Теория и методика обучения изобразительному искусству Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Роль цвета в воспитании эстетического чувства младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИЗО В ВОСПИТАНИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.. 7

1.1. Воспитательные функции уроков ИЗО.. 7

1.2. Природа эмоционально-ценностной сферы младших школьников. 10

Выводы к главе 1. 18

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЦВЕТА.. 20

2.1. Пути диагностики уровня сформированности эстетического
развития младших школьников. 20

2.2. Формы работы по воспитанию эмоционально-ценностного
отношения младших школьников к окружающему миру на уроках ИЗО.. 23

Выводы
к главе 2. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

ПРИЛОЖЕНИЯ. 38

  

Введение:

 

В теории и практике современного образования не теряет
остроты проблема воспитания у учащихся начальной школы ценностного отношения к
изобразительному искусству. Как составная часть культуры человечества,
изобразительное искусство, с присущим ему влиянием на сознание и подсознание
человека, имеет широкий спектр влияния на развитие личности ребенка. Не
случайно внимание многих психологов (Б. Т. Ананьев, А. В. Бакушинский, Л. С.
Выготский, А. Леонтьев, И. Ф. Люц и др.) и педагогов (С. Г. Дамаданова, Л. М.
Масол, Б. М. Неменский, И. М. Полинский, Б.П. Юсов и др.) сосредоточено на
исследовании проблемы воспитательных возможностей изобразительного искусства в
процессе формирования ценностных ориентиров учащихся младшего школьного
возраста.

Однако недостаточное, несистематическое, а часто и
формальное использование воспитательного потенциала и содержательных
возможностей уроков изобразительного искусства в учебно-воспитательном процессе
общеобразовательных учебных заведений тормозит процесс становления ценностного
отношения учащихся младшей школы, снижает их познавательную и
художественно-творческую активность, тем самым приводит к неопределенности
эстетических смыслоценностных ориентиров, неумению сознательно осуществлять
ценностный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Процесс эстетического усвоения и узнавания мира в младшем
школьном возрасте приобретает качественно новый уровень: растет познавательный
интерес к восприятию окружающей действительности, произведений изобразительного
искусства, собственной художественной деятельности. Это объясняется тем, что в
младший школьный период развития происходит резкий подъем жизнедеятельности и
личностной активности ребенка, которая сконцентрирована на познании своего
внутреннего мира и характеризуется большой восприимчивостью к усвоению системы
общечеловеческих и эстетических ценностей, господствующих в мире взрослых.
Именно в этом возрасте проявляется наличие (или отсутствие) дальнейшего
интереса ребенка к общению с изобразительным искусством, интереса к познанию
художественных явлений, желания художественно-творческого самовыражения.

Благодаря возрастным изменениям, происходящим в
интеллектуальной и эмоциональной сферах личности младших школьников и
порождающим новый уровень их самосознания, обусловливающих потребность в
самоутверждении, самовыражении, и самореализации, они охотно участвуют в
разгадывании различных головоломок, с интересом ищут пути творческого решения
определенных «проблемных» задач, предложенных учителем. Поэтому в младшей
школе, в отличие от репродуктивной и объяснительно-иллюстративной методик,
стоит чаще применять на уроках изобразительного искусства проблемно-поисковую
методику обучения, которая должна установку учеников к самостоятельной,
творческой деятельности. Проблемный тип организации обучения побуждает учителя
постоянно искать пути совершенствования урока, дает возможность широко
использовать на уроке различные формы обучения и методические приемы,
необходимые для организации увлекательного сотрудничества учителя с учениками.
Необходимость реформирования уроков изобразительного искусства в парадигме
учебно-воспитательного процесса начальной школы в сторону морально-эстетической
составляющей обусловливает актуальность предложенного исследования.

Цель исследования – теоретически обосновать и
экспериментально проверить влияние цвета на эстетическое воспитание младших
школьников на уроках изобразительного искусства.

Цель исследования конкретизируется в процессе решения
следующих задач:

1. Исследовать философский аспект развития эстетического развития
личности младшего школьника.

2. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы
по вопросам использования картин пейзажного жанра в формировании эстетического
отношения детей к природе.

3. Определить критерии и уровни сформированности
эстетического отношения младших школьников к природе в теории и практике
образовательного процесса начальной школы.

4. Обосновать педагогические условия и методику использования
цвета в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках ИЗО.

Объект исследования – процесс эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – содержание и методы формирования у
детей младшего школьного возраста эстетического отношения к природе средствами изучения
цвета.

Базой для проведения экспериментальной деятельности стал третий класс школы № 1 города Бугульмы Республики Татарстан.

Для решения поставленных задач использован комплекс
научных методов исследования: анализ, сравнение, систематизация, классификация
и обобщение данных психолого-педагогической, философской литературы по проблеме
исследования, изучение и обобщение опыта работы учителей младших классов,
родителей, позволили сформировать собственный взгляд на проблему исследования и
выявить научные основы создания экспериментальной модели.

Практическая значимость полученных
результатов заключается в том, что разработана система работы по формированию у
детей младшего школьного возраста эстетического отношения к природе на основе
организации художественно-педагогического общения всех субъектов
учебно-воспитательного процесса, базовым средством которого является картины
пейзажного жанра и методическое обеспечение, созданное для реализации
предложенной методики; осуществлена ​​систематизация картин пейзажного жанра
отечественных и зарубежных художников, доступных для восприятия детьми младшего
школьного возраста.

Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложения. В первой главе
рассмотрены теоретические аспекты проблемы исследования. Вторая глава содержит
рекомендации по совершенствованию работы по формированию у детей младшего
школьного возраста эстетического отношения к природе. В заключении подведены
итоги исследования. Приложение содержит материалы, необходимые для
диагностической работы с младшими школьниками.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эстетическое отношение имеет сложную и
многоаспектную природу, что иллюстрируется характеристикой его составляющих
элементов. Изучение психологических механизмов развития эстетического отношения
способствовало определению психологических особенностей формирования
эстетического отношения ребенка к природе, что позволило толковать его как
чувственное, сущность которого заключается в том, что это самый высокий уровень
отношения человека к явлениям жизни, на котором общая польза и истина
трансформируются в глубоко личную, свободную, бескорыстную эстетическое
наслаждение.

Определение произведений живописи как
оптимального средства формирования эстетического отношения у детей младшего
школьного возраста к природе объясняется тем, что в них художественные образы
выступают вторичным идеальным воспроизведением и преобразованием эстетических
данных природы, которое осуществляется по направлению: восприятие — рефлексия —
отношение. Обеспечение воспитательного воздействия в триаде «природа —
искусство — природа» достигается при условии отношения личности к природе не с
позиций эстетического прагматизма, а реализуется за счет использования
искусства живописи, как одного из средств формирования у детей эстетического
отношения к природе путем предоставления им возможности увидеть
аккумулированную в произведении искусства красоту и найти ее в окружающей
среде.

Педагогически значимыми условиями
формирования эстетического отношения является направленность на пробуждение
чувства красоты, положительных эмоций, педагогически компетентное обеспечение
эмоциональной и эстетической насыщенности познавательной деятельности младших
школьников, организация со стороны взрослого процесса непосредственного
взаимодействия ребенка с объектами и явлениями природы и целенаправленное
управление детской деятельностью для перехода внешних отраженных качеств в
постоянные внутренние. Постоянным показателем своеобразия эстетического
отношения детей к объектам и явлениям природы зависимость от поведения и
отношения к природе близкого взрослого.

Проверка эффективности системы работы по
использованию пейзажного жанра живописи в формировании эстетического отношения
младших школьников к природе подтверждает, что эстетическое отношение без его
стимулирования развивается медленно или почти не развивается. Свидетельством
этого выступает вялая динамика развития исследуемого качества у детей
контрольной группы. В результате работы по предложенной методике дети
экспериментальной группы продемонстрировали ярко выраженный рост
сформированности эстетического отношения к природе. Экспериментальная проверка,
данные апробации и внедрения в практику предложенной
организационно-педагогической модели формирования эстетического отношения
младших к природе средствами изобразительного искусства свидетельствуют о ее эффективности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ИЗО В
ВОСПИТАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОКРУЖАЮЩЕМУ
МИРУ 1.1. Воспитательные функции уроков
ИЗО

В начальной школе система
художественно-эстетического воспитания в целом реализуется в
учебно-воспитательном процессе, осуществляется на уроках и во внеурочное время,
но основами эстетических знаний и умений учащиеся овладевают прежде всего в
процессе освоения учебными дисциплинами. «В любой науке, — отмечал по этому
поводу К.Д. Ушинский, — более или менее существует эстетический элемент,
передачу которого ученикам должен учитывать наставник» [26, c. 82]. В начальной
школе этому способствует творческий подход к решению учебных и воспитательных
целей, выразительность слова учителя, отбор и оформление наглядного и
раздаточного материала и тому подобное.

Особое место среди учебных дисциплин
занимают предметы эстетического цикла – музыка, изобразительное искусство,
литература. Художественный образ, как основа искусства, является обобщением
действительности в индивидуализированной, конкретно-чувственной и эстетически
выразительной форме как единство того, что чувствуем, и того, что понимаем.
Именно благодаря особенностям своего влияния на ребенка (чувственная
непосредственность, идейная направленность, побудительная сила) искусство, как
никакая из других форм общественного сознания, является самым эффективным
средством эстетического воспитания.

Говоря о развитии эстетического
восприятия детей средствами искусства, И. Я. Лернер подчеркивал сложность
поставленной проблемы: «Смотреть и слушать, получать удовольствие – это кажется
такой несложной психологической работой, выполняя которую, совершенно не
чувствуем необходимости ни в каком специальном обучении. Между тем это и
составляет основную цель и задачи общего воспитания» [14, c. 51].

«Ввод» искусства во внутренний мир
ученика начальной школы как результат понимания художественного образа должен
опираться на создание эмоционального контакта с произведениями, которые
воспринимаются, совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности
мышления, обогащение эмоционально-личностного опыта школьника с учетом
воспитательных, образовательных и корректирующих моментов, заложенных в самом
содержании искусства. Педагог должен всегда помнить, что «на искусство нельзя
смотреть как на пилюлю, которая спасает от бед … Оно – плуг на ниве души, а
не лекарства. Плуг не пашет сам, им нужно уметь пользоваться» [19, c. 31].

Значительный эстетический потенциал
имеют уроки изобразительного (визуального) искусства. Это обусловлено как самой
природой восприятия изобразительного искусства, так и тем, что изобразительная
деятельность является одной из самых доступных для учащихся форм творчества.
Занятия по изобразительному искусству дают возможность эффективно развивать у
учащихся чувство прекрасного, формировать представление о визуальном искусстве,
знакомить с его ролью в жизни людей, с образным языком разных видов и жанров искусства,
развивать адекватное эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям
окружающего мира и произведений изобразительного искусства, интерес к
художественной творческой деятельности, способность к восприятию, пониманию и
воспроизведению художественных образов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы