Курсовая с практикой на тему Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого
воображения младших школьников посредством цвета. 6
1.1. Понятие о воображении и его видах в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Роль цвета в развитии творческого воображения учащихся. 10
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию творческого
воображения младших школьников. 17
2.1 Изучение уровня сформированности творческого воображения
младших школьников. 17
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения
младших школьников при помощи цвета на уроках по изобразительному искусству. 19
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы.. 22
Заключение. 26
Список использованных источников. 28
Введение:
В условиях современной
действительности, когда востребованными становятся люди, умеющие нестандартно
мыслить, принимать решения, основанные на творческом подходе, роль школы
заключается в том, чтобы подготовить детей к этой современной жизни. Именно
поэтому важнейшей задачей современной школы является развитие творческих
способностей у обучающихся. Этот процесс позволяет погрузиться во все этапы
развития личности ребенка, пробуждает самостоятельность и инициативность
принимаемых решений, помогает выработать привычку к свободному самовыражению,
появляется уверенность в себе.
Проблема развития
воображения не является новой. На этот вопрос концентрировали свое внимание
педагоги всех времен, ведь считается, что значение процесса воображения в жизни
человека, его деятельности, очень велико. Многие педагоги, психологи и другие
исследователи (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, И.М. Розет,
Э.П. Торренс, Дж.П. Гилфорд и др.) отмечают важную роль развитого воображения в
различных областях человеческой деятельности, например, такой как:
художественной, литературной.
А также в научном
творчестве, и в других видах человеческой деятельности. Неслучайно в трактовке
воображения сталкиваемся как с полным отождествлением с другими функциями,
такими как образное мышление, и отрицанием его специфики, так и с признанием
его в качестве самостоятельной деятельности продуктивно-творческого характера.
Существование различных
точек зрения на сущность одного и того же процесса говорит о необходимости
дальнейшего исследования указанного феномена. Но пока психологи и педагоги
могут сказать очень немногое о природных механизмах воображения, возможностях
его формирования и связях с другими функциями.
Одним из способов
развития воображения, является развитие чувства цвета. С его помощью можно вылепить
форму предмета, изобразить красоту окружающего мира,
выразить чувства, настроение, определенное эмоциональное состояние.
Цвет влияет на развитие ребенка не напрямую, а через его сознание и культурного
к нему отношения.
Чувство цвета
– выражение художественной культуры народа.
Однако восприятие цвета у людей индивидуально. Оно
зависит от пола, возраста, настроения,
жизненного опыта и многих других причин.
Одним и первых
исследователей воздействия цвета был И. Гёте. Он считал, что
цвет «независимо от строения и формы материала оказывает известное воздействие
на душевное настроение. Тем самым, впечатление, вызываемое цветом,
определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями.
Отдельные красочные впечатления должны действовать специфически и вызывать
специфические состояния. И далее, отдельные цвета вызывают особые душевные
состояния».2 Согласно этим положениям, Гёте ставит в
соответствие определенным цветам определенные психологические состояния
человека. Подобное свойство цвета Гёте иллюстрирует описанием тех изменений в
душевном состоянии, которые происходят при достаточно длительном воздействии
цвета на человека.
Развитие чувства цвета у школьников в процессе
изобразительной деятельности представляется одной из актуальных сторон развития
ребенка, так как цвет, оказывая физиологическое и психологическое воздействие
на человека, способствует развитию органов чувств, является важным средством
выразительности в детском художественном творчестве.
Таким образом, выбранная нами
исследования является актуальной. Необходимо научить детей уже в школьном
возрасте выражать при помощи цвета свои чувства и эмоции, сознательно
воспринимать и эмоционально переживать цвет и закреплять эти переживания в
практической деятельности.
Объектом исследования
является образовательный процесс, направленный на развитие творческого
воображения учащихся с помощью цвета.
Предметом исследования является содержание
образовательного процесса, приемы использования цвета и методы обучения направленные
на развитие творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Цель исследования: изучить методику
формирования развития творческого воображения учащихся с помощью цвета.
Достижение цели
потребовало решения следующих задач:
— раскрыть понятие о
воображении и его видах в психолого-педагогической литературе;
— исследовать роль цвета
в развитии творческого воображения учащихся;
— изучить уровень сформированности
творческого воображения младших школьников;
— разработать и
апробировать работу по развитию творческого воображения младших школьников при
помощи цвета на уроках по изобразительному искусству;
— провести анализ
результатов экспериментальной работы.
Методы исследования:
1) теоретический анализ
педагогической, психологической и методической литературы;
2) проведение
диагностических методик, направленных на развитие воображения у младших
школьников.
Цель и задачи
исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя
главами, заключением и списком использованных источников.
Заключение:
Подводя итоги проведенного
исследования, можно сделать следующие выводы.
Творческое воображение —
это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые
образы и идеи, отражающие его мировоззрение, представляющие ценность для других
людей или общества в целом и воплощающиеся в конкретные оригинальные продукты
деятельности.
Цвет – это художественное
выражение человеком его способности к восприятию действительности во всем
богатстве красок.
Основная классификация
цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические,
а характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон, насыщенность
или интенсивность, чистота цвета.
В истории существует три
этапа представления людей о цвете: этап до научных представлений о цвете;
общенаучный и общефилософский этап изучения цвета; этап развития прикладного
знания о цвете.
Таким образом, цвет
в развитии творческого воображения учащихся играет
очень большую роль. Он может влиять на наше настроение и мысли.
С его помощью можно представлять действительность
в образах и иметь возможность пользоваться ими,
решая задачи. Поэтому развитие
творческого воображения необходимо каждому человеку,
с его помощью мы
можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма,
настраивать его на предстоящую деятельность.
Проведенное исследование в
практической части работы показало эффективность специально организованной
работа по изобразительному искусству посредством использования цвета во
внеурочное время, направленной на развитие творческого воображения младших
школьников.
Подводя итоги
проведенного эксперимента можно сказать, что результаты проведенного
контрольного эксперимента позволяют говорить об эффективности проведенной
обучающее — развивающей работы по развитию творческого воображения у детей
среднего школьного возраста на внеклассных занятиях по изобразительному
искусству через восприятие цвета.
Проведенный эксперимент
показал значительные успехи у детей. Они заключались в повышении интереса к
заданиям творческого характера; в повышении качества рисунков детей, которые
стали более проработанными, детализированными; в появлении необычных персонажей
и ситуаций в рассказах детей; в появлении стремления к самостоятельному
творчеству, а не к копированию уже имеющихся знаний; в ходе занятий у
школьников отмечалось развитие партнерских отношений, дети стали интересоваться
друг другом, помогать друзьям.
Таким образом,
проведенная экспериментальная работа подтвердила как имеющиеся литературные
данные об особенностях творческого воображения детей младшего школьного
возраста, так и исходную гипотезу, которая заключалась в предположении о том,
что специально организованная работа на внеклассных занятиях по
изобразительному искусству посредством использования цвета обладает большим
потенциалом для развития творческого воображения у детей младшего школьного
возраста
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческого
воображения младших школьников посредством цвета
1.1. Понятие о воображении и его видах в
психолого-педагогической литературе Рассмотрим понятие
воображения с разных точек зрения, изучив различную психолого-педагогическую
литературу. Ключевский В.О. считал, что «воображение-это на то и воображение,
чтобы восполнять действительность» [15].
Карл Маркс — немецкий
философ, писал, что воображение — это великий дар, так много содействовавший
развитию человечества
[15].
С.Ю. Головин в своём
словаре практического психолога даёт следующее определение воображения: «Воображение
— способность человека к построению новых образов путем переработки психических
компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа
предмет а или ситуации путем перестройки наличных представлений» [4].
Рассмотрим определение,
которое представлено в энциклопедии «Культурология. ХХ век». В данной
энциклопедии утверждают, что «воображение-это способность мысленного
представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии».
А.Н. Леонтьев определяет
воображение – «как познавательный процесс, имеющий в своей основе аналитико-синтетическую
деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и
признаки предметов или явления, синтез — объединить в новые комбинации, до сих
пор не встречались» [7].
В результате создается образ или система образов, в которых реальная
действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде
и содержании.
А.В. Петровский считает
воображение за психический процесс, отражающий действительность в специфической
форме, например, в виде образов, идей и представлений, то есть объективно или
субъективно новое. Данный процесс использует образы памяти, восприятия и
приобретенных знаний [10].
Под объективно новым понимается то, что этот результат воображения создается
первоначально в обществе. Субъективно новое определяется новизной только для
самого создателя, потому что в обществе субъективно новое уже имеет
известность.
Процесс преобразования
представлений – определяет А.Г. Маклаков воображение. Преобразуется реальная
действительность и на основе её создаются новые представления [12].
В энциклопедическом
словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона за воображение принимается всякое
воспринятое впечатление, оставляющее известный след. Этот след может
возобновляться, что в следствие считается воспоминанием. Появление в воспоминаниях
принимается за образ. Данный термин в психологии применяется для слуховых,
зрительных и других впечатлений, например, образ мелодий, образ известного
осязательного впечатления. Копией впечатления является образ [16].
Р.С. Немов считает способность
представить несуществующий или вымышленный объект, которым можно мысленно
управлять и удерживать в сознании считается воображением [14].
Критичность воображения
определяется по тому, в какой степени созданы человеком фантастические образы
приближены к реальности. Критическим является такое представление,
фантастические образы которого приближены к научному предвидению. Некритичным
считается воображение человека, которое способно создавать только невыполнимые
выдумки. Воображение разделяют на несколько видов. В частности, В.М.
Козубовский классифицирует воображение на четыре типа [13]: активное, пассивное, воссоздающее и
творческое (рисунок 1.1). Рисунок 1.1 — Типы воображения Под активным воображением
понимается формирование образов по желанию субъекта, которые связаны с
определенными нереализованными потребностями человека. Активное воображение
направлено в будущее и имеет связь с волевым решением проблем творческих и личностных.
Например, за активное воображение можно считать воображение художника, который
придумывает проекты будущих работ, воображение архитектора, который создает
новый стиль или тип здания. Так называемый метод «мозгового штурма» также может
считаться активным воображением – следствие совокупности процессов воображения
участников.
Пассивное же воображение,
с точки зрения В.М. Козубовского, имеет спонтанное формирование образов. Кроме
того, эти образы не предназначены для воплощения в жизнь [14]. Простой пример проявления
пассивного воображения – сновидения, а также гипнотическое и бредовое
состояния. Данный вид воображения ориентирован на вытеснение негативных эмоция
на психологическом уровне или сохранением положительных. Проще говоря – играет
роль психологической самозащиты. Возникающее пассивное воображение компенсирует
часть бытия человека, которое оказалось нереализованным по причинам
нерешительности, противодействия и других причин [13].
Можно также сказать, что
пассивное воображение, в большинстве случает, заменяет человеку необходимость
действовать. Репродуктивное воображение проявляется в ситуации воссоздания
образа объекта, который реально существовал в прошлом словесно или на схеме,
чертеже, эскизе. Например, фрагменты Бοрοдинскοгο сражения 1812 г. по роману
Л.Н. Толстого «Война и мир» можно воплотить в виде создания соответствующей
панорамы. В качестве примера, из того же произведения, можно взять военного
командира. Подготавливая наступление на врага, он постоянно использует данный
тип воображения. Используя зрительное восприятие карты и репродуктивное воображение,
он пытается воссоздать ход будущего боя. Второй пример – следователь. Прибывая
на место преступления, необходимо воссоздать образ преступника и его порядок
действий. Все эти данные в дальнейшем используются для гипотез раскрытия
преступлений [16].
Продуктивное, то есть творческое
воображение формирует те образы, которых нет в реальном мире, например, образ
кентавра. Эти образы могут опираться на какие-то знания или жизненный опыт
человека. На основе этих знаний в сознании человека будет формироваться модель
будущего предмета. Трудность может возникнуть на этапе объединения данных
элементов в единую связанную цепь. Наиболее характерно творческое мышление для
устремленных в будущее и с активной жизненной позицией личностей. Например,
творческое воображение Н. Коперника создало образ бесконечности и населенности
миров во Вселенной, которое опровергло парадигму Аристотеля и послужило
отправной точкой развития новой астрономии и физики, которые в дальнейшем
разрабатывали Дж. Брунο и Г. Галилей. Можно отметить, что именно воображение,
которое было основано на наблюдательности и интуиции было инструментом взамен
телескопа для ученых, которые могли заглянуть в неизведанные миры Вселенной [12].
Л.А. Григорович и Т.Д.
Марцинковская в своем учебном пособии «Педагогика и психология» говорят о том,
что воображение — это процесс отражения действительности за пределами
существующих связей и отношений
[10].
Преобразуя образы и представления, воображение направлено на создание
продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющих ее.
С.Р. Немов подчеркивает
то, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего
человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного
вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях
жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто
нецелесообразны» [16].
Таким образом, проанализировав
литературу, было определено понятие воображения, выявлены виды, функции и
специфика воображения. Опираясь на точки зрения С.Ю. Головина, А.Н. Леонтьева и
В.М. Козубовского мы определили, что воображение — это психический процесс, который
заключается в создании новых представлений, мыслей и образов на основе прошлого
восприятия, приобретенного опыта, имеющихся знаний [12]. Также ознакомились с основными
направлениями изучения воображения в различные исторические периоды с точки
зрения философии и психологии.