и пространство.
Цель исследования – проанализировать роль самооценки в психическом
развитии ребенка.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить характеристику исследуемого социально-педагогического
явления
2. Провести опытно-экспериментальную
работу по исследуемому социально-педагогическому явлению
Объект исследования – психическое
развитие ребенка.
Предмет исследования – роль самооценки в психическом развитии
ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ научной и учебной литературы, сравнение,
классификация, обобщение, методика «Лесенка», социометрия, а также диагностика
личностных УУД.
Гипотеза исследования:
неадекватная самооценка будет способствовать неблагоприятному психическому
развитию личности младшего школьника.
Экспериментальная база: МБОУ
СОШ 12, младшие
школьники.
Структурно работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности является
одной из основных задач современного общества.
Ребенок всегда состоит в каких-либо формах общественной
практики. При ее отсутствии специальной организации на воспитание ребенка будет
оказываться формы, традиционно сложившиеся в обществе, взаимодействие которых может
привести к противоречиям целей воспитательного процесса.
Общение с школьниками – это творческий процесс, который вызывает к жизни множество
непредсказуемых ситуаций взаимодействия. Взрослый должен уметь управлять инициативой
в общении. Если он умеет это делать, то и влияние будет более эффективным. Он должен
знать, что как только он ограничивает взаимодействие с учащимися функциональными
задачами и недостаточно активно воздействует на их личность, возникают сложности
и перебои в общении.
Необходима оптимизация учебной деятельности в условиях МБОУ СОШ 12 с применением
традиционных и инновационных средств. Обязательным условием реализации программы
является комплексность, цельность, регулярность и систематичность проведения мероприятий,
ее составляющих.
Учебная деятельность по сути своей связана именно с продуктивным (или творческим)
мышлением школьников. Вместе с тем методисты считают, что «творческие самостоятельные
работы в настоящее время организуются в начальных классах при изучении любого из
учебных предметов». При выполнении этих работ дети с необходимостью осуществляют
самостоятельный поиск пути решения задачи, рассматривают его различные возможные
варианты
Таким образом, цель исследования была достигнута путем решения поставленных
задач.
Фрагмент текста работы:
1. Характеристика исследуемого социально-педагогического явления
1.1. Общая характеристика сферы
самосознания в психологии
В психологических учениях сфера
самосознания выступает как сугубо личностное образование, существенно
определяющее психологический и социальный облик человека, его позицию и способ
существования в мире [12]. В западной психологии проблематика самосознания
получила концептуальную разработку в трудах У. Джемса, в учении символического
интеракционизма (Ч. Кули, Дж. Мид, М. Кун, Г. Келли), в психоаналитических
подходах (З. Фрейд, К. Юнг, К. Хорни, Э. Эриксон), в гуманистических концепциях
(К. Роджерс, А. Маслоу), в когнитивистских построениях (Л. Фестингер, М.
Розенберг). Накопленный в русле этих направлений опыт служит фундаментальной
основой современных исследований сферы самосознания личности. В рамках этих
направлений развитие самосознания обусловлено достижением адекватности в
самооценке (У. Джемс), распознаванием бессознательных процессов и влечений (З.
Фрейд), постижением глубинных слоев психической жизни (К. Юнг), преодолением
базовой тревоги (К. Хорни), достижением Я-идентичности (Э. Эриксон),
отношениями «значимого другого» (Ч. Кули), протеканием социального процесса
«внутри» личности (Дж. Мид), внутренней жизнью социальных установок (М. Кун),
референтными отношениями (Г. Келли), достижением «когнитивного соответствия»
(Л. Фестингер), когнитивной развитостью образа «Я» (М. Розенберг),
формированием Я-концепции (К. Роджерс), процессом самоактуализации (А. Маслоу)
[48].
Проблема развития самосознания
личности в зарубежной психологии за относительно короткий исторический срок
прошла сложный и богатый по эвристичности путь изучения от интрапсихических
детерминант (психоанализ) до интерпсихических описательных моделей (интеракционизм).
Преодолев механистические основы функционализма У. Джемса, разработка этой
проблематики охватила широкий методологический диапазон от концепций глубинной
психологии и иррационализма до понимания принадлежности к вершинным
психологическим процессам.
В отечественной психологической науке
исследование проблемы самосознания и его развития основывается на
фундаментальной научной традиции, появившейся в трудах Б. Г. Ананьева, Л. С.
Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и
др., которая рассматривает процесс самосознания, его характеристики и свойства
как неотъемлемую сущность человека, являющегося существом деятельным и
социальным [12].
Термин «уровень притязаний» был
введен в школе немецкого психолога К.Левина. Дж. Фрэнк понимал под ним уровень
трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть,
зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании. Для Е.А.
Серебряковой уровень притязаний — это потребность в известной самооценке,
принимаемой и одобренной человеком [57].
Ф. Хоппе определил уровень притязаний
как модель ситуации выбора действия.У. Джемс выделил две формы самооценки:
самодовольство и недовольство собой. Он понимал под самооценкой сложное
образование, являющееся производным элементом развития самосознания которое
формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).
В исследованиях К. Левина признается
связь оценки себя и уровня притязаний [35]. По мнению, А.В. Захаровой
самооценка — проекция осознаваемых качеств на внутренний эталон, сопоставление
своих характеристик с ценностными шкалами [22]. А с другой стороны самооценка —
это гордость, самоуверенность, позитивная или негативная установка на себя.
Г.К. Валицкас предложил рабочее
определение данного конструкта: Самооценка — это продукт отражения информации
субъектом о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами,
существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного,
общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов.
Одним из
основоположников изучения личности в отечественной психологии является С. Л.
Рубинштейн. Изданный в 1935 году его фундаментальный труд «Основы общей
психологии» стал отправной точкой развития многих